Прием – Игра “ Верите ли вы?” или “Данетка”

Учитель задает вопросы, на которые обучающиеся должны ответить “да” или “нет”. У каждого на парте таблица, как на доске. Учитель читает вопросы, а ученики ставят в первой строке плюс (да), если согласны с утверждением, и минус (нет), если не согласны. Вторая строка у вас пока останется пустой. В течение урока ученики обращаются к таблице и видят, насколько были правы. Чтобы проверить верны ли предположения ребят или нет, они должны прочитать текст по изучаемой теме и на стадии осмысления вернуться к этим предположениям.)

Тема урока «Пустыня».

Прием – игра «Верите ли вы?», «Данетка» (учитель задает вопросы, на которые учащиеся должны ответить «да или нет»).

1.Верите ли вы, что в пустыне живут слоны? - да – нет

2.Верите ли вы, что в пустыне нет растений? - да – нет

3.Верите ли вы, что в пустыне жарко? - да – нет

4.Верите ли вы, что в пустыне идет снег? - да – нет и т. д.

Прием "Тонкие и толстые вопросы" используют на любой из трех фаз урока: на стадии вызова - это вопросы до изучения темы, на стадии осмысления - способ активной фиксации вопросов по ходу чтения, слушания, при размышлении - демонстрация понимания пройденного.

Таблица " толстых " и " тонких " вопросов

Толстые? Тонкие?
Дайте 3 объяснения, почему...? Кто?
Объясните, почему...? Что?
Почему Вы думаете...? Когда?
Почему Вы считаете...? Может..?
В чем различие...? Будет...?
Предположите, что будет, если...? Верно ли...?
Что, если...? Согласны ли Вы...?

Таблица вопросов – это основа для обмена мнениями.

Прием “Корзина идей”

Это прием организации индивидуальной и групповой работы учеников на начальной стадии урока. Он позволяет выяснить все, что знают или думают ученики по обсуждаемой теме урока. На доске можно нарисовать значок корзины, в которой условно будет собрано все то, что все ученики вместе знают об изучаемой теме.

Обмен информацией проводится по следующей процедуре:

1. Задается прямой вопрос о том, что известно ученикам по той или иной проблеме.

2. Сначала каждый ученик вспоминает и записывает в тетради все, что знает по той или иной проблеме (строго индивидуальная работа, продолжительность 1–2 минуты).

3. Затем происходит обмен информацией в парах или группах. Ученики делятся друг с другом известным знанием (групповая работа). Время на обсуждение не более 3 минут. Это обсуждение должно быть организованным, например, ученики должны выяснить, в чем совпали имеющиеся представления, по поводу чего возникли разногласия.

4. Далее каждая группа по кругу называет какое-то одно сведение или факт, при этом, не повторяя ранее сказанного (составляется список идей).

5. Все сведения кратко в виде тезисов записываются учителем в “корзинке” идей (без комментариев), даже если они ошибочны. В корзину идей можно “сбрасывать” факты, мнения, имена, проблемы, понятия, имеющие отношение к теме урока. Далее в ходе урока эти разрозненные в сознании ребенка факты или мнения, проблемы или понятия могут быть связаны в логические цепи.

6. Все ошибки исправляются далее, по мере освоения новой информации.

Пример

Тема урока: «Почва».

-Мы говорим почва. А что же такое почва?

Групповая работа. Каждая группа после предварительного обсуждения высказывает свои предположения:

Почва – это …

- … земля

- … растительная земля

- … вещество

- … суша, а не вода

- … место обитания, дом животных

Подведение итогов работы групп. На доске фиксируются все предположения.

Чтобы интересно организовать работу с текстом, использую прием «Перепутанные логические цепочки». Учащимся предлагаются утверж­дения, среди которых есть и верные, и неверные. Ребята работают индиви­дуально, читают текст, отмечают перепутанные цепочки. Затем обсужда­ют в паре (группе), уточняют, исправляют.

Например, тема: «О вреде курения».

Перепутанные логические цепочки + или -
1. Запах табака приятен  
2. Слабость, головная боль, головокружение — последствия курения  
3. Мне нравятся те, кто курит. Они современные  
4. Курение — привычка, от которой трудно избавиться  
5. Табачный дым содержит яд — никотин  
6. Я курю — я самостоятельный, взрослый  
7. Никотин приводит к заболеванию легких (раку)  
8. Если мне предложат закурить, я попробую  

 

Приём «Фишбоун»

Нередко в тексте содержатся те или иные проблемы; иногда они обозна­чены неявно. В этом случае школьники могут не обратить на них внимание или будут испытывать затруднения при поиске их решения.

В процессе чтения для того, чтобы проблему рассмотреть с разних сторон, применяют прием «Фишбоун», что в переводе обозначает «Ры­бий скелет».

В «голове» обозначаем тему урока, а на верхних и нижних «косточ­ках» — положительные и отрицательные стороны явления. На «хвосте» записываем выводы.

Графическая организация материала наглядно показывает взаимоотно­шения между идеями еще до обличения их в слова, и это прекрасный двига­тель для процесса познавательного ученичества. В данной работе учитыва­ются индивидуальные возможности творчества каждого, и в то же время это один из лучших способов соединить групповую работу и приемы визу­альной организации материала.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: