I. Друг – товарищ.
II. Храбрый - ….
III. Скоро - ….
IV. Разломать - ….
V. Думать - ….
VI. Редко - ….
Сравни самолет и автобус.
Сходство | Различие | |
Самолет | Автобус |
Какой признак отличия лежит в основе деления:
· Перелетных и зимующих птиц;
· Хвойные и лиственные деревья.
Выдели признаки сходства.
· Песок, крупа - ….
· Глина, снег - ….
· Книга, телевизор - ….
· Чайник, утюг - ….
Напиши красивое сравнение.
Например: Осенние листья лежат, как пестрый ковер.
· Красногрудые снегири похожи на ….
· Волосы мягкие, как ….
· Голос звучал нежно, как ….
Подбери такое слово-прилагательное, которое подходило бы сразу к двум словам.
Например: друг (старый) шкаф.
· Настроение (…) утро.
· Обида (…) таблетка.
· Торт (…) загар.
Дополнительное задание.
а) Пропали гласные:
Н … В … Д … Н … Н
К … Р … С … Л
Р … С … Н … К
б) Восстанови порядок букв и получи слово.
ИКОРКДОЛ
ЯЯЛБНО
Класс
Тест «Отношения».
· Определи тип отношений, запиши рядом.
1. Телевизор – экран Воробей – утка
|
|
2. Брюки – одежда Горький – сладкий
3. Почтальон – письмо Сегодня – завтра
4. Гололед – перелом руки Карман – кнопка
· Допиши второе понятие, соответственно указанным отношениям.
а) Вид – род
лето - …
столяр - …
поезд - …
б) Целое – часть
растение - …
рыба - …
воздух - …
в) Противоположности
аккуратный - …
прямой - …
бросил - …
г) Рядоположности
люстра - …
Буратино - …
сердце - …
д) Функциональные
уши - …
гитара - …
корова - …
е) Последовательности
седьмой - …
завтра - …
молния - …
ж) Причина – следствие
игра со спичками - …
долго был летом на солнце - …
погибло много птиц - …
· Составить самостоятельно пару понятий:
· род – вид;
· рядоположности;
· целое – часть;
· причины – следствия.
· Зачеркни неверные пары.
Род – вид: звери – животные.
Противоположные: жара – засуха.
Причина – следствие: утро – вечер.
Последовательные: последний этаж – чердак.
Функциональные: медведь – берлога.
Целое – часть: озеро – глубина.
Рядоположности: река – рыба.
· Напиши противоположные понятия:
· свежая газета - …
· свежая рубашка - …
· свежий хлеб - …
· Расположи понятия от более широкого к более узкому (пронумеруй).
· Спортивная обувь, кеды, обувь.
· Первоклассник, Петя Иванов, человек, школьник.
· Построй сам такую цепочку.
Роза - … - … - ….
Расшифруй слова.
а) М З К - … б) Ц Е Л С Н Т И А
К Р К Д Л - … И Ч Т О Н К И Л
З М Л Т Р С Н - …
Класс
Итоговый тест
· Впишите слово, которое является понятием данного определения.
|
|
· Мера длины, равная 100 см, - ….
· Явление природы, вследствие которого река выходит из берегов, - ….
· Твердое состояние воды непрозрачного цвета - ….
· Математическое действие, при котором происходит увеличение числа в несколько раз, - ….
· Четырехугольник, у которого все углы прямые, - ….
· Небесное тело, которое самостоятельно излучает свет, - ….
· Полезное ископаемое: жидкое, с резким запахом, горит - ….
· Положение губ, характерное для выражения хорошего настроения, - ….
· Дополни определение.
· Час – это единица времени.
· Гроза – это явление природы.
· Корень – это часть растения.
· Самостоятельно составь определение.
1. Дневник – это ….
2. Делитель – это ….
3. Береза – это ….
4. Справедливость – это ….
· Вычеркни определения с ошибками.
· Враг – это человек, который желает тебе зла.
· Утюг – предмет бытовой техники для одежды.
· Чай – это кипяченая вода чайнике.
· Шуба – зимняя верхняя одежда из меха.
· Лимон – это цитрусовый фрукт желтого цвета, кислый на вкус.
· Корова – животное, которое дает молоко.
· Ствол – это древесный стебель.
· Объясни своими словами крылатые выражения.
1. Юмор – это жизненная рессора, которая помогает облегчить удары судьбы.
2. Глаза – зеркало души.
Класс
Входной тест
1. Логика – это наука о том, как нужно __________, _________, __________.
2. Вспомните логические операции.
а) Обобщение.
Назови одним словом, исключив лишнее:
2. мальчик, девочка, бабушка - ….
3. сметана, кефир, майонез - ….
4. Земля, Луна, Венера, юпитер - ….
5. дуб, баобаб, береза, осина - ….
6. предательство, доброта, честность - ….
б ) Сравнение.
Солнце – Луна: сходство, различие.
в) Классификация.
Раздели слова на три группы: футбол, хоккей, мяч, баскетбол, штанга, кубок, медаль, лыжи, грамота.
1 группа | 2 группа | 3 группа |
г) Аналогия.
· Вверх – вниз
· Говорил - …
· Думать – размышлять
· Ломать - …
· Брюки – штанина
· Рубашка - …
· 1 2 3 – 2 3 4
· 3 4 5 - …
3. Анаграммы (расшифруй слова).
Ю Г Т У
Я М Л О Н И
У А К Т Р К
Класс
Тест «Классификация»
· Исключи лишнее понятие, назови общий признак оставшихся элементов.
· Коза, корова, лось, лошадь - ….
· в, з, ш, д - ….
· Апельсин, груша, малина, яблоко - ….
· Юбка, брюки, полотенце, пальто - ….
· Добрый, жадный, честный, голодный - ….
· Напиши основание классификации (по какому признаку разделили слова?).
· Ель ромашка шиповник
· Клен ландыш смородина
· Береза колокольчик сирень
· Раздели на группы. Дай группам название.
Слон, муравей, бабочка, волк сокол, курица, мышь, пчела, страус.
· Произведи классификацию по основанию: материал изделия.
Посуда |
· Произведи классификацию самостоятельно.
Геометрические фигуры |
· Исправь ошибки в классификации.
1. Согласные звуки делятся на звонкие и мягкие.
2. Деревья делятся на хвойные и фруктовые.
3. Водоемы делятся на океаны и моря.
· Вычеркни то, что не является классификацией, а является делением целого на части.
1. Люди делятся на детей и взрослых.
2. Машины делятся на грузовые и легковые.
3. Год делится на зиму, лето, осень, весну.
4. Горы делятся на старые и молодые.
5. Меры веса – это тонна, центнер, килограмм, грамм.
6. Час состоит из минут и секунд.
Класс
Тест «Сравнение»
· Назови не менее трех признаков (свойств): а) автомобиля; b) слова автомобиль; с) числа 343.
Впиши ответы:
_____________;
_____________;
_____________.
· Напиши три слова, состоящие из четырех слогов.
Впиши ответ: ________________________________________________.
· Напиши три числа, каждое из которых четное и делится на 3.
|
|
Ответ: _________________________________.
· Чем похожи и чем отличаются: а) кошка и собака; b) дятел и комар; с) ласточка и самолет; d) самолет и вертолет?
Ответы впиши в таблицу:
Сходство: Различие:
_а)_________________ a)_________________
_b)_________________ b)_________________
_c)_________________ c)__________________
_d)_________________ d)__________________.
· Какой предмет лишний: чашка, стакан, зонтик, тарелка, блюдце?
Ответ подчерки и объясни.
· Запиши числа 62, 25, 27, 49: а) в порядке убывания; b) по убыванию последней цифры; с) *по возрастанию наименьшего делителя.
Ответы:
· __________;
· __________;
· __________.
* Разгадай загадку:
Бел, да не сахар,
Ног нет, а идет,
На все садится,
Тепла боится.
Ответ: ______________.
Класс
Тест «Отношения»
· Назови общим словом: сапоги, туфли, валенки, кроссовки, ботинки.
Ответ: ________________.
· Зачеркни лишнее; все остальное назови общим словом:
· Утка, ласточка, петух, индейка, гусь;
· 8, 17, 24, 32, 2;
· Сказка, рассказ, сказание, рассказывать, подсказка.
Ответы:
· _____________;
· _____________;
· _____________.
· Укажи родовое понятие:
· Пятиугольник, семиугольник, семнадцатиугольник;
· Пятиугольник, круг, квадрат;
· Пчела, муха, бабочка;
· Ель, береза, сосна, клен.
Ответы:
· ______________
· ______________
· ______________
· ______________.
· Заполни таблицу.
Род | Виды | ||
Птица | Ворона | 2) | 3) |
Металл | 1) | 2) | 3) |
Нечетное число | 1) | 2) | 3) |
Глагол | 1) | 2) | 3) |
Имя собственное | 1) | 2) | 3) |