Связь между явлениями | Корреляционный анализ |
Сходство, различие, сопоставление | Сопоставительный анализ (дисперсионый анализ) |
Классификация, группировка | Кластерный, факторный анализ |
Структура явления | Факторный анализ, многомерное шкалирование |
Прогнозирование явления | Регрессионный анализ, дисперсионный анализ |
Важным условием для выбора методов является способ измерения и характер распределения полученных данных, о чем будет сказано далее.
Измерение
В процессе изучения психологических особенностей большое значение имеют точность и обоснованность выводов, которые зачастую отражаются на профессиональной и индивидуальной составляющей жизни обследуемых. Заключение специалиста-практика об индивидуально-психологических особенностях личности, как и диагноз врача, не может быть ошибочным, подразумевать неоднозначное или неправильное его толкование.
Точность и объективность заключения психолога во многом связаны с точностью и объективностью психодиагностического измерения.
|
|
Измерение, в наиболее общем виде, – это процедура сопоставления частной характеристики с объективным эталоном и приписывание количественных значений данной характеристике в определенном масштабе или шкале. Измерение опирается на ряд правил, выполнение которых обеспечивает валидность и надежность получаемых сведений, в конечном итоге обуславливая результативность всей последующей работы психолога.
Исторически о принципиальной возможности измерения психических явлений, процессов и состояний высказался известный немецкий философ Густав Теодор Фехнер (1801–1887). В своем фундаментальном труде «Элементы психофизики» он писал так: «...трудно возразить против того, что духовное вообще подчинено количественным отношениям. Ведь можно говорить не только о большей или меньшей силе ощущения, но и о разной силе влечений, о том, что существует большая или меньшая степень внимания, живости воспоминаний или образов фантазии, ясности сознания в целом, а также интенсивности отдельных мыслей... Таким образом, высшее духовное не в меньшей степени, чем чувственное... может быть охарактеризовано количественно» (Fechner, 1966).
В естественно-научном измерении выделяются два основных этапа: сопоставление с эталоном и преобразование в форму, удобную для использования (различные способы индикации).
Любой вид измерения предполагает наличие вполне определенных единиц. Исторически при изучении объективной реальности была разработана собственная шкала измерения. Так, длина измеряется в метрах (сантиметрах, миллиметрах), время – в секундах (часах, минутах), масса – в килограммах (тоннах, граммах). В физике и других естественно-научных дисциплинах используют основные и производные единицы измерения. Основных единиц измерения относительно немного: в Международной системе единиц (СИ) это килограмм (кг) – единица массы, метр (м) – единица расстояния, секунда (с) – единица времени, градус Кельвина (°К) – единица температуры, ампер (А) – единица силы тока, кандела (кд) – единица силы света и моль – единица количества вещества.
|
|
В психологическом измерении отсутствуют самостоятельные единицы, а применяются четыре вида измерительных шкал:
1) номинативная (наименований);
2) порядковая (ординарная, ранговая);
3) интервальная;
4) отношений.
Каждая из этих шкал предназначена для кодирования[13] информации определенного рода и имеет, соответственно, особую форму числового представления.
Измерение, выполненное при помощи номинативной и порядковой шкал, относится к качественному (идеографическому, объяснительному), а при помощи шкалы интервалов и отношений – к количественному (описательному). Нужно отметить, что использование определенного способа кодирования обуславливает способ интерпретации, т. е. специальные статистические и логические процедуры, применяемые для описания выявленных фактов и представления результатов исследования.
Таким образом, процедура кодирования способствует классификации выявленных эмпирических фактов и отнесению их к определенному виду психических явлений. Неправильное использование измерительных шкал, их смешение или нестандартизованное применение способствуют искажению результатов. Обратимся к анализу измерительных шкал.
1. Номинативная шкала (наименований).
Измерение в номинативной шкале заключается в приписывании (наименовании) какому-либо объекту определенного обозначения (символа). Примером такого рода операции может служить представление типов темперамента по Гиппократу (холерик, сангвиник, флегматик, меланхолик), Айзенку (экстраверт, интроверт, нейротик), Кречмеру (пикнический, лептосомный, атлетический и диспластический).
Простейшим видом номинативной шкалы, где применяются всего два пункта, является дихотомическая шкала. Примером дихотомической шкалы будут пункты («да» – «нет»), («согласен» – «не согласен»). При измерении в дихотомической шкале исследуемые признаки называются иначе альтернативными.
Отметим, что номинативная шкала ограничивает исследователя в математико-статистических методах, применяемых для анализа данных. Допустимыми методами статистики являются число случаев, мода, корреляция случайных событий, коэффициент и др.
2. Порядковая шкала (ординарная, ранговая).
Применяется при отражении порядка изучаемых явлений. С этой целью признаки ранжируются, т. е. получают определенное числовое значение, отражающее порядок проявления их свойств. В порядковой шкале отражаются: уровень учебной успеваемости в школе (от «1» до «5»); звания в системе военной службы (рядовой, ефрейтор, сержант, прапорщик и пр.); спортивные разряды (третий, второй, первый, кандидат в мастера спорта, мастер спорта и пр.).
При кодировании информации в порядковой шкале необходимо соблюдать порядок (последовательность) приписывания чисел таким образом, чтобы значения располагались по степени убывания или возрастания. Например:
Таблица 5