Тема III. Бог и человек. Сотворение человека. Первый, доисторический Завет — Бога с Адамом

Господи, Боже наш, Ты увенчал все творение, создав человека, вдунув в лицо его дыхание жизни. Господи, Ты создал того, кто мог взывать к Тебе, кто мог выполнять волю Твою разумно и духовно, кто мог одухотворять все окружающее, весь мир. Господи, мы, зная об этом высочайшем призвании, устремились к Тебе, чтобы служить Тебе, чтобы, отринув все прежние заблуждения, иметь общение в Тебе и с Тобою. Помоги нам, Господи, быть в едином духе и сохраниться в союзе мира, чтобы идти дальше к Тебе в покаянии, чтобы следовать за Тобою, куда бы Ты ни пошел. И да прославится в нас и через нас Твое святое имя во веки веков! Аминь.

 

НАЧНЕМ с актуализации ваших собственных знаний по этим вопросам. Наверное, все люди сердцем ощущают тайну жизни и человека. То, что мы называем жизнью, и тот, кого мы называем человеком, всегда составляют тайну. Ф.М. Достоевский как-то сказал: «Человек есть тайна, и всякий, кто занимался ее разгадкой всю свою жизнь, не должен думать, что потратил время напрасно».

Общепризнан факт развития как форм жизни, так и человека и человеческого общества, причем в определенном направлении, от низшего к высшему, т. е. общепризнаны их эволюция и прогресс.

Признано всеми и то, что не решена сегодня и проблема возникновения жизни, и проблема появления человека. Ни один серьезный ученый, говоря о сотворении мира (космогонии, космологии) и о возникновении жизни и человека, никогда не скажет, что ему тут все в принципе ясно. Он скажет, что сначала не было мира – и вот он появился, что в какой-то период не было человека, а были высокоорганизованные животные – и вдруг появился человек. Различия в воззрениях на человека огромны, и хотя разные ученые скажут по-разному, когда именно появился человек и что они подразумевают под этим именем, любой из них подтвердит, что проблема возникновения жизни и появления человека до сих пор не решена.

Теперь заметим, что когда мы говорим о жизни и человеке в их развитии, мы обычно подразумеваем разные вещи. Ведь жизнь как принцип, как некая реальная данность развивалась как эволюция видов, а человек развивается всегда в пределах одного биологического вида в направлении развития среды обитания, форм общежития и собственных личностных свойств.

 

Человек связан с Богом, причем всегда, независимо от его самосознания и его самочувствия.

Как же связан человек с Богом? Эта связь хорошо видна из отличительных свойств «духа человеческого, живущего в нем», а также из текстов Священного писания.

Человек сердцем чувствует внутреннюю связь с Богом. А Священное писание Ветхого завета говорит не только о связи человека с Богом, но и о сотворении человека и о значении этого.

Где конкретно мы находим эти места? Прежде всего это два взаимодополняющих рассказа в Быт 1-2. Но не только это место здесь важно. Так, в Иов 12:10 утверждается, что в руке Божьей остается «душа (т. е. жизнь) всего живущего и дух всякой человеческой плоти (т. е. его души и тела)».

Напомним, что два понятия – «плоть» и «тело» – не тождественны. Плоть – это тело, но живое, одушевленное, т. е. душа и тело вместе, ибо в Писании душа – это жизнь. Итак, душа и тело вместе называются, как правило, плотью. Так что, когда вы говорите о теле и о плоти, вы должны это чувствовать. И когда вы говорите о грехах плотских и телесных – вы эти вещи тоже должны различать.

Далее, о связи человека с Богом в книге Псалмов говорится, что человек всегда пред очами Господа и что Господь всегда достоин прославления за то, что «человек так дивно устроен» (Пс 138:7, 14). В Пс 8:5-7 на вопрос к Богу: «Что есть человек, что Ты помнишь его, и сын человеческий, что Ты посещаешь его?» дается такой ответ: «Не много Ты умалил его пред ангелами; славой и честью увенчал его; поставил его владыкой над делами рук Твоих; все положил под ноги его». Для Ветхого завета это поразительное место. Оно нас поражает и в Новом завете, ибо оно имело серьезные последствия и для христианства. А в Пс 81:6 человеку приписывается еще большее достоинство: «Я сказал: вы – боги, и сыны Всевышнего – все вы». Это очень важное место также цитируется в Новом завете, где эти слова относятся к каждому человеку.

Наконец, в Пс 103 возвеличивается и прославляется Бог за все творение и за продолжающуюся о нем заботу, простирающуюся вплоть до ежедневной пищи человека и устройства его трудовой жизни.

Это для нас очень важно именно сейчас, в контексте преодоления дихотомии духовного (церковного) и светского, когда пытаются разделить жизнь христианина и общества: мол, вот это в них духовное, а вот это светское, причем это деление обычно возводится в ранг достижения общечеловеческой цивилизации. И тот, кто этого не делает, обычно считается человеком из архаического мира. Таким миром до сих пор часто называют мир мусульманский и мир иудейский. Думаю, что в этом критики не вполне правы. Ведь еще в Ветхом завете (и это не отменено в Новом) Господь действительно прославляется нами за Его заботу о нашей ежедневной жизни, и за то, что Он дает людям пищу, и за то, что Он устраивает человека, трудящегося на земле. Не забудем об этом.

А что говорится в Новом завете? В Деян 17:25-28 раскрывается уже не только та истина, что Бог дает всем «жизнь, и дыхание (дух), и все», но и то, что «от одной крови Он произвел весь род человеческий для обитания по всему лицу земли, назначив определенные времена и пределы их обитанию, дабы люди искали Бога, не ощутят ли Его и не найдут ли (Его), хотя Он и недалеко от каждого из нас, ибо мы Им живем, и движемся, и существуем... мы Его и род». Это тоже поразительное место из выступления апостола Павла в афинском ареопаге, где он говорил не иудеям, знавшим единого Бога, а язычникам, которые могли предузнавать, предощущать Бога как неведомого, но не знали Его как ведомого.

Итак, согласно Деян, предназначение человека – искать Бога, ощущать и находить Его. И это есть предназначение всякого человека в мире, независимо от его культуры, нации, места обитания, внешних условий существования, состояния здоровья, возраста, пола и т. д. А Сам Бог недалек от нас. Хотя все мы произошли от одной крови, но мы – род Его. Что это означает, мы постараемся понять из дальнейшего.

 

Теперь рассмотрим два рассказа о сотворении человека из книги Бытия.

Первый рассказ – Быт 1:26-2:4а. Здесь говорится о конце шестого «дня» и о седьмом «дне» творения, когда Бог «пребывал в покое».

«День» здесь, в первой главе, – это, не забудем, символ Богоявления, а «семь» – символ полноты и целостности Божьего мира.

«Пребывал в покое». Это, конечно, антропоморфизм, свойственный Библии. Отец Александр Мень в книге «Как читать Библию» объясняет, что это выражение здесь означает «конец особых творческих (а мы бы сказали – мироустроительно-созидательных) деяний Бога». В дальнейшем мы еще коснемся этого более подробно, а теперь перейдем отдельно к каждому стиху первого библейского рассказа.

Ст. 26. «И сказал Бог: Создадим человека – Наш образ и Наше подобие, – чтобы он господствовал над рыбами в морях, и над птицами в небе, и над скотом, и над всею землею, и над всею живностью земной».

Итак, человек творится силой слова Божьего. Это видно из слов «и сказал Бог», что и означает творение силой Божьей, или словом Его. Но в данном случае мы можем говорить и об участии ипостасного Слова Божьего, «Слова прореченного», «Которым все произошло», причем это творение происходит при особом Его участии (ведь «по плодам их узнаете их»), поскольку сотворенный человек сам становится словесным, т.е. он обладает словом, что есть величайшая особенность всякого человеческого существа.

«Создадим» – слово, которое стоит во множественном числе, ибо здесь слово «Бог» также стоит во множественном числе. Вспомним, что слово «Бог» (Элохим) стоит в так называемом pluralis majestatis, во «множественном числе величества», выражающим превосходную степень, ибо в данном случае речь идет не о каком-то боге вообще, а о едином всевышнем Боге.

Это «создадим» – на древнееврейском, конечно, «бара», в отличие от «аса». Здесь мы находим третье, последнее «бара», которое отличается от первого и от второго тем, что сотворению предшествует как бы особый «совет» Божий в Себе о Своем «образе и подобии», которым человек будет отличаться от всего прочего живого и неживого мира. Здесь Бог в Себе как бы советуется, говоря «сотворим», а далее сказано «и сотворил», чем подчеркивается особая значимость совершенного Богом творения человека.

Теперь надо сказать о важнейшем понятии – об «образе и подобии». Сказано «сотворим человека по образу и по подобию». Здесь «образ и подобие» – понятия синонимичные, но, по толкованию некоторых отцов церкви, не вполне, т. е. они не тождественны, ибо это обозначение как бы актуальной и потенциальной данности, касающейся духовной сущности человека, его места и роли в тварном мире. «Образ» уже как бы актуально дан, вписан в человека, «подобие» же потенциально ему задано. Мы скоро в этом убедимся сами.

«Чтобы он господствовал». Это говорится о человеке, притом в оригинальном тексте во множественном числе, хотя прежде речь шла о человеке в единственном числе. Здесь речь идет о некоей изначальной потенции, которая еще должна будет человечеством реализоваться: о единстве образа Божьего во множественности человеческих лиц.

В Превечном Совете Божьем предполагается и определенная роль человека в мире. Какая роль? Его «владычество» над миром, над «небом и землей», над всем «видимым и невидимым».

 

Ст. 27. «Бог сотворил человека, образ Свой, Божий образ Он сотворил, мужчину и женщину сотворил».

Вначале, при творении, говорилось об «образе и подобии» человека, а здесь сказано только об «образе». Не скрыта ли под этим выражением как бы некоторая неполнота? С одной стороны, мы знаем, что «образ» и «подобие» – синонимы. Если это так, тогда это сокращение оправданно, ибо и в понятии «образа» содержится то, чем предполагалось отличить человека. Но с другой стороны, мы помним о различии этих понятий, а значит, и о том, что богоуподобление человеку еще предстоит.

Слово «человек», аналогичное слову «мир», разобранному нами в прошлой теме, употребляется в двух главных смыслах:

  • человек, которого непосредственно сотворил Бог и о котором говорится именно в этом стихе;
  • тот человек, которого мы знаем, видим сейчас, которого эмпирически познаем в этом падшем мире: это часто падший, однако часто и спасающийся человек, но это уже несколько другой человек.

 

Нам очень важно каждый раз верно понимать, какой смысл заложен в словах «мир» и «человек». Какой это мир или человек? О каком человеке идет речь? О первозданном или нынешнем, известном нам из современного опыта жизни в падшем мире?

Человек, созданный, согласно первой главе Бытия, во вторую половину шестого «дня» творения, – это венец творения. Он увенчал собою и отразил в себе все творение. Он есть некое новое духовное, душевное и телесное единство, новая, особая целостность, неизвестная прежнему миру. Ведь духа в первомире не было, пока не было личных его носителей.

Человек был сотворен «по образу Божьему». Без образа Божьего человека нет, его просто не существует. Стоит этот образ, эту икону живого Бога, в нем истребить, уничтожить, разрушить, и человека не будет: либо он умрет физически, либо перестанет быть человеком, даже оставаясь в человекообразном теле. Поныне известна русская поговорка: «Если Бог хочет наказать человека, то Он отнимает у него разум» (здесь – в качестве духа и смысла). Человек способен себя полностью разрушить, превратиться в животное, точнее, стать даже хуже, чем животное. Животное и без духа существует нормально, а человек нормально существовать без духа никак и никогда не может: тут он теряет и душу.

Богоуподобление человека, о котором мы уже начинали говорить, – это реальная потенция, данная каждому человеку. Как процесс – это исполнение им своего предназначения, в соответствии с заложенной в нем Богом при сотворении духовной потенцией. Человек должен был стать помощником Богу и личностно раскрыть в себе и мире свое богосыновство. Личность человека и есть основа его духовно-душевно-телесной целостности. Личность человека в своей полноте едина, она не делима даже на «полы» (как бы его «половины»). Сказано «мужчину и женщину сотворил их» – это значит, что в каждом человеке заложена своя целостность и гармония, в данном случае гармония мужского и женского. Это не патология, не гермафродитизм, не бисексуальность. Это то, что мистики с древних времен называли андрогинностью, некоей полнотой человеческой перволичности (андрогин – в переводе с греческого «мужеженский»).

Наконец, возникает вопрос: сотворенный человек – кто он был? Как нам его понять? Как соотнести с известными нам реалиями жизни? Это был некий конкретный человек, или это было все первочеловечество, или человеческое племя, человеческое стадо?

Нам очень важно, вникая в текст Священного писания, понять, что в точном соответствии с духом и смыслом Библии первочеловек – это в первую очередь конкретный человек. Почему? Потому что мы говорим о личности сотворенного человека, а поэтому не можем говорить о нем в родовых понятиях. Но, конечно, в этой личности содержалось и все потенциальное человечество. Он был и всечеловек, «Адам всеродный».

Потенциально в Адаме было все первочеловечество, всечеловечество, поэтому он и мог порождать себе подобных по плоти и по духу, начиная с «жены».

При непосредственном участии Бога и появляется «жена», актуализируя единство человека во множественности. Этому посвящен второй рассказ книги Бытия. Но завершим сначала первый.

Ст. 28. «И благословил их Бог такими словами: Будьте плодовиты и многочисленны, заселяйте землю и обладайте ею. Господствуйте над рыбами в морях, и над птицами в небе, и над всеми животными земли».

Вспомним, что в Превечном Совете Бог сказал человеку «чтобы они господствовали», а теперь первочеловеку говорится: «будьте плодовиты и многочисленны, заселяйте землю». Впервые Бог обращается лично к Своему творению, способному общаться с Ним и слышать Его. Начало этого благословения – благословение, подобное и даже равное благословению, данному всему животному миру (достаточно вспомнить Быт 1:22). Оно дается для утверждения в человеке принципа биологической и социальной жизни. Но далее говорится то, что относится только к человеку и более ни к кому: «обладайте» (всем) и «господствуйте» над всеми.

«Обладать» и «господствовать» можно по-разному. Мы часто воспринимаем это с негативными ассоциациями, потому что имеем опыт падшего владычества и обладания, того, как мы сами привыкли или желали бы владычествовать и обладать. Здесь же сказано совершенно иное, ибо человеку говорится о таком владычестве и обладании, которое сродни божественному. Бог обладает миром и владычествует над ним, любя и оберегая его, но безо всякого насилия над ним. Теперь этой заповедью утверждается и человек как помощник и заместитель Божий на земле, в мире. Исполнение именно этой заповеди и должно было вести человека к Богоуподоблению – в духе любви, свободы и творчества.

Ст. 29-30. «И сказал Бог: Я отдаю вам в пищу все травы с семенами, какие есть на земле, и все деревья, приносящие плоды с семенами. А зверям и птицам, и живности земной – всем, в ком жизнь, – Я отдаю в пищу зелень растений. И стало так».

Здесь говорится о пище, прежде всего – о пище человеческой. Обратим внимание: исключается мясо. Почему? Ведь уже были животные, почему же человеку не дается благословения на мясо? Потому что человека с первого мгновения его жизни питает Сам Бог и Его благодать. И Христос говорит ученикам: «Я имею пищу, которой вы не знаете». Такое питание благодатью покрывает одиночество, чувство старости и холода, что будет восполняться мясом тогда, когда человек отойдет от Бога и утеряет благодать.

Согласно Библии, заповедь, разрешившая человеку употреблять в пищу мясо, впервые была дана Ною. Все благословения этого стиха будут повторены и для Ноя, а значит, и для послепотопного человечества, но кроме того, ему будет дано и разрешение на мясо именно потому, что падший человек нуждается в мясе, если оскудевает его любовь к Богу и ближнему. И до сих пор церковь, признавая возможность для человека взять на себя подвиг ограничения, воздержания от мяса, не возбраняет его употребления, так как знает, что человек пал и восстанавливается в Боге не сразу. Церковь осуждает, даже отделяет от себя тех, кто считает, что брак, вино и мясо нечисты сами по себе, хотя и благословляет добровольное временное или постоянное воздержание от них ради личного или соборного духовного подвига.

Ст. 31. «Бог оглядел Свое творение – оно было очень хорошо. Настал вечер, настало утро – шестой день».

С человеком мир стал «хорошим весьма», т.е. очень хорошим. А раньше, согласно, например, ст. 25, он был просто хорошим, т. е. еще не очень совершенным.

Итак, мир стал весьма гармоничным и красивым, и поэтому Бог теперь может «почить» (Быт 2:2), так как имеет в нем человека – Своего личного заместителя и помощника.

 

Перейдем ко второму библейскому рассказу о сотворении человека – Быт 2:46-3:7.

«Когда Господь Бог создал землю и небо, то не было на земле ни куста, ни травинки. Ведь Господь Бог не посылал еще на землю дождя и не было людей, чтобы ее возделывать. Лишь поток, что поднимался из недр, орошал землю. И создал Господь Бог человека из пыли земной, вдохнул в его ноздри дыхание жизни, и стал человек душою живою».

Весь рассказ, и в особенности ст. 5, апофатичен. Это удивительный пример библейского апофатизма: Бог создал кустарник, которого не было, и траву, которая не росла, ибо дождя не было, и человека не было.

Почему здесь дан апофатический рассказ о сотворении мира? Из-за особой, исключительной антропоцентричности этого рассказа. Без человека всё – еще только «прах земной», хотя он сам создается из этого же «праха», который потом, чуть ниже, будет назван, впрочем, «лицом» человека: «вдохнул в его ноздри дыхание жизни».

«Вдохнул». Это значит, что Бог как бы вложил Своим Духом дух в человека, тем самым создав из душевного лица-ипостаси («ипостась» в переводе с греческого дословно означает «подставка», как бы «носитель») духовную личность человека, навсегда неразрывно связанную с Богом.

А вот «лицо» человека, оно же «пыль земная» – это внешнее выражение «микрокосмичности» человека в полноте ее душевности и телесности, это его плотская «форма», его телесно-душевная структура.

Далее, «дыхание жизни». Бог вдыхает в человека, в его лицо что-то от дыхания Своей Жизни. И в итоге – это уже не просто биологическая жизнь, это личный дух жизни в человеке от Господа Духа Святого, животворящего. Этот то дух жизни и делал человека не только Богосообразным, но и Богоподобным. Делал, но еще не сделал.

Итак, дух человека – это «душа живая»: «и стал человек душею живою», в отличие от простой души, свойственной животным, т.е. от простой биологической жизни (ведь в Библии душа и жизнь – синонимы). Поэтому человеческая «душа живая» – это уже как бы «благодать на благодать», т.е. дар жизни духовной на дар биологической жизни, что и отличает человека от бессловесной твари, от животных.

Из библейско-христианского понятия о человеке неизбежно вытекает то, что «познать самого себя» как человека и означает прийти к познанию истинного Бога как Творца мира, жизни и человека, т. е. образа Божьего в себе, способного к Богоуподоблению. Интересно, что уже во II веке св. Феофил Антиохийский на просьбу к нему: «Покажи мне твоего Бога» – мудро ответил: «Покажи мне твоего человека, и я покажу тебе моего Бога». Это было большое дерзновение, к сожалению, редко встречавшееся в более позднее время. Действительно, по христианскому учению, человек – это поистине живая икона Бога, образ Божий, и можно, увидев икону Бога, которой является каждый человек, через нее увидеть и Бога, пусть еще и не непосредственно, не «лицом к лицу».

В познании человека, как и в познании Бога, возможны два подхода: апофатический и катафатический.

Если мы познаём человека катафатически, то можем сказать, что человек – образ Божий, живая икона Бога. Это выражается в его особой, уникальной духовности, духовности богосродной, а не какой-либо иной, и значит, в его добре, красоте, благородстве, единстве, любви, свободе, вере, радости, мире, свойственных всякому человеку, живущему по Богу и в Боге.

Познавая человека апофатически, мы можем сказать, что человек, подобно Богу, загадочен, таинственен, непостижим и несказанен.

Таким образом, тайна человека, так же как и тайна Божия, антиномична.

Хорошо выразил антиномичность тайны человека Г.Р. Державин в своей оде «Бог»: «Я царь, я раб, я червь, я Бог». Преодоление этой антиномичности происходит только в Богочеловеке Иисусе Христе и через Него.

Такое понятие о человеке как об образе Божьем требует живой веры в него, так как оно, как и Богопознание, требует живой открытости нашего сердца. Не случайно известный московский проповедник священник Всеволод Шпиллер часто повторял: «Христианство есть вера в Бога и человека». Это глубоко верно, но только при истинном познании истинной Божественности и истинной Человечности, познании Бога и Человека.

 

Теперь рассмотрим следующий отрывок – ст. 8-15. Это рассказ о внутренней и внешней жизни первочеловека и о соответствующем ему месте обитания – рае, где бы человек мог благодарить Бога, в изобилии создавшего для него все «хорошо весьма»: сад, пищу, воду, простор, красоту и даже естественное богатство (ведь там упоминаются драгоценные камни и золото). Единственным делом, достойным человека в раю, было все это «возделывать и хранить».

Поговорим подробнее о каждом стихе этого отрывка.

Ст. 8. «В Эдеме, на востоке Господь Бог насадил рай и поселил в нем человека, которого создал».

«Рай». Как часто мы слышим это слово и совсем его не понимаем, а подчас именно из-за этого несознательно искажаем. Рай же есть «сад», это точный перевод слова «рай». А сад – идеальный символ самой лучшей и прекрасной человеческой жизни.

Рай находился в «Эдеме на востоке». Что такое Эдем? Древнееврейское слово «Эден» происходит от месопотамского «эдину» – «равнина». А где это – «на востоке»? «Восток» – символ «страны восходящего солнца». В Библии «страна восходящего солнца» – Месопотамия, т.е. междуречье Тигра и Евфрата.

«И поселил». Здесь ст. 8 почти дословно совпадает с завершающим этот рассказ ст. 15: «Поселив человека в Эдемском саду, чтобы он возделывал этот сад и берег его, Господь Бог дал человеку такой наказ».

Ст. 9. «Господь Бог вырастил в раю всевозможные деревья, приятные взору и с хорошими плодами, а посреди сада – дерево жизни и дерево познания добра и зла».

Здесь мы уже начинаем опасное путешествие меж деревьев рая. Бог «произрастил», или по-другому – развил, довел до совершенства то, что «из земли», т. е. то, что вокруг человека и «внутри» человека. Вокруг же человека в раю все было «приятным на вид», а внутри него – «хорошим для пищи», чтобы человек и по плоти стал в полноте «тем, что он ест», по выражению Людвига Фейербаха, т. е. совершенством в добре и красоте.

А для духа человека Бог произрастил два особых дерева, «питание» от которых было связано с особым условием – самым первым, еще доисторическим заветом, союзом, договором между Богом и человеком, и соответствующей ему заповедью.

«Посреди рая», в «сердце» его, росло «древо Жизни». Немного поясним это на примере самого человека. «Середина» человека – это его «сердце». Дух человеческий тоже не случайно называется сердцем, сердцевиной человека. Так и в раю была своя сердцевина, свое «сердце»; и «сердцем» рая было «древо Жизни» – сфера обитания Самого Бога и Жизни вечной, т. е. Сам Бог в Своем явлении человеку и соприсутствии. Приобщиться к «древу Жизни» – значит приобщиться к Богу, к Жизни вечной, к «Жизни в себе», познав Бога и Жизнь вечную и став ее обладателем и даже, в каком-то смысле, источником.

Первочеловек этой Жизнью еще не обладал: «древо Жизни» было, но человек до него как бы еще не дошел. Он лишь мог ею обладать – ведь он был в раю, и в раю же было это древо. Человек в себе еще не знал и не имел вечной Жизни, так как до нее еще «не дорос». Он еще не прошел требуемого при этом испытания (искушения), связанного именно с ее познанием.

Однако откуда видно, что, познав Жизнь вечную, становишься ее источником? Дело в том, что само слово «познать» означает в Библии приобщиться; и слово «приобщение» – по-славянски «причащение». А стать причастником Жизни вечной и значит стать ее источником, ведь Жизнь эта всегда «жительствует», и «жительствует» с избытком.

Итак, человеку еще предстояло свести свой ум в сердце и удержать его в сердце райском. Умом же райского человека, умом духовным, и было «древо познания добра и зла», которое стояло на пути к «древу Жизни».

А человек был еще «дитя умом», т.е. он был еще незрел. Он еще не научился самостоятельному познанию, лишь только вступив «во владение миром». Он еще не знал, что сам путь познания двоится, что здесь по сути два пути. Можно пойти путем любви – путем непосредственного познания через духовно-экзистенциальное проникновение и вмещение всех и всего в открытое, «расширенное сердце», при котором «правая рука не знает, что делает левая». И можно пойти путем «познания добра и зла», при котором происходит распадение человека и всего остального мира на объект и субъект, что означает объективацию и охлаждение духа, души и тела человека и даже всей плоти мира.

Чтобы лучше понять это, нужно напомнить, что «добро и зло» в Библии – это тоже идиоматическое выражение, подобное выражениям, которые мы уже знаем: «плоть и кровь», означающее человека, «небо и земля», означающее весь мир, и т. д. «Добро и зло» тоже означает «всё», но это – «всё», могущее существовать только в падшем мире и человеке, распадавшихся на объект и субъект. Поэтому-то второй путь, путь «познания добра и зла», был закрыт для первого, еще не согрешившего, человека. «Познать добро и зло» означало приобщиться не только к самостоятельному познанию (что еще, может быть, неплохо), но приобщиться и к самим «добру и злу» (что всегда уже нехорошо), стать носителем и источником самих объективно-субъективных «добра» и «зла», а не только субъективно-объективного знания.

Ст. 10-14. «Из Эдема вытекает река; она орошает рай, а далее разделяется на четыре рукава. Один из них называется Пишон, огибает страну Хавила – ту, где золото (хорошее золото в той стране, есть там и благовонная смола, и драгоценный камень шохам). Вторая река называется Гихон и огибает страну Куш. Третья река называется Тигр, она течет к востоку от Ашшура. Четвертая река – Евфрат».

«Рай» – это и сад, и полнота тварного универсума (т.е. всей вселенной). В нем была «река», источник «воды живой» для всего мира. Но рай же – это сердце и центр мира, из которого исходят «четыре реки» как символ четырех сторон света.

Так что когда говорится, что из рая исходили «четыре реки», не надо смотреть на географическую карту и искать, где они протекают, тем более что на ней есть только две реки с теми же названиями. Достаточно знать, что это символ четырех сторон света, связанный с универсальностью, космичностью образа рая. Некоторым эти реки напоминают еще крест, но это тоже символическое, особое «всё».

Ст. 15. Выше уже цитировался текст этого стиха (при разборе ст. 8). Здесь говорится о первом, доисторическом завете Бога с Адамом – «возделывать и беречь» рай, «обладая» всем и при этом «владычествуя» над всем. Это означало, что Бог дарует человеку рай, а в ответ человек будет совершенствовать его и себя, исполняя свою творческую миссию на земле и в мире. Здесь в тексте нет напрямую слова «завет», как в других местах Библии, в которых говорится о заветах. Но тем не менее по своему духу и смыслу это воистину завет, хотя бы еще и доисторический.

 

Следующий рассказ связан с главной заповедью первого Завета Бога с человеком, с которой сопряжено духовное «питание» и возрастание первочеловека в «мужа совершенного», в богочеловека по дару благодати.

Ст. 16-17. «И заповедал Господь Бог человеку: Ты можешь есть плоды любого дерева в этом саду, кроме дерева познания добра и зла. Не ешь его плодов: если съешь – в тот же день умрешь».

Здесь дана заповедь, вполне соответствующая первому Завету. Если есть Завет, то должна быть и заповедь. «Заповедал» и значит «установил» в порядке, не знающем исключений. Заповедь – не просто «закон», а еще как бы «благой совет» и указание пути.

Этот путь вел прямо к «древу Жизни», будучи наградой за победу над «умным» искушением познанием «добра и зла». Еще можно было «обойти» это «древо познания добра и зла», можно было не приобщаться к добру и злу, можно было не вызывать к жизни в этом мире самое добро и зло. В потенции «древо познания добра и зла» было, но эта потенция могла бы и не реализоваться. У человека была лишь возможность «пойти другим путем», путем нарушения заповеди, но обязательной нужды в этом не было.

Слова «не ешь» – это не ограничение человека, а утверждение его в Любви и Свободе, которые не могут быть безответственными. Ведь где нет рамок, нет, как известно, и ответственности. Не пойти по указанному Богом пути – значило выпасть из Царства Свободы в царство «добра и зла», а далее и в царство необходимости. Но такое нарушение заповеди и отказ от Пути с Богом и есть грех.

Ведь что такое грех? Как раз нарушение заповеди и отказ от единого пути к Богу и с Богом. К сожалению, и то и другое часто понимают очень усеченно, а часто вообще забывают о втором, воспринимая заповедь только в качестве закона, и тогда человеку многое не открывается в его духовной жизни.

Грех же ведет к распадению человека и мира, к победе хаоса и смерти. Об этом как о свершившемся и свершающемся «грехопадении» мы будем говорить в следующих темах, а сейчас приступим еще к одному, последнему в этой теме библейскому рассказу.

 

Ст. 18-25 – это рассказ о реализации, с Божьей помощью, одной из важнейших возможностей, заложенных в первочеловеке, – возможности перехода от единства в потенциальной множественности к действительной, актуальной множественности в единстве.

Ст. 18. «Господь Бог сказал: Плохо человеку быть одному. Сотворим для него помощника, соответствующего ему».

Пока данная человеку возможность единства во множественности и множественности в единстве не была реализована, что-то в этом мире было еще «плохо». Удивительно: Бог творит человека, творит мир, который «хорош весьма», а потом говорит «не хорошо». Это для нашей еще недостаточной трезвенности ума полезно помнить. Иногда мы слишком идеалистически смотрим на миротворение и не допускаем ничего нехорошего в тварном, но Самим Богом сотворенном мире. Но Бог Сам говорит: «плохо». Здесь впервые мы слышим из уст Божьих слова о том, что осталось в Божьем мире еще нехорошо: «плохо быть человеку одному».

«Сотворим» – тут множественное число связано с «Элохим» во множественном числе.

А далее дан более подробный (по сравнению с рассказом первой главы) рассказ о сотворении «второго» человека, причем не с высших позиций, подчеркивающих богосродность человека, а с низших, говорящих о «земном» в нем, а также о различии в творении мужчины и женщины, «первого» и «второго» человека на земле.

Ст. 19. «Господь Бог создал из земли всевозможных зверей и птиц и привел к человеку, чтобы посмотреть, как тот назовет их. Так животные получили от человека свои имена».

В связи с тем, что Господь творит помощника человеку, но не просто помощника, не робота, не машину, не животное, а помощника, «соответствующего ему», возникает потребность и необходимость в назывании, и тем самым опознании всех животных. Может быть, из сотворенных тварей уже был «помощник, соответствующий человеку»? Ведь во втором рассказе нет четкого различения между «сотворил» и «произвел» («бара» и «аса»). Здесь о человеке говорится «создал», что близко к «образовал», т.е. к тому понятию, которое в первом рассказе прилагается к животному миру. Остается неясным, кого можно считать «помощником человеку, соответствующим ему». Может быть, это образованные, как и человек, «из земли» животные, которые окружали его на земле и в воздухе?

Они-то и приводятся к человеку как к их царю для называния и сравнения с ним. Бог «привел» их к человеку, но сравнение показало, что соответственного ему помощника среди них не было. Человек называл животных, что означало быть на порядок и даже в принципе выше животных, так как знать чье-то имя в то время означало иметь власть над ним и быть выше его. Неслучайно всегда были некие тайные имена. Не забудем, что в Ветхом завете имя Божье тоже было тайным. Его никто не знал и, тем более, никто не мог произнести. Это делал лишь один раз в год первосвященник, входя во «святая святых» (т. е. во святое святого).

Кроме того, имя выражает собой содержание жизни и предназначение называемого, именуемого. И таким образом, когда человек назвал всех окружавших его животных, тут же выяснилось, что он выше их и поэтому по содержанию своей жизни и предназначению животные не могут быть «помощниками, соответственными человеку». При этом греховной объективации в назывании, как это нередко бывает в нашем мире, могло и не быть.

Ст. 20. «Всем домашним животным, всем птицам и зверям дал человек имена – но не нашел среди них помощника себе под стать».

Вот результат именования. В этом стихе отразилась личностность самого первочеловека, поэтому здесь, возможно, впервые употребляется как личное его имя – Адам, т. е. если трактовать пространно – «сын Божий от земли». Такое имя – «Адам», а не «человек» – стоит в подлиннике, хотя в русском и славянском переводах это, к сожалению, в 20-м стихе не отражено.

 

Создание нового, «второго» человека снова потребовало от Бога творческой энергии. Это знак особой близости «второго» человека к Богу. Но кто есть этот «второй» человек? – Жена, хотя еще и не Ева. (Ева – «Хавва», т. е. «Жизнь». Имя «Ева» относится совсем к другой реальности, к совершенно другому образу жизни внутри жены уже как женщины. Не всякая жена – Ева.)

Ст. 21. «Тогда Господь Бог погрузил человека в глубокий сон и вынул у него ребро, а место, где оно было, закрыл плотью».

Если разобраться в символах этого стиха, то можно предположить, что здесь речь идет о соединении Адама в акте любви с созданием, противоположным ему по полу и в то же время ему подобным, призванным стать при этом «вторым» человеком – «женой». Или, говоря словами автора книги «Как читать Библию», этот стих символизирует тесную близость тех, кто становится «одной плотью».

Ст. 22. «Из ребра Господь Бог создал женщину и привел ее к человеку».

Таким образом, Адамово избрание стало и Божьим созданием («Из ребра Господь Бог создал женщину»), как и сам Адам был созданием Божьим.

И тут Адам так назвал ее, что через это и выяснилось, что она, хотя и младше его, но в главном подобна ему, и поэтому она – «помощница, соответствующая ему» (ср. ст. 19, где «первый» человек Адам, этот как бы «Бог от земли», сравнивается с Самим Богом, в чем-то уподобляясь Ему).

Ст. 23. «Человек сказал: Это кость от кости моей, плоть от плоти моей. Женщиною названа будет она, ибо взята из мужчины».

Когда Адам назвал свою помощницу «женщиною» (по-древнееврейски это слово «ишш а», т.е. жена мужу своему, а «муж» на древнееврейском – «иш»), то и в именах этих выявилось их подобие.

Итак, «женщина» – не только носитель женского начала, но и, подобно Адаму, человеческая личность, сотворенная Самим Богом. Это говорит о том, что пред Богом они равны, как и их потомство.

Обратим на это внимание. Библия пусть не декларативно, но внутренне, по духу и по смыслу, говорит о равенстве мужчины и женщины, ибо Богом сотворен и тот и другой, пусть и несколько по-разному. Человек-мужчина – первородный андрогин – произошел из земли. Бог «вдохнул в его ноздри дыхание жизни, и человек ожил». А женщина сотворена через этого человека от Бога. Это очень важно, ибо вспомним, что не так уж много веков назад совершенно серьезно велась дискуссия, является ли женщина человеком. (Сейчас скорее женщина склонна задавать вопрос: а является ли человеком мужчина? Это, конечно, не более чем маленький реванш, историческая компенсация, но такая, которая может привести к очень серьезным последствиям.)

Ст. 24. «Вот почему мужчина оставляет отца и мать, и живет с женою, и становится с нею единой плотью».

Эти слова мы еще услышим много раз: «муж и жена». Это – еще одна целостность и еще одно универсальное единство («и становится... единой плотью»). Но это единство возможно только при полном единстве духа брачной пары людей друг с другом и с Богом.

Ст. 25. «Оба, и мужчина и женщина, были наги, но не стыдились».

Адам с женой были «наги», но им нечего было стыдиться. Они были детьми Бога и природы (мира). Внешне они были похожи на человекоподобных, высших животных, а внутренне в них благоухал рай, расцветавший и вокруг них.

Но продолжалось это недолго. Искушение не было выдержано, произошло «грехопадение» (однако это уже V тема).

 

В заключение – кратко о том, каков же главный смысл сотворения человека. В чем он? В том, что Божье творение получило принципиальное завершение через воплощенный образ Божий, призванный стать еще и воплощенным духом и словом Божьим, богочеловеком, Божьим помазанником – Христом.

Человек в единстве с Богом должен был личностно совершенствовать себя и мир. Бог и человек непрерывно общались друг с другом и взывали друг к другу.

Человек стал посредником между Богом и миром, собою он завершил и увенчал все творение.

Но это было связано, в прямом и в переносном смысле, с «риском для жизни»: человек из сына Божьего мог превратиться в сына блудного.

Истинный человек должен был взять на себя ответственность за всех и за всё в этом мире, проявив «сердце милующее» по отношению ко всякой жизни, ко всему миру и всем себе подобным.

Только через человека могло и должно было прийти в мир Царство Божье Небесное и Жизнь вечная!

 

Итак, уверуем же и мы в человека как сообразный Богу венец творения, призванный к Богоуподоблению вместе с миром! Возлюбим всем сердцем всякого человека, равно мужчину и женщину, старика и ребенка, праведника и грешника, ближнего и дальнего, врага и друга! Поймем же, наконец, что, делая что-то для человека, мы делаем то же самое и для Бога, а делая что-то для Бога, мы делаем это и для человека – во славу Божью.

 

Господи, Боже наш, Отец наш Небесный, мы благодарим Тебя за творение человека, за то, что Ты вывел всех нас на свет Свой. Благодарим Тебя, Господи, за этот великий дар жизни, за этот великий дар духа, за то, что мы призваны из небытия в бытие, чтобы славить Тебя, Господи. Мы благодарим Тебя и за дар богоуподобления, за то, что мы можем возрастать в Любви Твоей, возрастать в Тебе, возрастать в полную меру того роста, которого Ты удостоил нас и к которому Ты призываешь нас. Господи, да будем мы тем, к чему Ты нас призвал, да будет каждый из нас достоин имени человека Божьего! Да будем мы, Господи, всегда с Тобою, пребывая в Любви Твоей как сотворенные Тобою люди Твои! Аминь.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: