Приём «Сводная таблица» (линия сравнения)

Прием помогает за короткое время освоить большое количество инфор­мации. Таблица помогает систематизировать информацию, проводить па­раллели между фактами и событиями. В средней колонке перечислены те категории, по которым предлагает­ся сравнивать какие-то явления или факторы. В колонки, расположенные по обе стороны от средней, заносится информация, которую, собственно, и предстоит сравнивать. Желательно, чтобы линии сравнения выделялись самими детьми, но в начальной школе помощь учителя обязательна.

 
Песок Линии сравнения Глина
Твердое 1. Состояние (твердое, жидкое) Твердое
Сыпучее 2. Строение (сыпучее, землистое) Землистое
- 3. Пластичность (+; -) +
Крупные 4. Размеры частиц (крупные, мелкие) Мелкие
Пропускает 5. Отношение к воде (пропускает, не пропускает) Не пропускает

 

 

Приём «Сводная таблица» помогает за короткое время освоить большое количество информации.

Синквейн является стихотворной формой, основанной на рефлексии и построенной по определенным «правилам». Слово «синквейн» проис­ходит от французского слова «пять», т. е. стихотворение из 5 строк, которое строится по правилам:

· В первой строчке тема задается одним словом.

· Вторая строчка — это описание темы в двух словах (двумя прилага­тельными или причастиями).

· Третья строчка—это описание действия тремя словами.

· Четвертая строчка — это фраза из 4 слов, показывающая отношение к теме, объекту.

· Последняя строчка—это синоним выраженный одним словом, повто­ряющий суть темы.

При внешней простоте формы синквейн — быстрый, но мощный ин­струмент для рефлексии, средство творческой выразительности. Как пра­вило, провожу его на стадии рефлексии, однако опыт показывает, что есть и другие его возможности.

Использование синквейна на разных стадиях урока имеет разные задачи:

· На стадии: вызова — сжатое обобщение актуальных заданий.

· На стадии осмысления — вдумчивая работа над новыми понятиями.

· На стадии рефлексии — интеграция новых и предыдущих знаний.

Вот, например, один из вариантов адаптации синквейна к стадии вызова:

ученикам предлагаю отгадать первое слово синквейна, которое будет те­мой данного урока.

? (Воздух.)

Бесцветный, прозрачный.

Сжимается, перемещается, проводит (memo).

Невидимая одежда нашей планеты.

Жизнь.

Примеры синквейнов.

Весна.

Молодая, цветущая.

Журчит, расцветает, поет.

Будит природу ото сна.

«Утро» природы.

                             

Пчелка.

Маленькая, трудолюбивая.

Летает, опыляет, жалит.

Приносит людям пользу.

Медонос.

 

Животные.

Растительноядные. Хищные.

Живут, размножаются, питаются.

Украшение природы.

Незаменимы.

 

Природа.

Живая, неживая.

Живет, дает, служит.

Природа— источник познания.

Жизнь.

Растения.

Красивые. Полезные.

Очищают, благоухают, радуют.

Украшают и улучшают быт человека.

Польза.

 

Приём «Разбери слово по буквам» - данный прием позволяет на стадии рефлексии подобрать к каждой букве слова, понятие, выражающие суть объекта.

 

Например: Tpeвога Еда Сердцебиение

С Т Р Е С С

Слабость Разочарование Страх

 

Приём «Оценочное окно» использую для осуществления обратной связи и коррекции. Ученик пользуется полярными шкалами — именно этот факт лег в основу создания технологического приема (мини-рефлексия). Например:

 

Сразу могу применить     Хорошо понятно
Совсем  
не понятно  
  Пока не могу применить
    применить

 

 

Таким образом, прием позволяет узнать, как понята учениками тема. Стоит ли идти вперёд или еще раз объяснить

Приём «Шесть шляп мышления»

В практику развития мышления метафору «шести шляп» ввел известный психолог Эдвард де Боно.

Метод «Шесть шляп мышления» используется для разностороннего анализа каких-либо явлений.

Предлагает при решении творческой задачи выполнять за один раз по одному мыслительному действию. Класс разбивается на шесть групп, каждая получает шляпу определённого цвета.

Белая шляпа: статистическая

Белый цвет символизирует чистоту, правду. Это цвет информации. Нас интересуют только факты. Мы задаемся вопросами о том, что мы уже знаем, каких данных недостаточно, какая еще информация нам необходима и как нам ее получить.

Красная шляпа: эмоциональная.

Красный цвет - цвет жизни, крови, любви, чувственности, страданий.

Учащиеся могут высказать свои чувства и интуитивные догадки относительно рассматриваемого вопроса, не вдаваясь в объяснения о том, почему это так, кто виноват и что делать. Что я чувствую по поводу данной проблемы?

Черная шляпа: негативная

Черный цвет - цвет земли, почвы, основы, здравого смысла.

Эта шляпа помогает критически оценить выдвигаемые предложения, понять, насколько они реалистичны, безопасны и осуществимы. Основной смысл - сработает ли это? Насколько это безопасно? Осуществима ли эта идея?

Желтая шляпа: позитивная.

Желтый - это цвет солнца, тепла, золота, выгоды. Желтая шляпа требует от нас переключить свое внимание на поиск достоинств, преимуществ и позитивных сторон рассматриваемой идеи. Зачем это делать? Каковы будут результаты? Стоит ли это делать?

Зеленая шляпа: творческая.

Зеленый цвет - это обновление, рост.

Находясь под зеленой шляпой, дети придумывают к тексту загадки, задачи, ребусы, составляют кластер, синквейн.

Синяя шляпа: аналитическая.

Синий цвет - цвет мудрости и знания.

В этой шляпе группа осуществляет рефлексию по поводу всего мыслительного процесса. Подводит итог проделанной работе, намечает следующие шаги.

Вопросы, которые можно написать на шляпах

БЕЛАЯ ШЛЯПА. Сколько?

КРАСНАЯ ШЛЯПА. Что понравилось?

ЧЕРНАЯ ШЛЯПА. Что не понравилось?

ЖЕЛТАЯ ШЛЯПА. Что хорошо?

СИНЯЯ ШЛЯПА. Почему?

ЗЕЛЕНАЯ ШЛЯПА. Задания.

   

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: