Примерные вопросы к экзамену

1. Структура психологической науки, ее разделы и отрасли.

2. Основные этапы развития психологии. Важнейшие направления современной психологии (психоанализ, бихевиоризм, гештальтпсихология и др.).

3. Основные требования к проведению психологического исследования. Характеристика этапов психологического исследования. Общенаучные методы: организации исследования, обработки данных, методы интерпретации.

4. Методы эмпирического сбора данных (наблюдение, эксперимент, беседа, анкетирование, анализ продуктов деятельности и др.). Особенности каждого метода, оптимальные условия его применения в психологических исследованиях.

5. Понятие о личности. Динамическая функциональная психологическая структура личности (по К.К. Платонову). Характеристика подструктур, путей их формирования. Соотношение биологического и социального в структуре личности.

6. Понятие человек, индивид, личность, индивидуальность. Системно-структурное представление о личности. Свойства, состояния и процессы личности.

7. Теории и концепции личности в отечественной и зарубежной психологии.

8. Потребности как источник активности личности. Классификация человеческих потребностей. Специфика человеческих потребностей.

9. Мотивация как проявление потребностей личности. Виды мотивов. Сознательная и бессознательная мотивация.

10. Направленность личности как иерархическая система потребностей и как системообразующий фактор структуры личности. Интересы, убеждение, мировоззрение.

11. Самооценка личности. Виды самооценок: личностная и ситуативная, адекватная и неадекватная. Уровни самооценки и условия их формирования.

12. Самооценка и уровень притязаний как факторы становления и развития личности.

13. Ощущения. Классификация ощущений. Виды и свойства ощущений. Взаимодействие ощущений. Роль ощущений в жизни и деятельности человека.

14. Восприятие. Виды и свойства восприятия. Значение перцептивных процессов в профессиональной деятельности.

15. Внимание как направленность и сосредоточенность психической деятельности. Виды внимания и их психологическая характеристика.

16. Внимание. Свойства внимания. Развитие внимания и возможности управления им в учебной и профессиональной деятельности.

17. Память. Процессы памяти. Факторы, способствующие запоминанию, сохранению и забыванию информации. Условия продуктивности памяти, профилактика забывания.

18. Память. Виды памяти, критерии их выделения. Индивидуальные различия. Использование закономерностей памяти в профессиональной деятельности.

19. Мышление как высшая форма познавательной деятельности, его социальная природа. Функции мышления. Мыслительные операции.

20. Мышление. Виды и логические формы мышления. Сочетание разных видов мышления в профессиональной деятельности.

21. Воображение. Виды воображения. Психологические механизмы. Формы воображения. Индивидуально-типологические особенности воображения.

22. Эмоции. Функции эмоций. Виды эмоций и их психологическая характеристика. Роль эмоций в жизнедеятельности человека.

23. Чувства. Функции чувств. Высшие чувства: нравственные (моральные), интеллектуальные, эстетические. Способы преодоления отрицательных психических состояний в профессиональной деятельности.

24. Воля. Волевые качества личности и волевая деятельность. Волевой акт, волевое усилие. Воспитание и самовоспитание воли.

25. Общая характеристика темперамента. История учений о темпераменте в психологии. Современные представления о типах ВНД человека и их значение для понимания динамических особенностей личности.

26. Типы темпераментов и их психологическая характеристика. Темперамент и индивидуальный стиль деятельности.

27. Характер. Структура характера. Становление характера в процессе социализации индивида.

28. Акцентуации характера. Характеристика типов акцентуаций (гипертимный, эпилептоидный, шизоидный, истероидный, конформный и др.).

29. Способности. Классификация способностей. Природные и специфические человеческие способности. Уровни развития способностей.

30. Представления о задатках. Задатки как природно сформированные предпосылки для развития способностей. Учет способностей и задатков в профориентации и выборе профессии.

31. Возрастная периодизация развития личности. Подростковый возраст: годы, ведущая деятельность, среда социализации, психические новообразования. Общая характеристика подростка.

32. Возрастная периодизация развития личности. Характеристика юности: годы, среда социализации, ведущая деятельность, психические новообразования.

33. Возрастная периодизация развития личности. Характеристика зрелости: годы, среда социализации, ведущая деятельность, психические новообразования.

34. Характеристика деятельности. Отличительные черты деятельности: общественный характер, целенаправленность, плановость, систематичность. Основные характеристики деятельности: предметность и субъектность.

35. Структура деятельности (по А.Н. Леонтьеву). Соотношение внутренней психической и внешней практической деятельности.

36. Освоение деятельности. Умения и навыки как структурные элементы деятельности. Основные этапы формирования навыка. Взаимодействие навыков.

37. Специфика человеческой деятельности, ее атрибуты. Виды человеческой деятельности, их характеристика. Профессиональный труд как условие формирования личности.

38. Понятие «общение». Структура (стороны) общения. Функции и виды общения.

39. Понятие социальная перцепция. Механизмы социальной перцепции: идентификация, эмпатия, аттракция, рефлексия, казуальная атрибуция. Стереотипизация ее виды и функции.

40. Речевая деятельность. Виды и свойства речи. Требования к речи руководителя.

41. Личность в системе межличностных отношений. Понятие «группы». Классификация групп. Виды групп. Классификация групп по уровню развития межличностных отношений: диффузная группа, ассоциация, корпорация, коллектив.

42. Психологическая структура малой группы: композиционная, социометрическая, коммуникативная и подструктура функциональных отношений. Социометрическая структура малой группы: определение и основные параметры анализа.

43. Генезис и развитие малой группы, формирование межличностных отношений в малой группе.

44. Характеристики, отражающие положение личности в группе: «позиция», «социальный статус», «социальная роль», «групповые ожидания (экспектации)» и «внутренняя установка».

45. Понятие руководитель и лидер, руководство и лидерство. Функции руководителя и лидера в группе. Стиль руководства (управления) коллективом. Сравнительная характеристика основных стилей руководства.

46. Виды межличностных отношений в группе: эмоциональное тяготение, совместимость, конформизм, коллективистическая идентификация, коллективистическое самоопределение и др.

47. Методы исследования межличностных отношений в группах (социометрия, референтометрия, ценностное ориентационное единство, групповая сплоченность). Общая характеристика социометрической методики: возможности и ограничения.

48. Конфликт. Сущность конфликта и его структура, динамика. Классификация конфликтов. Стратегия (стиль) поведения в конфликтной ситуации. Способы предотвращения и разрешения конфликта.

49. Толерантная и интолерантная личность. Черты толерантной личности. Основные источники интолерантности.

50. Понятие ксенофобии. Характеристика основных видов ксенофобии: расовые и этнические фобии, религиозные фобии, фобии по отношению к группам, отличающимся по социальным, культурным, материальным и физическим признакам.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: