Коррекционно-педагогическая работа, направленная на формирование орфографической зоркости учащихся с умственной отсталостью

 

Становление навыков орфографической зоркости – это систематическая работа, которую педагоги начинают проводить с детьми в младших классах. Как правило, комплексы упражнений, специально созданные для развития зрительного восприятия, однако слуховая орфографическая зоркость является основой для правильной устной и письменной речи.

В ходе различных исследований устанавливалась эффективность применения различных методик. В частности, удалось выявить тот факт, что на начальном этапе развития орфографической зоркости у школьников с умственной отсталостью следует обратить особое внимание на речевые кинестезии, то есть обычное проговаривание. С помощью данного действия дети в ходе обучения дети начинают воспринимать язык более точно. Зрительная составляющая при этом призвана привлекать внимание школьников к отличительным особенностям и уникальным чертам орфограмм. Также с помощью визуального восприятия проводятся упражнения на сравнение и анализ [28].

Стоит отметить, что любые графические и орфографические написания возможны только при условии постоянного сопоставления речевых единиц. Буквы, слоги и слова непрерывно подвергаются фонетическому анализу и фонологической оценке. Если с сильными позициями написание простое и однозначное, то со слабыми все несколько сложнее. Именно здесь важную роль начинает играть формирование орфографической зоркости учащихся с умственной отсталостью. Развитый фонетический слух дает возможность быстро находить такие слабые места и правильно решать возникшие в ходе написания задания.

Не так давно современные специальные (коррекционные) школы взяли на вооружение новый метод, автором которого принято считать учителя русского языка с большим стажем педагогической работы П.С. Троцкого. Основа применяемого метода довольно проста: следует сочетать орфографическое чтение с артикуляционной памятью. Метод позволяет запоминать сложные слова путем многократного повторения этих слов вслух, при этом произношение должно в точности повторять правильное написание. Однако специалисты признают, что такой вариант не может считаться универсальным для полноценного формирования орфографической зоркости. Дело в том, что таким образом дети не проводят теоретического осмысления изученного материала, хотя сама методика однозначно положительно влияет на общий уровень грамотности школьников с умственной отсталостью.

Более современные исследования на предмет откладывания информации в человеческой памяти свидетельствуют о том, что без опоры на любую умственную деятельность и понимание событий, процессов и явлений совершенно невозможно усвоить материал или получить необходимые знания. В свою очередь, отрывочные и поверхностные сведения, которые не дают возможности полного рассмотрения всех нюансов, требующих многократного повторения увиденного или услышанного с целью дальнейшего закрепления. Развитие орфографической зоркости на уроках русского языка позволяет сократить время, необходимое для усвоения материала и его корректного воспроизведения [25].

В первую очередь ребенок с умственной отсталостью должен выработать у себя сознательное отношение к собственному письму, а также сформировать мотивацию для обращения к правилам и словарям. Грамотное написание начинается с начального умения видеть орфограммы. Обучающемуся с умственной отсталостью необходимо не только воспринимать и осознавать свои действия. Не менее важным моментом является умение классифицировать найденные орфограммы, верно определяя их тип. В самом начале необходимо пользоваться последовательной проверкой всех изученных ранее признаков. Когда же мы развиваем орфографическую зоркость на должном уровне, такая фиксация свойств уже не нужна, а орфограмма распознается одномоментно. Корректное нахождение обусловливается знанием опознавательных признаков и сформированным навыком их определения.

Такой метод допускается применять только на начальном этапе, а в будущем на первое место ставится одновременное нахождения интегрального образа-ориентира. Из приведенного определения можно сделать один достаточно важный вывод о том, что стартовая методика обучения подразумевает обязательное ознакомление обучающихся с умственной отсталостью с опознавательными признаками орфограмм и их последующим запоминанием.

Далее охарактеризуем особенности коррекционно-педагогической работы, направленной на формирование орфографической зоркости учащихся с умственной отсталостью

Далее рассмотрим необходимые и достаточные для обнаружения орфограмм опознавательные признаки, которые обычно применяются в работе с учащимися 1-4 классов специальной (коррекционной) школы [6]:

– Обращение внимания на составляющей и морфемный состав слова при переносе на новую строку.

– Фонетические признаки. Для формирования орфографической зоркости на уроках русского языка обязательно нужно искать такие позиции в словах, которые невозможно проверить произношением. Для гласных такая ситуация характерна при их нахождении в безударной позиции, а для парных согласных – при их расположении в абсолютном конце слова или перед другими парными согласными. Умение распознавать орфограммы на фонетическом уровне прекрасно развивает интуицию, речевое чувство и речевой слух у школьников.

– Семантические признаки. Усвоение происходит при изучении и сравнении собственных и общих существительных.

– Морфемные признаки. Проводится учет положения звука и той буквы, которой он представлен на письме. Последняя определяется относительно морфемы, при этом ошибки чаще всего допускаются при нахождении в окончании, приставке, суффиксе или корне слова.

Буквы, звукосочетания и отдельные звуки, которые подразумевают вероятность различного написания. К таким относятся гласные (а, о, е, и, я), сочетание (стн или сн, здн или зн, а также подобные), глухие согласные и парные звонкие (б, п, в, ф, г, к, д, т, ж, ш, з, с).

– Морфологические признаки. Призванны показать положение буквы или звука в любой конкретной части речи. Усвоение происходит в период изучения школьниками главных грамматических категорий. Как пример можно привести безударное падежное окончание у существительного [6].

Работы ряда специалистов дали возможность систематизировать и классифицировать структуру данного процесса. В трудах А.Р. Лурия,                  П.И. Зинченко и М.С. Шехтера принято выделять три главных компонента орфографической зоркости: мотивационный, операционный и контролирующий.

Первый из них для письменного языка действует в основном в коммуникативном плане. Обучающиеся с умственной отсталостью должны осознавать важность постановки орфографических задач и необходимости грамотного написания. Преподаватель в этом случае проводит мотивирующую лекцию о том, почему письменная и устная речь требует соблюдения языковых правил и норм [1].

С точки зрения психологии, развитие орфографической зоркости у школьников с умственной отсталостью также неразрывно связана с операционным компонентом, который базируется на активном участии фонетического слуха учащихся в ходе работы. Процесс проговаривания позволяет проводить звуковой анализ, а на уже сложившемся уровне в дальнейшем применяется целенаправленное зрительное восприятие. Контролирующий компонент предлагает детям провести самоанализ написанного текста и сверить полученный результат с отложившихся в памяти зрительными образами, полученными во время обучения.

Все вышесказанное подводит к тому, что существует четыре нюанса, активно влияют на формирование орфографической зоркости у обучающихся с умственной отсталостью:

– произвольное и непроизвольное внимание для установления самоконтроля и самопроверки непосредственно в процессе и после выполнения работы;

– зрительное и слуховое восприятие, которое предполагает под собой применение целенаправленного анализа написанного текста;

– проведение ряда логических операций в ходе работы, включая классификацию, конкретизацию, систематизацию и сравнение;

– становление зрительной памяти, которая дает возможность запоминать и в будущем воспроизводить зрительные образы любых конкретных орфограмм [1].

Далее подробнее рассмотрим основные виды работы, направленны на формирование орфографической зоркости учащихся с умственной отсталостью:

1. Применение слухового фактора

Широко известно, что пишет человек в первую очередь опирается на слышимое. Квалифицированный преподаватель обязательно уделит первоочередное внимание раннего развития фонематического слуха у своих учеников. Ребенок должен уметь хорошо слушать и слышать свою собственную речь, так и наставления на уроках. Работа начинается уже в первом классе школы. Как пример упражнений для формирования орфографической зоркости на уроках русского языка можно предложить такие варианты.

– Диктант с подчеркиванием. Преподаватель может нарочито постукивать по столу указкой в тот момент, когда он произносит какое-то слово с орфограммой. Смысл действия заключается в том, что ученик активизирует умственную деятельность, начинает осознавать написанное и ищет верный вариант разными известными ему способами.

Поиск «опасного места». Преподаватель говорит вслух какое-нибудь слово. Ученики должны хлопнуть в ладоши ровно тогда, когда услышат и распознают орфограмму. Таким образом дети научатся определять звуки, которым нельзя доверять на письме. Следует чередовать слова с отсутствием «опасных мест», с одной или несколькими орфограммами.

– Зажигания маячка. Порядок действий включает в себя проведение звукового анализа и дальнейшее составление схемы. Можно использовать красные кружочки, которые ученики будут класть под «опасными местами» в слове. Преподаватель должен предоставить вырезанные из азбуки буквы для преподавания. Вместо «опасных» мест при этом следует использовать красные кружочки. Такой процесс обычно вызывает у детей живой интерес и служит первым шагом для самоконтроля в ходе написания текста.

– Светофор. В данном упражнении-игре можно использовать те же самые красные кружочки. Как только ученики видят орфограмму, они сразу же должны сигнализировать ними преподавателю [9].

2. Применение зрительного фактора

Приемы орфографической зоркости во многом строятся на визуальном восприятии рассматриваемых языковых конструкций. Зрительный фактор работает, если ребенок запоминает какое-то непроверяемое написание. По данным исследований группы ученых, дети могут только один раз неправильно написать любое слово, а полученный при этом графический образ уже прочно отложится в их памяти. Для устранения такой преднамеренной ошибки придется не менее 100 раз провести корректное написание.  Следует сначала приучить школьников к тому, чтобы они ставили под сомнение «опасные места» и предупреждали ошибки. Для этого существует ряд способов и упражнений, перечисленных ниже:

– Работа с сигнальными карточками. Обеспечивает высокий уровень обратной связи с преподавателем. Провести устный словарный диктант с использованием сигнальных карточек для развития орфографической зоркости на уроках русского языка довольно просто. Учащиеся должны подавать преподавателю сигнал и указывать на найденную в ходе написания текста орфограмму. После ребенок принимает решение о том, какую букву он хочет написать, но делает это только после одобрения учителя.

– Слова с «дырками». Тяжелое место нужно обязательно как-то отметить или просто пропустить букву. Перед написанием следует поинтересоваться о правильности выбора у преподавателя или самостоятельно найти правильное написание в словаре.

– Диктант с обоснованием. Отличается от обычного варианта упражнения тем, что от ученика требуется не только написание диктуется преподавателем слова с безударной гласной, а и написания перед ним проверочного. Обоснование орфограмм сформирует у ребенка навык «слышать опасные места» и полностью задействовать мыслительный процесс для выбора правильной буквы.

– Самостоятельный диктант. Преподаватель должен привести какое-то предложение для написания. В качестве примера подойдет «пришла зима». Дальше начинаются рассуждения учителя вслух о том, что в слове «пришла» есть приставка «при», а в слове «зима» является ударная гласная «и», которую легко проверить ударением в слове «зимы». После этого диктуется новое предложение, однако на этот раз дети должны сами начать аналогичный разбор. При этом не следует торопить учащихся, так как скорость из действий соответствует текущему уровню развития орфографической зоркости на уроках русского языка.

– Подготовка к диктанту, произведению или изложению. Для проведения упражнения необходимо предварительно выписать все слова с трудными орфограммами. Ученикам следует читать их вслух хором и отдельно. После допускается выслушивания объяснений детей о том, почему определенное написание является правильным. Также ученики должны составить несколько предложений с приведенными словами. Повторение данного метода поспособствует не только повышению орфографической зоркости школьников младших классов, но и получения лучших результатов различных письменных работ, что даст детям дополнительную мотивацию для обучения.

– Построение опорной схемы. Для первоклашек подойдет вариант с записью краткого текста из трех предложений. При этом перед непосредственным написанием строится опорная схема. Для этого ученики прохлопывают количество слов в каждом предложении.

– Осмысление при письме. Метод подходит для упражнений на развитие орфографической зоркости при проверке безударных гласных. Преподаватель диктует пять слов с данным "опасным местом". Ученики должны записать их и подчеркнуть безударные гласные. Если же ребенок пропустит при написании орфограмму, то ему ничего не будет выделять. Таким образом ученики будут думать перед тем, как написать слово.

– Предварительный просмотр текста. Такой способ лучше всего подойдет школьникам с очень слабыми результатами. Ученик сможет заранее вычитать все предложения и написать правильно хотя бы часть слов. Со временем это может дать улучшение конечных результатов.

– Неправильное письмо. Достаточно спорный метод, так как может привести к обратному эффекту. Однако некоторые ученики с большим желанием выискивают чужие ошибки. Стоит отметить, что данный вариант больше подходит тем детям, которые уже имеют в определенной степени развиты навыки орфографической зоркости в начальной школе [9].

3. Применение артикуляции и произнесение

Специалисты отмечают, что правильному развитию навыков грамотности не в последнюю очередь способствуют упражнении, при которых пишущая рука работать ритмичные движения. По этой причине многие учителя в ходе проведения урока дают много письменных заданий. Это можно назвать косвенным методом развития орфографической зоркости в русском языке, потому как ученик автоматически регистрируются графические образы всех записанных им слов, а в дальнейшем просто воспроизводит их по памяти.

Не меньшая роль отводится и проговаривание. Слова при этом произносятся в точности так же, как и должны быть написаны. Преподаватели отмечают, что этот прием является одним из наиболее эффективных при работе с учениками разных возрастных групп. Ребенку нужно четко по слогам произносить записывается каждое слово. Таким образом произношение вслух сочетается с артикуляцией при письме. Особую эффективность для орфографической зоркость учащихся этот метод показывает с наиболее тяжелыми являются в ятовуванні словам. Проговаривание одних и тех же проблемных участков проводиться в рамках нескольких занять, пока ребенок полностью не закрепит правильное написание в памяти [11].

4. Комментирование для повышения грамотности

Приведенный способ хорош тем, что ученик здоров серьезно повысить уровень самоконтроля при работе с текстом. Смысл упражнения заключается в озвучивании ребенком в процессе написания объясняют соображений, которые давали бы четкий ответ на то, почему в том или ином случае выбрано любое решение. В первую очередь ученик определяет и комментирует найденную орфограмму. При этом не следует в точности цитировать правила из учебников в полном объеме. Достаточно просто привести отдельные комментарии, которые бы могли отразить ход мысли ребенка. Подобный способ зарекомендовал себя также при самообразовании в развитии орфографической зоркости. Среди плюсов регулярного применения этого упражнения можно отметить повышение общего уровня мышления, внимания, памяти и речи учащихся. Сознательное применение правил отлично способствует своевременному предупреждению ошибок при письме [14].

Благодаря комментирования ребенок учится выражать свои мысли ясно, четко и достаточно лаконично, но при этом обоснованно и в нужной степени полно. Для преподавателя же таким образом хорошо выявляется текущий уровень развития орфографической зоркости у младших школьников. Таким методом учителя часто проводят систематическую проверку знаний и при необходимости заостряют внимание на наиболее проблемном материале. Само по себе комментирование проявляется также и в письменной форме путем выделения самой орфограммы и условий, от которых зависит ее корректный правописание. Обычно применяется одинарное и двойное подчеркивание. Первым выделяется орфограмма, а вторым-предыдущие или последующие буквы, влияющие на выбор.

Таким образом, прививать любовь к русскому языку и правильному письму школьников с умственной отсталостью следует начинать с младшего школьного возраста. Можно сказать, что орфографическая зоркость – это систематическая и целенаправленная работа, которая способствует формированию у детей навыков распознавания орфограмм и привития учащимся с умственной отсталостью грамотной и поставленной устной и письменной речи. Хорошо сформированные способности при этом в любом случае положительно сказываются и на общем уровне развития детей, помогая им открыть новые возможности в различных сферах жизни.

 

Выводы по главе 2

 

Вторая глава данной курсовой была посвящена рассмотрению методических основ работы над орфографической зоркостью детей с умственной отсталостью. По результатам исследования были сформулированы следующие выводы.

Выявления сформированности орфографической зоркости может быть проведен на основе анализа письменных работ, обучающихся по двум позициям: количество ошибок; классификация ошибок по орфограммам. Посредством диктантов возможно выявить и установить причины неграмотного письма. В основу диагностики сформированности орфографической зоркости детей с умственной отсталостью могут были положены методики, разработанные Г.А. Урунтаевой и Ю.А. Афонькиной, Р.С. Немова, Т.А. Ткаченко, которые наиболее информативно показывают уровень сформированности слухового и зрительного восприятия обучающихся.

Практика показывает, что формирование орфографической зоркости у обучающихся с умственной отсталостью – очень трудный и длительный процесс, так как для правильного письма необходима быстрая орфографическая ориентировка, а она становится возможной в том случае, когда весь процесс обучения обеспечивает такой уровень овладения опорными знаниями, при котором учащийся способен переносить правило правописания на любой вариант орфограммы, относящийся к данному конкретному правилу. Орфографическая зоркость у обучающихся с умственной отсталостью формируется, развивается постепенно, в процессе языкового анализа и синтеза, выделения звуков и буки, морфем при чтении, при письме диктантов, при списывании, если оно осложнено заданиями, и в других упражнениях.



ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Данная курсовая работа была посвящена изучению темы: «Работа над орфографической зоркостью детей с умственной отсталостью». По результатам исследования можно подвести общие итоги исследования и сформулировать следующие выводы.

Изучением особенностей формирования орфографической зоркости у школьников с умственной отсталостью посвящены труды Е. Э. Грибанской, В. Г. Горецкого, П. С. Жедек, В. Ф. Иванова, М. Р. Львова, О. В. Сосновской, М. С. Селезнёва и других.

Овладение письменной речью обеспечивает школьников с умственной отсталостью необходимым инструментарием для полноценной коммуникации и дальнейшего школьного обучения. На успешность овладения указанным видом деятельности влияет как уровень сформированности практического вещания, так и степень развития абстрактных и операционных компонентов мышления (анализа, синтеза, сравнения, обобщения и др). Формирование у умственно отсталых школьников прочных орфографических навыков – одна и важнейших задач изучения русского языка в специальной коррекционной школе, так как грамотное письмо обеспечивает точность выражения мыслей, взаимопонимания людей в письменном общении. От того, на сколько полно будут сформированы навыки правописания в начальных классах, зависит дальнейшее обучение ребенка в школе, его орфографическая и речевая грамотность, его способность усваивать родной язык в письменной форме.

Исследование проблемы формирования орфографической зоркости убедило нас в том, что орфографическая зоркость играет важную роль для развития грамотного письма не только в начальных классах, но и в среднем звене. Изученная научно-методическая литература подтвердила, что для формирования орфографической грамотности мало теории языкознания, необходим учёт основных положений педагогики, психологии и методики обучения орфографии, потому что без знания и учета индивидуальных особенностей школьников и организации продуктивной деятельности на уроке нельзя добиться решения основных орфографических задач.

Для диагностики орфографической зоркости могут быть использованы следующие научно-исследовательские методы: анализ, синтез, обобщение, эксперимент. В основу диагностики сформированности орфографической зоркости детей с умственной отсталостью могут были положены методики разработанные Г.А. Урунтаевой и Ю.А. Афонькиной, Р.С. Немова,                   Т.А. Ткаченко, которые наиболее информативно показывают уровень сформированности слухового и зрительного восприятия.

Орфографическая зоркость учащихся легко поддается учету, в отличие от фонематического слуха, критерии измерения которого пока не разработаны. Орфографическая зоркость формируется, развивается постепенно, в процессе языкового анализа и синтеза, выделения звуков и буки, морфем при чтении, при письме диктантов, при списывании, если оно осложнено заданиями, и в других упражнениях. Для успешного развития зоркости очень важна установка самих учащихся на ее выработку, сознательное отношение. При систематической отработке зоркость автоматизируется и становится компонентом орфографического навыка, обеспечивая успешное выполнение первых этапов орфографического действия: обнаружения и опознавания орфограммы.

Таким образом, орфографическая зоркость формируется в процессе длительных упражнений и основывается на более простых навыках и умениях, таких, как: навык письма; умение анализировать слово с фонетической стороны; умение устанавливать морфемный состав слова; умение вычленять из слова орфограмму, требующую проверки; умение подвести орфограмму под соответствующее ей правило; умение подобрать проверочные слова и др. Каждое из указанных умений само по себе создает только предпосылку для формирования орфографической зоркости.




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: