1. Отличительные признаки ЭКГ детей и взрослых.
2. Правила записи ЭКГ.
3. Методика описания ЭКГ: определение величины интервалов, высоты зубцов, подсчёт частоты сердечных сокращений.
4. Причины и диагностические критерии нарушения сердечного ритма.
5. При чины и признаки гипертрофии предсердий и желудочков на ЭКГ.
6. Причины и признаки нарушения обменных процессов в миокарде на ЭКГ.
7. Значение ЭхоКГ в диагностике поражения сердца у детей.
7. Методика проведения занятия:
Перечень практических навыков:
Запись ЭКГ.
Описание ЭКГ.
Оценка результаты ЭхоКГ
База: детское отделение КДКБ.
Оснащение занятия:
- таблицы: возрастные границы сердца, локализация верхушечного толчка (по В.И. Молчанову), точки выслушивания сердца, ЧСС, АД
- учебный альбом: «Нарушение ритма сердца».
- видеофильм: «Методика исследования сердечно-сосудистой системы у детей»
- аудиодиск «аускультация сердца»
8. Список рекомендуемой литературы:
Обязательная: Пропедевтика детских болезней. А.В. Мазурин, И.В. Воронцов СПб.: Фолиант, 2009. – 925 с.
|
|
Пропедевтика детских болезней. Р.Р. Кильдиярова, А.С. Панченко, В.А. Щербак и др. М.: ГЭОТАР-Медиа. - 2012. – с.
Здоровый ребёнок. Часть 1. Б.И. Кузник, А.С. Панченко, О.Г. Максимова и др. Чита, 2012. – 111 с.
Здоровый ребёнок. Часть 2. Б.И. Кузник, А.С. Панченко, О.Г. Максимова и др. Чита, 2012. – 129 с.
Симптомы и синдромы внутренних органов у детей.: Методические рекомендации для студентов. - Чита, 2010 – 96 с.
Дополнительная:
Педиатрия: Национальное руководство. Том 1. М: ГЭОТАР-Медиа, 2009. – 1017 с.
Педиатрия: Национальное руководство. Том 2. М: ГЭОТАР-Медиа, 2009. – 1023 с.
Общий уход за ребёнком. А.С. Панченко, В.А. Вишнякова, О.Г. Максимова и др. Чита, 2012. – с. 159.
Методическая разработка учебного занятия №16
(для студентов)
1) Тема: Диагностические критерии кардита, кардиомиопатии, эндокардита, перикардита у детей и подростков.
В основу положены ПК-1, ПК-5, ПК-15, ПК-16, ПК-17.
2. Цель занятия: изучив данную тему, студент должен овладеть методикой клинического обследования органов кровообращения у детей и выявления синдромов поражения при кардитах, кардиомиопатии, эндокардите, перикардитах.
3. Значение темы:
Изучив данную тему, студенты должны знать:
- этико-деонтологические принципы общения с матерью и ребёнком, страдающим заболеванием органов кровообращения;
- методику исследования органов кровообращения;
- понятие о кардиальных и экстракардиальных синдромах;
- диагностические критерии (синдромы) кардита, кардиомиопатии;
- диагностические критерии эндокардита;
- диагностические критерии перикардитов.
Студенты должны уметь:
|
|
- опросить мать и/или ребёнка, выявив возможные жалобы, характеризующие заболевание сердечно-сосудистой системы;
- провести исследование органов кровообращения, выявив симптомы поражения;
- определить наличие кардиального и экстракардиального синдром и обосновать;
- записать и оценить ЭКГ;
- оценить результаты ЭхоКГ;
- диагностировать кардит, кардиомиопатию, эндокардит, перикардит у ребёнка и обосновать.
4. Исходный уровень. Базовые знания получены при изучении дисциплин: анатомии человека; гистологии и эмбриологии; нормальной физиологии, пропедевтики внутренних болезней, патологической физиологии.
Базовые знания включают методику исследования больного; возрастные морфологические и функциональные константы сердечно-сосудистой системы человека в возрастном аспекте, запись и анализ ЭКГ.
Конспект теоретического материала занятия.
Симптомы и синдромы кардита. Изолированное поражение одной оболочки сердца встречается крайне редко, поэтому говорят о преимущественном поражении миокарда, эндокарда, перикарда.
Причиной поражения миокарда может быть кардит, кардиомиопатия (не воспалительное заболевание сердца, этиология которого до настоящего времени не ясна). Выделяют дилатационную и гипертрофическуюкардиомиопатию, развивающуюся при системных нарушениях обмена веществ.
Таблица 1.
Диагностические критерии кардита, дилатационнойкардиомиопатии
Симптомы | Ранний возраст | Старший возраст |
Экстракардиальные | Бледность, беспокойство, стоны по ночам, раздражительность, снижение аппетита, тошнота и рвота, навязчивый кашель, усиливающийся при перемене положения тела, вялость, утомляемость при кормлении, недостаточная весовая динамика | Редко выраженная сердечная недостаточность. Могут быть кардиалгии, сердцебиения. |
Кардиальные Причины: миогенная дилатация левого желудочка, снижение сердечного выброса, поражение проводящей системы сердца | Симптомы явной сердечной недостаточности: акроцианоз, одышка, тахикардия, разнокалиберные хрипы в легких, снижение диуреза, увеличение печени, селезенки, отеки.
| |
Осмотр | Сердечный горб при врожденных кардитах, при длительном течении | |
Пальпация | Ослабление верхушечного толчка | |
Перкуссия | Смещение границ относительной сердечной тупости, преимущественно влево. Кардиомегалия. | |
Аускультация | Приглушенность или глухость тонов, тахикардия, брадикардия, ритм галопа, экстрасистолы, пароксизмальная тахикардия, функциональный систолический шум относительной недостаточности митрального и/или трикуспидального клапана | |
Пульс | Слабый, учащенный, аритмичный | |
АД | Снижено | |
ЭКГ | Аритмии: синусовые аритмии, замедление атриовентрикулярной проводимости, блокады ножек пучка Гиса, экстрасистолы, пароксизмальная тахикардия, мерцательная аритмия. Нарушение обменных процессов в миокарде. Низкий вольтаж зубцов. Признаки перегрузки желудочков и нарастающей гипертрофии | |
Рентгенография грудной клетки | Может быть кардиомегалия, признаки застоя в МКК (усиление легочного рисунка за счет сосудистого компонента) | |
ЭхоКГ | Дилатация левого желудочка, митральная регургитация 1-2 степени, снижение ударного объема |
Таблица 2