Классическое определение истины

Итак, философия есть наука об истине, теория познания истины, логика разумного мышления и всеобщий метод познания истины, которые может быть только методом мышления. Но и это определение философии не является полным и исчерпывающим. Чтобы продвинуться дальше по пути выявления ее предмета, необходимо дать определение самого важного понятия философии - категории «истина». Существует множество пониманий истины. Но для решения стоящей перед нами задачи пока вполне достаточно одного из них, получившего название классического определения истины.

Впервые оно встречается у великого греческого философа Платона (ок. 427-347 до н. э.) в диалоге «Кратил»:

«Сократ. Тогда ты вот что мне скажи - случается ли тебе о чем-нибудь говорить: это истинно сказано, а это ложно?

Гермоген. Мне - да.

Сократ. А посему одна речь может быть истинная, а другая ложная?

Гермоген. Разумеется.

Сократ. В таком случае тот, кто говорит о вещах в соответствии с тем, каковы они есть, говорит истину, тот же, кто говорит иначе, лжет?

Гермоген. Да»[91]

Следующий шаг был сделан Аристотелем, которому обычно и приписывается это определение. Вот что он говорил о признаке, отличающем истинные суждения о мире от ложных: «Истину говорит тот, кто считает разъединенное разъединенным, а связанное - связанное, а ложное - тот, кто думает обратно тому, как дело обстоит с вещами»[92]. Название классического это определение истины получило потому, что его принимали в качестве исходного большинство крупных философов. «...Истина определяется как согласованность ума и вещи, и познать эту согласованность означает познать истину», - писал религиозный философ, объективный идеалист Фома Аквинский (1225/26-1274)[93]. «Истина же высказывания, или суждения, - разъяснял французский философ и ученый, в основном придерживающийся материализма, Пьер Гассенди (1592-1655), - представляет собой не что иное, как соответствие произнесённого вслух высказывания, или мысленного суждения, самой вещи, к которой это высказывание, или суждение, относится. В самом деле, истина - это то, чему противопоставляется ложь. Ибо если мы имеем истину в том случае, когда дело обстоит так, как нам его представляют, то ложь получается тогда, когда, наоборот, дело обстоит иначе, чем оно нам представлено»[94]. «...Это слово - истина, - вторил ему крупнейший ученый и философ, стоявший на позициях дуализма, Рене Декарт (1596-1650), - в собственном своем смысле обозначает соответствие мысли предмету...»[95].

«...Истина, - определял выдающийся французский материалист Поль Анри Дитрих Гольбах (1723-1789) в работе "Система природы", - есть постоянное согласие, или соответствие, с помощью опыта обнаруживаемое нашими нормально функционирующими чувствами между познаваемыми нами предметами и качествами, которые мы им приписываем»[96].

«Что есть истина?» - спрашивал И. Кант в своем основном философском труде «Критика чистого разума» (1781) и отвечал: «...номинальная дефиниция истины, согласно которой она есть соответствие знания с его предметом, здесь допускается и предполагается заранее»[97]. «Всякое знание, - заявлял другой виднейший представитель классического немецкого идеализма Фридрих Вильгельм. Йозеф Шеллинг (1 775-1854), - зиждется на соответствии между объективным и субъективным. - Ибо знать можно только истинное; истину же, вообще говоря, нужно полагать в соответствии представлений их предметам»[98]. «Истина сама по себе, - давал определение основоположник русской религиозной философии конца XIX – начала ХХ в. Владимир Сергеевич Соловьев (1853-1900) - то, что есть, в формальном отношении - соответствие между мыслью и действительностью»[99]. «Истинное высказывание, - писал польский неопозитивист Альфред Тарекий (1901-1983), - это такое высказывание, которое выражает то, что дела обстоят так-то и так-то, и дела именно так и обстоят»[100].

Как мы видим, почти все последующие философы формулировали классическое определение истины более широко, чем Аристотель. Если же учесть, что предметом человеческого познания является весь мир, то в самом широком плане истину можно определить как соответствие между сознанием человека и миром, а заблуждение - как несоответствие между человеческим сознанием и миром. В таком определении истина и заблуждение выступают как абсолютные противоположности. В действительности все обстоит гораздо сложнее.

Но для решения стоящей перед нами здесь задачи - выявления предмета философии - этого пока вполне достаточно.

 

 

Глава 3 Основной вопрос философии


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: