Дидактические единицы темы. Структура психологического исследования. Формулировка задач исследования. Виды гипотез. Виды обработки и интерпретации полученных результатов исследования.
2.1. Программа исследования: основные функции и структура[1]
Разработка программы социально-психологического исследования требует от исследователя четкого представления об основных категориях, а также понятиях, применяемых в исследовательской практике. Важно определять сущность таких понятий, как «цель», «объект», «предмет», «задача» исследования. При этом, помимо теоретического представления, исследователю необходимо уметь их операционализировать, то есть выражать в терминах социально-психологической науки. Поскольку понятия часто имеют многозначный характер, исследователю следует знать, как они соотносятся друг с другом не только на теоретическом, но и методологическом и операциональном уровне описания исследования. Решение этих задач производится в специальном документе, организующем всю исследовательскую деятельность психолога – программе исследования.
|
|
Программа исследования – это изложение теоретико-методологических предпосылок (концепции) исследования, в соответствии с целями и задачами работы, основными гипотезами, описанием методов и методик а также определением этапов сбора, обработки и описания полученных результатов. Функция программы социально-психологического исследования – планирование, регулирование и контроль исследовательской деятельности специалиста. Изложение программы исследования осуществляется на основе концептуального аппарата социально-психологической науки, логичным и последовательным описанием его структурных составляющих. В. А. Ядовым предлагаются основные структурные элементы программы исследования, раскрывающие ее методологическую и содержательную составляющие:
1. Формулировка проблемы, определение объекта и предмета исследования.
2. Определение цели и постановка задач исследования.
3. Уточнение и интерпретация основных понятий.
4. Предварительный системный анализ объекта исследования.
5. Конструирование гипотез.
Процедурный раздел программы:
1. Принципиальный (стратегический) план исследования.
2. Обоснование системы выборки и единиц наблюдения.
3. Набросок основных процедур сбора данных (методов и техник).
4. Схема анализа исходных данных.
Программа социально-психологического исследования дополняется рабочим планом, раскрывающим этапы опытно-экспериментальной работы, сроки их осуществления, методы выполнения, ресурсы и, в случае привлечения нескольких исследователей – описание ответственных лиц.
|
|
Рассмотрим основные этапы социально-психологического исследования.
2.2. Проблема и проблемная ситуация
Проблема выступает начальной точкой любого исследования. Социально-психологическая проблема, как правило, базируется в области межличностных отношений участников малой группы. При этом проблема может иметь как теоретический, так и практический характер.
Теоретические проблемы обусловлены необходимостью опытной, эмпирической проверки установленных закономерностей, уточнения фактов, сбора дополнительных сведений о социально-психологических явлениях. Результаты исследования разрешают противоречия в научных представлениях, восполняют недостаток знаний.
Практические проблемы вызваны реальными, существующими отношениями между участниками групп – проблемными ситуациями. Посредством социально-психологического исследования собирается информация об причинах, текущем состоянии взаимодействия участников групп, актуальных конфликтах, уровне сплоченности, согласованности их совместных действий. Результаты исследования используются для решения практической проблемы: административными, управленческими, психокоррекционными мерами.
Социально-психологическая проблема связана с недостатком информации о ней, недостаточным объемом эмпирических фактов. Поэтому существуют общие требования к обработке проблемы исследования:
• необходимо отделить «проблемное», действительно неизвестное, требующее разрешения, и «непроблемное» - неразрешенное из-за неполного анализа, ограниченного поиска либо некомпетентности исследователя;
• необходимо разделить общую проблему на отдельные составляющие, вызванные теоретическими, методологическими, методическими аспектами.
• следует упорядочить проблему по этапам ее разрешения, и, если это возможно – приоритетам решения. Выделение приоритетов позволяет сфокусироваться на наиболее существенных элементах исследования.
Выполнение этих задач во многом зависит от объема знаний исследователя – его эрудиции в области теорий, методологии и фактов. Поэтому, целесообразно, принимаясь за решение проблемы предварительно проанализировать существующие представления о ней, а также описанные различными исследователями попытки ее решения. Благодаря обзору научной литературы исследователь сможет определить наиболее общие направления решения проблемы, понять степень ее изученности, перспективные взгляды и способы, эффективные методы. Кроме того, литературный обзор позволяет выявить противоречия между исследовательскими подходами, понять ошибки других исследователей.
2.3. Выдвижение рабочих гипотез
Определение проблемы приводит исследования к конструированию предположения о причинах ее возникновения, способах преодоления, выраженных в форме гипотезы.
Под гипотезой в социально-психологическом исследовании понимаются предположения о характере связей между изучаемыми явлениями и возможных подходах к решению социально-психологических и социальных проблем.
Как указывает В.А. Ядов, гипотеза является основным методологическим инструментом, регулирующим процесс исследования, придающим ему логичность и упорядоченность.
Существует несколько представлений о разновидностях гипотез, применяемых в исследовании. Охарактеризуем наиболее распространенные виды гипотез. По степени общности предположений гипотезы разделяются на гипотезы-основания (базовые, общие) и гипотезы-следствия (частные, эмпирические).
По сущности отношений между понятиями выделяются гипотезы о связи, различии, структуре, причинах и следствиях. С точки зрения цели и задач исследования гипотезы подразделяются на основные и второстепенные:
|
|
По уровню обоснованности гипотезы могут быть разделены на основные (доказываемые в ходе исследования) и альтернативные, используемые взамен первых, если те опровергаются эмпирическими данными.
По содержанию предположений о предметной области проблемы можно выделить описательные и объяснительные гипотезы. При этом, описательные гипотезы чаще всего включают в себя предположения о существенных свойствах объекта (классификационные, обобщающие), о характере связей между отдельными элементами изучаемого объекта (структурные). В свою очередь, объяснительные гипотезы раскрывают причинно-следственных связи, взаимодействия в изучаемых процессах и явлениях.