Тема урока «О чем может рассказать имя?»
Цели:
Познавательная: дать представление о происхождении имени, вызвать интерес к собственному имени; показать связь имен с историей определенной эпохи.
Развивающая: развивать внимание, мышление, память, умение обобщать и систематизировать материал, создавать на его основе собственного рассуждения; сформировать умение через лексико-грамматический анализ слова – имени; выявлять связь имен с историей государства, профессией; уметь отличать имена иноязычные от исконно русских; развивать индивидуальные творческие способности учащихся, инициативу, любознательность и самостоятельность.
Воспитательная: воспитать человеческое достоинство, уважение к личности; национальное самосознание, чувство ответственности за свои дела и поступки, чувство патриотизма.
Ход занятия
1. Организационный момент. Формулирование темы урока.
Здравствуйте, ребята. Я очень рада видеть вас. Посмотрите друг на друга, улыбнитесь друг другу. Пусть ваши улыбки подарят всем радость. А я наш урок хочу начать с загадки:
|
|
Тебе дано,
А люди им пользуются. (Имя) (Слайд 1)
О чем мы будем говорить сегодня? (Об имени человека). И поможет нам в этом «Энциклопедия счастливых имен» Ирины Филипповой. (Слайд 2)
Имя – это не просто слово. За каждым именем стоит определенная личность, человек, который отличен от всех других, единственный и неповторимый. С самого раннего детства и на протяжении всей жизни ни одно слово не слышит человек так часто, как свое имя.
Наше имя связывает нас с нашей семьей, с нашими друзьями и знакомыми, с малой и большой родиной.
1. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
Тему урока вы знаете, а теперь скажите, какова будет наша цель? Как мы можем ее достигнуть? (Слайд 3)
Метод «Постер»:
– Я надеюсь, что этот урок будет…
– Я ожидаю, что…
– Я хотел бы узнать …
- Занимательным будет … (Слайд 4)
Сегодня мы поговорим о том, что означают наши имена, зачем человеку имя, какие имена часто употребляются, какие имена можно отнести к разряду редких, как происходит имянаречение, а так же узнаем много интересного и необычного, что связано с понятием имени.
1. Актуализация знаний.
Вступительное слово учителя.
А теперь посмотрите на доску, прочитайте написанное и скажите, какое высказывание вам понятно, а какое не очень. (Слайд 5)
Радуйтесь тому, что имена ваши написаны на небесах.
Евангелие от Луки
Не имя красит человека, а человек имя.
Пословица
(Ответы учащихся)
В течение урока мы попробуем разобраться в том, что говорят нам эти мудрые слова.
|
|
Игра «Корзина идей». Скажите, что объединяет и что разделяет эти слова. Какое слово вам не известно. (Слайд 6)
1. Первичное усвоение новых знаний.
Действительно, нам не встречалось раньше слово ОНОМАСТИКА. (Слайд 7)
В русском языке есть много разделов, которые дают нам знания о языке. Наука о собственных именах называется ономастикой. Термин этот связан с греческим словом онома – имя. Эта наука выделяет ряд разделов, среди которых существует и раздел антропонuмика (от греческого антропос – человек, антропология – наука о человеке).
Имена людей – часть истории народов. В них отражаются быт, верования, чаяния, фантазия и художественная деятельность народов, их исторические контакты. У каждого из нас есть свои замечательные личные имена.
Что такое имя?
По словарю В.И. Даля
«Имя - это слово, которым зовут, означают особь, личность».
А кто знает, что обозначает слово «именины»?
Именины - это день памяти того или иного святого. Это праздник для человека, который назван по имени этого святого. Еще этот день называют Днем Ангела. (Слайд 8)
Учитель. В давние времена, в первобытном обществе у людей не было ни имен, ни фамилий. Чтобы как-то выделиться, людей называли по каким либо внешним ярким признакам, которые отличали именно этого человека. Это могло быть все что угодно, все то, что бросается в глаза: высокий или маленький рост, цвет волос, отличительная черта характера и даже место жительства, внешнее сходство с каким либо животным или растением.
После принятия христианства на Руси положение изменилось. В русской православной церкви были особые книги, в которых за каждым днем в году были закреплены имена святых, которых в этот день чтит церковь. Родившемуся младенцу было принято давать имя одного из святых, почитаемых в день рождения ребенка. Этот особый обряд назывался крещением. Считалось, что при крещении ребенку давали не только имя, но и у него появлялся ангел-хранитель, который оберегал человека всю оставшуюся жизнь. Имя Иван чаще всего встречалось в святцах, поэтому на Руси было много Иванов. Сейчас не всегда придерживаются этого обычая, поэтому у некоторых день рождения и именины (День Ангела) не совпадают.
Творческое задание: назовите и запишите слова- «родственники» слова «имя». (Слайд 9)
Наиболее часто встречаются однокоренные слова:
- именной – относящийся к имени;
- именно – точно, подлинно, буквально;
- именовать – давать имя;
- наименовать – назвать;
- именины – день ангела, соименного святого;
- именинный – относящийся к именинам;
- именинник – у христиан это человек, называемый так в день ангела, соименного ему святого;
- именитый – знаменитый, сановитый;
- именительный падеж- начальная форма существительных, прилагательных.
Учитель:
Сейчас нам трудно представить, что может быть человек без личного имени. Не только у каждого человека, но и у каждого имени есть своя история, своя тайна. Одна из величайших тайн – тайна происхождения.
Ответы учащихся:
Чтобы привлечь удачу, в древности новорожденных зачастую называли в честь других людей, чаще всего умерших родственников или знаменитых людей, чьи качества были особенно уважаемыми.
С аналогичной целью в некоторых культурах ребенку давали сразу несколько имен – в этом списке были и особые, тайные, имена, которые имели сакральное значение, потому что должны были привлекать хорошее и отпугивать злое. Их знали только самые близкие – чтобы плохой человек не смог сглазить. (Слайд 10)
Какие бывают имена? (перечисляют). Напишите, как можно вас называть. Например, Саша-Сашенька, Александр и др.
Прочитаем несколько имён.
Учитель: Ребята, а есть история вашего имени, расскажите. (Таблицы со значением имен на партах)
|
|
- Знаете ли вы значение своего имени?
- Знаете ли вы, почему вас так назвали?
- Нравится ли вам ваше имя?
Выступление учащихся.
У нас в классе есть мальчик по имени Александр.
Вспомните и назовите известных вам людей с именем Александр. (Слайд 11, 12, 13.)
Ответы учащихся:
Имя Александр произошло от слияния двух греческих слов: «алекс» - защищающий и «андрос» - человек или мужчина, что можно интерпретировать как «защищающий людей», «оберегающий мужчина».
Многие русские правители (три российских императора) и исторические деятели носили это героическое имя. К их числу относятся: епископ Александр, отдавший жизнь во имя Христа в 3 веке, Александр Невский, сокрушивший шведов в 1240 г. и ослабивший власть татаро-монгольского ига, и другие оставившие след в истории люди: А.С.Пушкин, А.С. Грибоедов, А.А.Блок.
Александр добивается целей и реализует поставленные задачи во что бы то ни стало. Из обладателей данного имени нередко получаются хорошие руководители. Холодный и расчетливый склад ума в сочетании с горячим, пылким сердцем помогают взобраться на олимп популярности и достигнуть неимоверных высот.
- Каким вам представляется человек с именем Александр?