Теоретическое сопровождение диагностики и мониторинга

«Основные особенности типов функциональной конституции»

(по материалам Е.Н. Дзятковской)

      У спринтеров внутренние биологические часы текут быстрее, чем астрономические. Связано это с тем что, будучи изолированным, в помещении без источника естественного света, спринтер подсознательно устанавливает суточный ритм длительностью менее 24 часа. Работает импульсивно, интенсивно, но непродолжительное время. Монотонная работа, для спринтеров утомительна. У них сильная нервная система, высокая активность, экстраверсия, социальная энергичность, высокая коммуникативность и целеустремленность, стремление к самоутверждению и соперничеству. Им прекрасно подходит руководящая, организаторская работа, со сменой впечатлений и характера работы, где меньше скучного монотонного труда. Характерна эмоциональная устойчивость к стрессам. Стратегия преодоления стрессов у них - по типу преодоления барьера, кратковременная, с большими усилиями, а при невозможности выполнения вышеперечисленного спринтер уходит или защищается. Спринтер хорошо бежит короткие дистанции, но длительный бег не выдерживает.

Стайеры же интравертивны, замкнуты, социально пассивны, старательны, часто - с заниженной самооценкой, требуют одобрения и опоры. Они устойчивы к монотонному труду. Внутренние биологические часы протекают медленнее астрономических. При изоляции от источника естественного света, у стайера устанавливается продолжительность суток более 24 час. В.П.Казначеев образно характеризует спринтеров и стайеров так: «В горах стайеры идут, а спринтеры ругаются».

  Миксты по своим характеристикам занимают промежуточное положение по отношению к спринтерам и стайерам.

         Анализ исследований подтверждает что, ученикам стайерам трудно работать в условиях цейтнота. При дефиците времени даже интеллектуально продвинутый ребенок-стайер соображает плохо. Им трудно работать в условиях повышенной ответственности (контрольные, самостоятельные работы), выдерживать большие нагрузки высокой интенсивности. Трудно быстро отвечать на вопросы, особенно неожиданные. Трудно отвлекаться на реплики, переключать внимание с вопроса на вопрос, особенно, если не ясна их последовательность. Письменные работы предпочтительнее, чем устные. Так как письменная речь у таких школьников художественная, с длинными витиеватыми предложениями. Качество работы у этих детей ухудшается после двойки, замечания, при работе в условиях шума или толпы. Им трудно учиться у вспыльчивого педагога, который дает большой объем разнообразной информации. Очень трудны ситуации, когда учитель после выдачи задания начинает уточнять его уже после начала работы школьника. Для стайера лучше, если планирование, исполнение и проверка знаний не смешиваются, следуют друг за другом, чередуясь небольшими перерывами для отдыха. Любая работа должна быть спланирована заранее. А работать ему лучше в уединении.

Ученику-спринтеру трудно высидеть длительное время неподвижно, выполняя монотонную, однотипную работу, однако работа в группе ему по душе. Нравится работать с разнообразными вопросами, в быстром темпе. Работу планирует и проверяет в процессе ее исполнения. Прекрасно выдерживает быстрый ритм работы. Этим детям нравятся эмоциональные, энергичные учителя.

    Стайеры и спринтеры - полярные группы функциональной конституции. Промежуточная группа представлена микстами. Для этой группы не характерны «застревание» в выборе стратегии адаптации. В условиях общеобразовательной школы они оказываются и более успешными.               

      По данным психологических исследований «портрет» спринтера-учителя: быстрый темп речи, недооценка наглядности, работа на контрастировании учебной информации (экспресс-опросы, неожиданные вопросы, уточнение задания в процессе работы), недооценка чувственно-эмоциональных и переоценка мотивационно-волевых качеств личности школьника, логика и аналитичность. Безусловно, для некоторых детей это - вариант «трудного» учителя. Совершенно не случайно, дети с противоположной конституцией - стайеры - первыми попадают в группу риска по школьной дезадаптации и ухудшению здоровья. Но еще раз повторим: проблема не в том, что учитель - спринтер, а в том, что он не знает этого. Если учитель осознает свои особенности, оказывается, он может их компенсировать своим методическим мастерством, опираясь на сильные стороны своей конституции и нивелируя слабыми. 

 

 

ТЕМПЕРАМЕНТ

Источник: О.Г.Кондратьева, О.Н. Латышенко. Дневник профессионального самоопределения. Пособие для учащихся, Иркутск, 2004.-64 с.

 

    Сочетание характерных для человека особенностей силы, уравновешенности и подвижности нервных процессов определяет стиль его поведения и называется темпераментом. Свойства темперамента зависят от врожденных качеств нервной системы, их разделяют на четыре типа: холерик, сангвиник, меланхолик и флегматик.

    Холерик

    Характеризуется высоким уровнем психической активности, энергичностью действий, резкостью, стремительностью, силой движений, их быстрым темпом, порывистостью. Холерик склонен к резким сменам настроения, вспыльчив, нетерпелив, подвержен эмоциональным срывам. При отсутствии надлежащего воспитания недостаточная эмоциональная уравновешенность может привести к неспособности контролировать свои эмоции в трудных жизненных ситуациях. Холерику благоприятнее цикличная работа, в которой чередуются периоды больших усилий и спокойной деятельности.

    Сангвиник

    Характеризуется высокой психической активностью, работоспособностью, стремительностью и живостью движений, разнообразием и богатством мимики, быстрой речью. Сангвиники стремятся к частой смене впечатлений, легко и быстро отзываются на окружающие события, общительны. Эмоции – преимущественно положительные – быстро возникают и быстро сменяются. При неблагоприятных условиях и отрицательных воспитательных влияниях подвижность может вылиться в отсутствие сосредоточенности, неоправданную поспешность поступков, поверхностность. Сангвинику интереснее заниматься разнообразной работой, где он постоянно получает новые задания. Ему подходят профессии, которые предусматривают частое и интенсивное общение и организацию деятельности других людей.

    Меланхолик

    Характеризуется низким уровнем психической активности, замедленностью движений, сдержанностью мимики и речи, быстротой утомляемостью. Его отличают высокая эмоциональная чувствительность к происходящим с ним событиям, обычно сопровождающаяся повышенной тревожностью, глубина и устойчивость эмоции при слабом их внешнем проявлении, причем преобладают отрицательные эмоции. При неблагоприятных условиях у меланхолика может развиваться повышенная эмоциональная ранимость, замкнутость, отчужденность, боязнь новых ситуаций, людей и разного рода испытаний. Меланхолику подходит работа, требующая тонких ручных умений. Ему противопоказаны профессии, связанные с неожиданностями и сложностями.

    Для того чтобы определить тип своего темперамента, ответьте на вопросы, выбрав один из четырех вариантов. Запишите 1 балл в соответствующий столбик.

Сангвиник Холерик Флегматик Меланхолик

1. Как вы ведете себя в ситуации, когда необходимо быстро действовать?

Легко включаетесь Действуете со страстью Спокойно, без лишних слов Неуверенно, робко

2. Как реагируете на замечания учителя?

Говорите, что больше не будете, а сами -       снова возмущаетесь Выслушиваете спокойно Молчите, но обижаетесь  

3. Как говорите о том, что вас затрагивает?

Быстро, с жаром, но прислушиваетесь к другим Быстро, не слушая других Медленно, уверено С большим волнением и сомнением

4. Надо сдавать контрольную работу, а она не закончена:

Легко реагируете Торопитесь закончить Решаете спокойно, пока не отберут Сдаете работу, но неуверенно

5. Трудная задача не получается сразу:

Решаете упорно и настойчиво Бросите-продолжите - бросите - еще попробуете Спокойно продолжаете Проявляете растерянность, неуверенность

6. После уроков вы спешите домой, а учитель предлагает остаться, сделать работу

Быстро соглашаетесь Возмущаетесь: «почему я?» Остаетесь, не говоря ни слова Проявляете растерянность

7.Родители делают вам не совсем справедливое замечание:

Спокойно выслушиваете, спокойно заявляете о своем мнении Взрываетесь, вступаете в спор, опровергаете обвинение Не обращаете внимания: «пусть повыступают» Очень переживаете, плачете

8. Вы получаете плохую оценку; как изменяется ваше настроение:

Внешне незаметно, но внутри есть горечь Раскаиваетесь, развиваете деятельность по исправлению «Ну и что? Исправлю» Приходите в отчаяние, в уныние

9. Ваш друг (подруга) не пришёл на встречу:

Ничего не предпринимаете до выяснения причин Проклинаете, мечете в его адрес гром и молнии «Всё, что ни делается, все к лучшему!» Переживаете, воображаете измену, крах отношений

10. Вы проигрываете в соревновании, в игре:

Продолжаете борьбу, тренировки, готовитесь к будущей победе Теряете самообладание, обрушиваете обвинения на окружающих «не корову же проигрываем» Приходите к выводу о своём ничтожестве

        

Оценка результатов: всего по десяти вопросам вы имеете 10 баллов (это 100%). Подсчитав количество баллов в каждом из колонок: сангвиник – С, холерик – Х, флегматик – Ф, меланхолик – М, вы можете увидеть, какой у вас темперамент (преобладает тот, по которому вы набрали больше всего баллов). А точное выражение вашего темперамента будет отражать формула:

Т=тС+пХ+рФ+кМ, то евть, на сколько % вы сангвиник, холерик, флегматик и меланхолик (т,п,р,к – сумма баллов по колонкам %).

Мой темперамент:

· Сангвиник ______ %

· Холерик ______ %

· Флегматик ______ %

· Меланхолик______ %

Исходя из этого мне рекомендованы профессии:

    Разделите листок на две колонки и напишите в левой колонке сильные стороны своего темперамента, а в правой – те которые вам не нравятся и порой мешают.

 

   
   
   
   

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: