1. Какими причинами объясняется необходимость составления программы исследования? Почему ее разрабатывают на первом этапе, а не одновременно со сбором информации?
2. В чем особенность составления программы исследования в социальной работе в отличие от фундаментального исследования?
3. С чем связана необходимость четкого формулирования проблемы исследования?
4. В чем заключается различие между проблемной ситуацией и проблемой исследования?
5. Какое содержание вкладывается в понятие «объект исследования» в социальной работе?
6. Назовите основные признаки предмета исследования. Как они связаны с объектом исследования?
7. Дайте определение выборки. Что такое репрезентативная выборка? Какие требования надо соблюдать, чтобы выборка была надежной?
8. Какую функцию выполняет в ходе исследовательского процесса определение цели и задач исследования?
9. Какова роль процедуры интерпретации в социологическом исследовании?
10. Что такое гипотеза? Назовите основные типы гипотез. Каким общепризнанным требованиям должна соответствовать правильно составленная гипотеза?
Тема 3. Использование метода наблюдения
в социально-психологических исследованиях
Дидактические единицы темы. Особенности и признаки наблюдения. Виды наблюдений. Достоинства и недостатки метода наблюдения. Процедура наблюдения.
3.1. Особенности наблюдения как метода
социально-психологического исследования
Наблюдением называется целенаправленное, организованное и определенным образом фиксируемое восприятие исследуемого объекта. Наблюдение субъектом над явлениями собственной социальной и индивидуальной активности является самонаблюдением.
Наблюдение является одним из наиболее часто используемых в психологии исследовательских методов. Наблюдение может применяться самостоятельно, но обычно оно органически включается в состав других методов исследования, таких как беседа, изучение продуктов деятельности, различные типы эксперимента и т. д.
В зависимости от формы процедуры наблюдения[4] можно выделить:
– осознанное наблюдение;
– неосознанное внутреннее наблюдение;
– неосознанное внешнее наблюдение;
– наблюдение окружающей среды.
Обратимся к анализу особенностей каждого из указанных видов.
Осознанное наблюдение. При осознанном наблюдении наблюдаемому человеку известно о том, что за ним наблюдают. Такое наблюдение проводится в контакте исследователя с субъектом, причем наблюдаемый обычно пребывает в курсе задачи исследования и социального статуса наблюдателя.
Специфичность ситуаций, в которых происходит непосредственное (осознанное) наблюдение, приводит к тому, что выводы из таких наблюдений очень сложно корректно распространить на другие ситуации, а не только на ту, в которой происходила процедура наблюдения.
Неосознанное внутреннее наблюдение. При неосознанном внутреннем наблюдении наблюдаемым субъектам неизвестно о том, что за ними наблюдают, а исследователь-наблюдатель находится внутри системы наблюдения, становится ее частью (например, когда психолог внедряется в хулиганскую группировку и не сообщает о целях своего внедрения, чтобы получить наиболее объективные сведения о ее деятельности). Наблюдатель контактирует с наблюдаемыми субъектами, но те не осведомлены о его роли в качестве наблюдателя.
Недостаток: трудность фиксации результатов. Факт того, что ведется наблюдение, не влияет на наблюдаемых субъектов благодаря тому, что они о нем не знают. Также наблюдатель получает широкий простор для получения информации из-за возможности непосредственного контакта с наблюдаемыми субъектами.
Неосознанное внешнее наблюдение. При неосознанном внешнем наблюдении наблюдаемым субъектам неизвестно о том, что за ними наблюдают, а исследователь ведет свои наблюдения, не входя в непосредственный контакт с объектом наблюдения (например, наблюдатель может быть скрыт от наблюдаемого за односторонне прозрачной стенкой).
Данная форма наблюдения удобна тем, что исследователь не стесняет поведение наблюдаемых и не провоцирует акты их поведения, которые бы соответствовали целям его исследования, т. е. она позволяет собрать достаточно объективные данные о поведении людей.
При такой форме наблюдения присутствие исследователя в роли наблюдателя не фиксируется наблюдаемыми, тем самым уменьшается влияние на естественность их действий. Также возможно использование технических и других средств для облегчения регистрации данных и хода исследования. Еще одно явное достоинство состоит в том, что уставший наблюдатель может быть незаметно сменен другим.
Наблюдение окружающей среды. При такой форме наблюдения исследователь изучает условия окружающей среды и социальную среду, в которой находятся наблюдаемые. Он пытается сделать выводы о том, как внешние факторы обуславливают действия индивида или группы индивидов.
Очевидными достоинствами метода наблюдения признается возможность с его помощью: непосредственно охватить и зафиксировать акты поведения; одновременно оценить поведение ряда лиц по отношению друг к другу или к определенным задачам, предметам и т. д.; произвести исследование независимо от готовности наблюдаемых субъектов; достичь многомерности обследования, т. е. фиксации сразу по нескольким параметрам, например, вербального и невербального поведения.
Выделяется ряд объективных, связанных с методом наблюдения, и субъективных, связанных с наблюдателем факторов, обуславливающих надежность этой исследовательской процедуры, точность получаемых в ходе наблюдения сведений.
К объективным особенностям наблюдения относятся[5]:
– однократность наблюдаемых обстоятельств, приводящая к невозможности сделать обобщающее заключение, исходя из единичных наблюдаемых фактов;
– необходимость классифицировать результаты наблюдения;
– необходимость больших ресурсных затрат (временных, людских, материальных) в ходе наблюдения за сложными объектами;
– малая репрезентативность для крупных генеральных совокупностей;
– сложность соблюдения операциональной валидности.
Субъективные факторы, влияющие на точность наблюдения:
– экспектация (ожидание) – заключается в подсознательном формировании оценочного суждения о намерении объекта профессионального интереса;
– эмпатия – способность прочувствовать переживания другого человека.
Наблюдение может быть непосредственным и опосредованным, внешним и внутренним, включенным (которое может быть открытым и закрытым) и невключенным, прямым и косвенным, сплошным и выборочным (по определенным параметрам), полевым (в повседневной жизни) и лабораторным.
Возможными источниками ошибок при оценке информации являются стереотипы, мнения других лиц, гало-эффект, эффект снисходительности, психическое состояние наблюдающего, доминирующие потребности, защитные механизмы и упрощения, преднамеренный обман наблюдателя.
Помимо выделенных источников ошибок можно отметить ряд ошибок, связанных процессом наблюдения.
– Ошибка центральной тенденции. Наблюдатель стремится давать усредненную оценку наблюдаемому поведению.
– Ошибка корреляции. Оценка одного признака поведения дается на основании другого наблюдаемого признака (интеллект оценивается по беглости речи).
– Ошибка контраста. Склонность наблюдателя выделять у наблюдаемых черты, противоположные собственным.
– Ошибка первого впечатления. Первое впечатление об индивиде определяет восприятие и оценку его дальнейшего поведения.
Таким образом, в процессе подготовки к наблюдению должна быть сформирована специфическая психологическая установка, позволяющая объективировать процесс восприятия и оценки объектов и ситуаций деструктивной активности.
Повысить надежность получаемых с помощью наблюдения результатов можно структурировав его процедуру. Для этого полезно разработать карточку наблюдения, в которой отразить перечень наблюдаемых категорий, показатели и признаки по которым проводится их оценивание.
В случае, если наблюдение сопровождает собеседование необходимо уточнить перечень значимых вопросов, реакции на которые следует зафиксировать особенно тщательно. В ситуации отбора на службу это могут быть вопросы о негативном опыте, конфликтах, привычках, криминальном поведении. Следует регистрировать как вербальную так и невербальную реакцию опрашиваемого, уделять внимание паузам, запинкам, изменениям цвета кожи и пр. Яркими индикаторами стресса являются:
– интонации голоса, изменения его темпа, пауз, тембра; выражение глаз и направление взгляда; цвет лица и выступление пота;
– жесты, поза (в состоянии напряжения, например, поза несколько неестественна, пальцы на руках могут дрожать или напряженно сжиматься в кулак), движение рук (в состоянии волнения человек берет что-то в руки, начинает вращать, ускоряет вращение[6].
Осуществляя наблюдение следует не только регистрировать, но синтезировать и обобщать полученную информацию в психологические категории. Например, отметив проявления суетливости в поведении, тремора рук, неуверенности в голосе важно представить их в качестве признаков стресса. Соотнеся их с содержанием задаваемых вопросов, можно оценить причины подобных реакций.