Виды гипотез и методы их математического обоснования

Связь между явлениями Корреляционный анализ
Сходство, различие, сопоставление Сопоставительный анализ (дисперсионый анализ)
Классификация, группировка Кластерный, факторный анализ
Структура явления Факторный анализ, многомерное шкалирование
Прогнозирование явления Регрессионный анализ, дисперсионный анализ

Важным условием для выбора методов является способ измерения и характер распределения полученных данных, о чем будет сказано далее.

Измерение

В процессе изучения психологических особенностей большое значение имеют точность и обоснованность выводов, которые зачастую отражаются на профессиональной и индивидуальной составляющей жизни обследуемых. Заключение специалиста-практика об индивидуально-психологических особенностях личности, как и диагноз врача, не может быть ошибочным, подразумевать неоднозначное или неправильное его толкование.

Точность и объективность заключения психолога во многом связаны с точностью и объективностью психодиагностического измерения.

Измерение, в наиболее общем виде, – это процедура сопоставления частной характеристики с объективным эталоном и приписывание количественных значений данной характеристике в определенном масштабе или шкале. Измерение опирается на ряд правил, выполнение которых обеспечивает валидность и надежность получаемых сведений, в конечном итоге обуславливая результативность всей последующей работы психолога.

Исторически о принципиальной возможности измерения психических явлений, процессов и состояний высказался известный немецкий философ Густав Теодор Фехнер (1801–1887). В своем фундаментальном труде «Элементы психофизики» он писал так: «...трудно возразить против того, что духовное вообще подчинено количественным отношениям. Ведь можно говорить не только о большей или меньшей силе ощущения, но и о разной силе влечений, о том, что существует большая или меньшая степень внимания, живости воспоминаний или образов фантазии, ясности сознания в целом, а также интенсивности отдельных мыслей... Таким образом, высшее духовное не в меньшей степени, чем чувственное... может быть охарактеризовано количественно» (Fechner, 1966).

В естественно-научном измерении выделяются два основных этапа: сопоставление с эталоном и преобразование в форму, удобную для использования (различные способы индикации).

Любой вид измерения предполагает наличие вполне определенных единиц. Исторически при изучении объективной реальности была разработана собственная шкала измерения. Так, длина измеряется в метрах (сантиметрах, миллиметрах), время – в секундах (часах, минутах), масса – в килограммах (тоннах, граммах). В физике и других естественно-научных дисциплинах используют основные и производные единицы измерения. Основных единиц измерения относительно немного: в Международной системе единиц (СИ) это килограмм (кг) – единица массы, метр (м) – единица расстояния, секунда (с) – единица времени, градус Кельвина (°К) – единица температуры, ампер (А) – единица силы тока, кандела (кд) – единица силы света и моль – единица количества вещества.

В психологическом измерении отсутствуют самостоятельные единицы, а применяются четыре вида измерительных шкал:

1) номинативная (наименований);

2) порядковая (ординарная, ранговая);

3) интервальная;

4) отношений.

Каждая из этих шкал предназначена для кодирования[13] информации определенного рода и имеет, соответственно, особую форму числового представления.

Измерение, выполненное при помощи номинативной и порядковой шкал, относится к качественному (идеографическому, объяснительному), а при помощи шкалы интервалов и отношений – к количественному (описательному). Нужно отметить, что использование определенного способа кодирования обуславливает способ интерпретации, т. е. специальные статистические и логические процедуры, применяемые для описания выявленных фактов и представления результатов исследования.

Таким образом, процедура кодирования способствует классификации выявленных эмпирических фактов и отнесению их к определенному виду психических явлений. Неправильное использование измерительных шкал, их смешение или нестандартизованное применение способствуют искажению результатов. Обратимся к анализу измерительных шкал.

1. Номинативная шкала (наименований).

Измерение в номинативной шкале заключается в приписывании (наименовании) какому-либо объекту определенного обозначения (символа). Примером такого рода операции может служить представление типов темперамента по Гиппократу (холерик, сангвиник, флегматик, меланхолик), Айзенку (экстраверт, интроверт, нейротик), Кречмеру (пикнический, лептосомный, атлетический и диспластический).

Простейшим видом номинативной шкалы, где применяются всего два пункта, является дихотомическая шкала. Примером дихотомической шкалы будут пункты («да» – «нет»), («согласен» – «не согласен»). При измерении в дихотомической шкале исследуемые признаки называются иначе альтернативными.

Отметим, что номинативная шкала ограничивает исследователя в математико-статистических методах, применяемых для анализа данных. Допустимыми методами статистики являются число случаев, мода, корреляция случайных событий, коэффициент и др.

2. Порядковая шкала (ординарная, ранговая).

Применяется при отражении порядка изучаемых явлений. С этой целью признаки ранжируются, т. е. получают определенное числовое значение, отражающее порядок проявления их свойств. В порядковой шкале отражаются: уровень учебной успеваемости в школе (от «1» до «5»); звания в системе военной службы (рядовой, ефрейтор, сержант, прапорщик и пр.); спортивные разряды (третий, второй, первый, кандидат в мастера спорта, мастер спорта и пр.).

При кодировании информации в порядковой шкале необходимо соблюдать порядок (последовательность) приписывания чисел таким образом, чтобы значения располагались по степени убывания или возрастания. Например:

Таблица 5


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: