Внешнегрупповая референтометрия

В современной психологии давно уже выделено как самостоятельное и важное понятие референтной группы – круга значимых других, мнения которых являются определяющими для личности и с которыми она мысленно соотносит свои оценки, действия и поступки. Естественно, что определение референтного круга является весьма важным в плане сбора информации о значимых для человека отношениях. В приведенной ниже методике мы предлагаем определить референтов. Для этого тестируемым предлагается 10 вопросов-ситуаций (1-А) и список людей, окружающих их (1-Б).

Методика проведения исследования.

Инструкция. Нужно выбрать по каждому вопросу-ситуации не менее двух человек; при этом второе лицо должно быть из тех, которые значимы в меньшей степени, чем первое лицо.

1-А. Перечень вопросов ситуаций 1. С кем Вы отправитесь в поездку (деловую командировку) в другой город? 2. У Вас случилась неприятность. Кому Вы расскажете? 3. Вы хотите отпраздновать свой день рождения. С кем Вы его проведете? 4. Есть ли у Вас человек, с которым Вы стараетесь проводить больше времени? 5. Кто может указать Вам на Ваши недостатки, кого Вы больше послушаете? 6. Вы встретили человека, который Вам понравился. Кто может помочь правильно оценить его? 7. Вы хотите изменить свою жизнь. С кем Вы посоветуетесь об этом? 8. Кто может быть для Вас примером в жизни? 9. Кому Вы хотели бы понравиться больше всего? 10. С кем Вы больше всего откровенны?

 

1-Б. Перечень близких людей 1. Родители (отец, мать). 2. Родственники (дедушка, бабушка, дядя, тетя). 3. Брат, сестра. 4. Взрослый знакомый. 5. Знакомый родителей. 6. Друзья. 7. Лучший друг (подруга). 8. Компания, приятели. 9. Знакомая девушка, знакомый юноша. 10. Товарищи по учебе, работе. 11. Товарищи по клубу, секции, студии.

Вариант внешнегрупповой референтометрии представлен в таблице
(см. табл. 3)


Таблица 3

Структура референтометрической таблицы

 

Предполагаемые референтные лица

Ситуация Иванов И. Сидоров С. Петров К. Козлова Е.
Помогает мне в работе        
Обсуждаю проблемы в семье        

Одной из полезных моделей для исследования структуры служебного коллектива, которая удовлетворяет условиям проведения исследований, является трехфакторная модель А. В. Петровского. Эта модель предполагает оценку статуса участника коллектива по трем факторам.

Первый фактор – аттракция, т. е. способность человека быть эмоционально привлекательным для других членов группы.

Второй фактор – референтность, высшей формой которой является авторитет как готовность делегировать человеку права принятия решения за себя другими членами группы.

Третий фактор – власть, уровень которой определяет властные полномочия человека.

Для оценки сплоченности коллектива А. В. Петровский предлагает определять ценностно-ориентационное единство (ЦОЕ). Согласно определению, ЦОЕ можно рассматривать как интегральную характеристику системы внутригрупповых связей, которая показывает степень совпадения мнений, оценок, установок и позиций членов группы по отношению к объектам, наиболее значимым для осуществления целей деятельности группы.

Имеет смысл подчеркнуть, что речь идет о согласованности позиций не по любым вопросам, а именно по тем нравственным и деловым позициям, которые значимы для группы с точки зрения осуществления ее деятельности. По остальным вопросам мнения членов группы вполне могут различаться.

В целях практического применения этого подхода можно использовать три метода: социометрию, референтометрию и методику определения ЦОЕ – это сокращенный вариант более полной методики, разработанной М. Ю. Кондратьевым.

Методика проведения исследования предполагает выполнение трех заданий.

Задание 1. С кем из членов своего текущего коллектива Вы больше всего хотели бы работать в будущем? Укажите фамилии трех человек в порядке убывания приоритета. Данное задание выполняется в таблице №1

Номер Фамилия
1  
2  
3  

 

Задание 2. К кому из членов коллектива Вы, скорее всего, обратитесь за советом в случае возникновения сложной проблемы в работе, которую не можете решить самостоятельно. Укажите фамилии трех человек в порядке убывания приоритета.

Номер Фамилия
1  
2  
3  

 

Задание 3. Прошу Вас из нижеприведенного списка выбрать 5 качеств, наиболее важных для лидера в Ваших коллективах. Прошу указать их в порядке уменьшения приоритета:

Номер Качество
1  
2  
3  
4  
5  

 

Примерный перечень качеств представлен в списке. Однако, исследователь может изменять перечень качеств, в зависимости от цели, объекта и предмета изучения.

  


1. Воля;

2. Целеустремленность;

3. Коммуникабельность;

4. Компетентность в управлении людьми;

5. Ответственность;

6. Стрессоустойчивость;

7. Чувство юмора;

8. Решительность;

9. Опыт;

10. Умение улаживать конфликты;

11. Спокойствие;

12. Пунктуальность;

13. Харизматичность;

14. Умение слушать и слышать собеседника;

15. Умение признавать свои ошибки;

16. Умение делегировать задачи;

17. Компетентность в проектных технологиях;

18. Индивидуальный подход к каждому сотруднику;

19. Честность;

20. Доброжелательность;


 

Обработка и использование результатов опроса выполняется посредством обобщения выборов, сделанных каждым участником опроса. Для этого, собранные от каждого участника данные по заданию № 1 следует отразить в соответствующей ячейке таблицы, как в показанном ниже примере:




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: