Какие же слова спутал Петя? Почему возникла эта путаница?

5 группа.

Укажите слово, в котором допущена произносительная ошибка. Произнесите его правильно.

Хожу – брожу не по лесам,

А по усам, по волосам,

И зубы у меня длинней,

Чем у волков и медвед е й.

Задание 4. Работа с таблицей

-Подведение итогов знакомства с новым материалом и установлением закономерностей.

5. Первичное закрепление изученного.                             

 

Учащиесяполучают карточки с ключевыми словами, используя которые необходимо составить текст на заданную тему и поставить ударение в предложенных словах. На задание отводится 3 минуты.

Группа 1. “А у нас сегодня гости!”

Предлагаются слова: звонит, тефтели, салат из вареной свеклы, зажарить гуся, произносить тосты, кета, щавель, арахис, камбала, баловать.

Группа 2. “Встреча двух подруг”.

Каталог, красивее, пиццерия, занята, правы, позвонит, хлебцы, щавель, свекла, досуг.

 

6. Обобщение и систематизация. Игра ударение инфо.

7. Информирование о домашнем задании.

8. Подведение итогов урока.

- Что нового вы сегодня узнали?

-Какие из поставленных вами целей нам удалось реализовать?

-Оцените свою работу на уроке?

9. Рефлексия.

-На «барометре настроения» отметьте, пожалуйста, своё настроение в конце урока.

 

 

Изучение новых знаний и способов деятельности.    

Часто, услышав не совсем правильную и грамотную речь в обществе, мы задаемся вопросом: Ну почему мы так говорим?

А ведь важнейшим признаком литературного языка считается наличие норм.

- Что, по-вашему, означает норма?

Норма - это образец единообразного, общепризнанного употребления элементов языка (слов, словосочетаний, предложений).

К основным источникам языковой нормы относятся:

- произведения писателей-классиков;

- произведения современных писателей, продолжающих классические традиции;

- публикации средств массовой информации;

- общепринятое современное употребление;

- данные лингвистических исследований.

Постоянное развитие языка ведет к изменению литературных норм. То, что было нормой в прошлом столетии и даже 15-20 лет назад, сегодня может стать отклонением от нее.

В истории литературного языка возможны:

- сохранение старой нормы;

- конкуренция двух вариантов, при которой словари рекомендуют традиционный вариант;

- конкуренция вариантов, при которой словари рекомендуют новый вариант;

- утверждение нового варианта в качестве единственно нормативного.

Различают следующие нормы:

- Акцентологическую (ударение).

- Орфоэпическую (произношение звуков и их сочетаний).

- Лексическую (правильный выбор слов с учетом их значений).

-Фразеологическую(правильное употребление устойчивых сочетаний).

- Словообразовательную (образование слов и их строение).

- Орфографическую.

- Пунктуационную.

- Грамматическую (правила использования морфологических форм разных частей речи).

- Синтаксическую (правила связи слов в предложении и словосочетании).

- Стилистическую (стилевая принадлежность языковых элементов).

 

 

-Скажите, а чем мы с вами должны руководствоваться, чтобы верно определить норму языка?

Первичная проверка понимания изученного.

Учащиесяполучают карточки с ключевыми словами, используя которые необходимо составить текст на заданную тему и поставить ударение в предложенных словах. На задание отводится 3 минуты.

Группа 1. “А у нас сегодня гости!”

Предлагаются слова: звонит, тефтели, салат из вареной свеклы, зажарить гуся, произносить тосты, кета, щавель, арахис, камбала, баловать.

Группа 2. “Встреча двух подруг”.

Каталог, красивее, пиццерия, занята, правы, позвонит, хлебцы, щавель, свекла, досуг.

5. Закрепление изученного. ОСМЫСЛЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА ЛИСТОК НА ЭКРАН.

Работа в группах.

6. Обобщение и систематизация. Игра ударение инфо. ПОТОМ СЛАЙДЫ О НОРМЕ, что ок-ся мы всё время занимались нормами.

7. Информирование о домашнем задании.

8. Подведение итогов урока.

9. Рефлексия.

 

 

Урок 14 -15

Тема: Речь точная и выразительная. Основные лексические нормы

Цели урока: - дать понятие основных выразительных средств фонетики;

- развивать речевой слух учащихся;

- развивать орфографическую зоркость;

- воспитывать любовь и уважение к русскому языку.

Универсальные учебные действия (УУД):

Личностные: имеют эстетические потребности, ценности и чувства.

Регулятивные: самостоятельно определяют цель учебной деятельности, ищут средства ее осуществления.

Познавательные: самостоятельно предполагают, какая информация нужна для решения предметной учебной задачи в несколько шагов.

Коммуникативные: при необходимости отстаивают свою точку зрения, подтверждают аргументы фактами.

Проектирование урока

1. Орг. Момент

 вступительный диалог с учащимися по ранее изученному материалу

· 1.Что такое фонетика?

· 2.Что такое орфоэпия?

· 3.Как они связаны между собой?

· 4.В каком слове выделенная буква обозначает твёрдый согл. звук? (т емп, му з ей, ши н ель, О д есса)

· 5.В каком слове выделенная буква обозначает мягкий согл. звук? (о т ель, п р есса, ан т енна, диспан с ер)

· 6. В каком слове произносится твёрдый [т]

· Термин, тема, тезис, теория.

2 ученика на доске выполняют карточку (фонетический разбор слова тишина,якорь)

2. Актуализация знаний через постановку проблемного вопроса

Ребята, вы знаете, что каждое слово имеет свою звуковую оболочку.

Но в результате частого употребления слов мы настолько привыкаем к ней, что не обращаем на нее никакого внимания. Звуковая форма слов перестает«переживаться» нами, осознаваться как нечто значимое, ценное.

-Посмотрите на слайд, прочитайте слова, сказанные Гоголем, про себя и вслух.

Н. В.Гоголь говорил, что «…сам необыкновенный язык наш есть еще тайна. В нем все тоны и оттенки, все переходы звуков от самых твердых до самых нежных и мягких…»

Спишите слова в тетрадь.

Постановка целей урока

Как вы думаете, о чём у нас пойдёт речь на уроке?

сегодня мы будем говорить о звуковых тайнах, о выразительных средствах фонетики.

(Запись числа и темы урока).

Каков будет цель нашего урока? (Узнать, какие существуют выразительные средства фонетики, научиться их находить)

Действительно в нашем языке есть много слов, которые интересны не только своим значением, но и звучанием. Так поэт Вадим Левин выделяет слова:

рычащие

пищащие

чирикающие

гремящие

визжащие

скрипящие

стучащие

А теперь постарайтесь найти в данном тексте «горохочущие» слова. Какие «громкие» звуки помогли сделать эти слова «грохочущими»?

Рах, трах, тарарах!

Раскричался гром в горах,

Прогремел над черной тучей,

Прорычал над рыжей кручей.

Пусть в горах грохочет гром!

Все равно гулять пойдем!

С.Погорельский

Ответ. Р ах,т р ах,та р а р ах, р ас кр ичался, гр ом, гор ах,про гр емел,ч ер ной,п рор ычал, р ыжей,к р учей, гр охочет.

Найдите в данном тексте «шуршащие» слова. Какие звуки помогли их сделать такими?

Шорох, шептанье,

Шумок под окном,

Шлепанье легкое… Кто это –гром?

Шшш! Там за шторами, возле окна,

Шустрым мышонком

Шуршит тишина.

В.Лунин

Ответ. Шорох, шептанье, шумок, шлепанье и другие слова со звуком [ш]

3. Этап освоения нового понятия

Работают самостоятельно, рассуждают, находят ответы на вопросы и заполняют карточку № 1

Гласные звуки делают нашу речь музыкальной и напевной.

Сонорные и звонкие согласные придают устной речи звучность, мелодичность и плавность.

Обилие мягких звуков делают нашу речь мягкой и нежной.

 

В «Старой записной книжке» князя П.А. Вяземского, друга А.С.Пушкина, есть рассказ о том,что по звуковому составу, по слуху даже не знающий язык человек может приблизительно угадать, к какой категории относится то или другое слово.

В Москве приезжего итальянца спросили:

- Что, по вашему, должны выражать слова любовь, дружба, друг?

- Вероятно, что-нибудь жестокое, суровое, может быть, и бранное, -ответил он.

- А слово телятина?

- О, нет сомнения, это слово ласковое, нежное.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: