Вопросы для самостоятельной подготовки

1. Какими причинами объясняется необходимость составления программы исследования? Почему ее разрабатывают на первом этапе, а не одновременно со сбором информации?

2. В чем особенность составления программы исследования в социальной работе в отличие от фундаментального исследования?

3. С чем связана необходимость четкого формулирования проблемы исследования?

4. В чем заключается различие между проблемной ситуацией и проблемой исследования?

5. Какое содержание вкладывается в понятие «объект исследования» в социальной работе?

6. Назовите основные признаки предмета исследования. Как они связаны с объектом исследования?

7. Дайте определение выборки. Что такое репрезентативная выборка? Какие требования надо соблюдать, чтобы выборка была надежной?

8. Какую функцию выполняет в ходе исследовательского процесса определение цели и задач исследования?

9. Какова роль процедуры интерпретации в социологическом исследовании?

10. Что такое гипотеза? Назовите основные типы гипотез. Каким общепризнанным требованиям должна соответствовать правильно составленная гипотеза?

Тема 3. Использование метода наблюдения
в социально-психологических исследованиях

Дидактические единицы темы. Особенности и признаки наблюдения. Виды наблюдений. Достоинства и недостатки метода наблюдения. Процедура наблюдения.

3.1. Особенности наблюдения как метода
социально-психологического исследования

Наблюдением называется целенаправленное, организованное и определенным образом фиксируемое восприятие исследуемого объекта. Наблюдение субъектом над явлениями собственной социальной и индивидуальной активности является самонаблюдением.

Наблюдение является одним из наиболее часто используемых в психологии исследовательских методов. Наблюдение может применяться самостоятельно, но обычно оно органически включается в состав других методов исследования, таких как беседа, изучение продуктов деятельности, различные типы эксперимента и т. д.

В зависимости от формы процедуры наблюдения[4] можно выделить:

– осознанное наблюдение;

– неосознанное внутреннее наблюдение;

– неосознанное внешнее наблюдение;

– наблюдение окружающей среды.

Обратимся к анализу особенностей каждого из указанных видов.

Осознанное наблюдение. При осознанном наблюдении наблюдаемому человеку известно о том, что за ним наблюдают. Такое наблюдение проводится в контакте исследователя с субъектом, причем наблюдаемый обычно пребывает в курсе задачи исследования и социального статуса наблюдателя. 

Специфичность ситуаций, в которых происходит непосредственное (осознанное) наблюдение, приводит к тому, что выводы из таких наблюдений очень сложно корректно распространить на другие ситуации, а не только на ту, в которой происходила процедура наблюдения.

Неосознанное внутреннее наблюдение. При неосознанном внутреннем наблюдении наблюдаемым субъектам неизвестно о том, что за ними наблюдают, а исследователь-наблюдатель находится внутри системы наблюдения, становится ее частью (например, когда психолог внедряется в хулиганскую группировку и не сообщает о целях своего внедрения, чтобы получить наиболее объективные сведения о ее деятельности). Наблюдатель контактирует с наблюдаемыми субъектами, но те не осведомлены о его роли в качестве наблюдателя.

Недостаток: трудность фиксации результатов. Факт того, что ведется наблюдение, не влияет на наблюдаемых субъектов благодаря тому, что они о нем не знают. Также наблюдатель получает широкий простор для получения информации из-за возможности непосредственного контакта с наблюдаемыми субъектами.

Неосознанное внешнее наблюдение. При неосознанном внешнем наблюдении наблюдаемым субъектам неизвестно о том, что за ними наблюдают, а исследователь ведет свои наблюдения, не входя в непосредственный контакт с объектом наблюдения (например, наблюдатель может быть скрыт от наблюдаемого за односторонне прозрачной стенкой).

Данная форма наблюдения удобна тем, что исследователь не стесняет поведение наблюдаемых и не провоцирует акты их поведения, которые бы соответствовали целям его исследования, т. е. она позволяет собрать достаточно объективные данные о поведении людей.

При такой форме наблюдения присутствие исследователя в роли наблюдателя не фиксируется наблюдаемыми, тем самым уменьшается влияние на естественность их действий. Также возможно использование технических и других средств для облегчения регистрации данных и хода исследования. Еще одно явное достоинство состоит в том, что уставший наблюдатель может быть незаметно сменен другим.

Наблюдение окружающей среды. При такой форме наблюдения исследователь изучает условия окружающей среды и социальную среду, в которой находятся наблюдаемые. Он пытается сделать выводы о том, как внешние факторы обуславливают действия индивида или группы индивидов.

Очевидными достоинствами метода наблюдения признается возможность с его помощью: непосредственно охватить и зафиксировать акты поведения; одновременно оценить поведение ряда лиц по отношению друг к другу или к определенным задачам, предметам и т. д.; произвести исследование независимо от готовности наблюдаемых субъектов; достичь многомерности обследования, т. е. фиксации сразу по нескольким параметрам, например, вербального и невербального поведения.

Выделяется ряд объективных, связанных с методом наблюдения, и субъективных, связанных с наблюдателем факторов, обуславливающих надежность этой исследовательской процедуры, точность получаемых в ходе наблюдения сведений.

К объективным особенностям наблюдения относятся[5]:

– однократность наблюдаемых обстоятельств, приводящая к невозможности сделать обобщающее заключение, исходя из единичных наблюдаемых фактов;

– необходимость классифицировать результаты наблюдения;

– необходимость больших ресурсных затрат (временных, людских, материальных) в ходе наблюдения за сложными объектами;

– малая репрезентативность для крупных генеральных совокупностей;

– сложность соблюдения операциональной валидности.

Субъективные факторы, влияющие на точность наблюдения:

– экспектация (ожидание) – заключается в подсознательном формировании оценочного суждения о намерении объекта профессионального интереса;

– эмпатия – способность прочувствовать переживания другого человека.

Наблюдение может быть непосредственным и опосредованным, внешним и внутренним, включенным (которое может быть открытым и закрытым) и невключенным, прямым и косвенным, сплошным и выборочным (по определенным параметрам), полевым (в повседневной жизни) и лабораторным.

Возможными источниками ошибок при оценке информации являются стереотипы, мнения других лиц, гало-эффект, эффект снисходительности, психическое состояние наблюдающего, доминирующие потребности, защитные механизмы и упрощения, преднамеренный обман наблюдателя.

Помимо выделенных источников ошибок можно отметить ряд ошибок, связанных процессом наблюдения.

– Ошибка центральной тенденции. Наблюдатель стремится давать усредненную оценку наблюдаемому поведению.

– Ошибка корреляции. Оценка одного признака поведения дается на основании другого наблюдаемого признака (интеллект оценивается по беглости речи).

– Ошибка контраста. Склонность наблюдателя выделять у наблюдаемых черты, противоположные собственным.

– Ошибка первого впечатления. Первое впечатление об индивиде определяет восприятие и оценку его дальнейшего поведения.

Таким образом, в процессе подготовки к наблюдению должна быть сформирована специфическая психологическая установка, позволяющая объективировать процесс восприятия и оценки объектов и ситуаций деструктивной активности.

Повысить надежность получаемых с помощью наблюдения результатов можно структурировав его процедуру. Для этого полезно разработать карточку наблюдения, в которой отразить перечень наблюдаемых категорий, показатели и признаки по которым проводится их оценивание.

В случае, если наблюдение сопровождает собеседование необходимо уточнить перечень значимых вопросов, реакции на которые следует зафиксировать особенно тщательно. В ситуации отбора на службу это могут быть вопросы о негативном опыте, конфликтах, привычках, криминальном поведении. Следует регистрировать как вербальную так и невербальную реакцию опрашиваемого, уделять внимание паузам, запинкам, изменениям цвета кожи и пр. Яркими индикаторами стресса являются:

– интонации голоса, изменения его темпа, пауз, тембра; выражение глаз и направление взгляда; цвет лица и выступление пота;

– жесты, поза (в состоянии напряжения, например, поза несколько неестественна, пальцы на руках могут дрожать или напряженно сжиматься в кулак), движение рук (в состоянии волнения человек берет что-то в руки, начинает вращать, ускоряет вращение[6].

Осуществляя наблюдение следует не только регистрировать, но синтезировать и обобщать полученную информацию в психологические категории. Например, отметив проявления суетливости в поведении, тремора рук, неуверенности в голосе важно представить их в качестве признаков стресса. Соотнеся их с содержанием задаваемых вопросов, можно оценить причины подобных реакций.

 




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: