4. Подведение итогов
Исследование какой темы вели на уроке?
- Где можно применить новые знания?
- Оцените свою работу на уроке. (рефлексия - карточка)
Д\З попробовать сочинить небольшое стихотворение, используя прим звукописи.
Урок 16
Тема: Стилистическая окраска слова
Цель учащихся: научиться определять стилистическую окраску слов, уметь употреблять их в разных стилях речи.
Цель учителя: формировать умения определять стилистическую окраску слов и употреблять их в разных стилях речи.
Планируемые результаты:
Личностные.
Формировать ценностные ориентиры и смыслы учебной деятельности.
Осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению.
Метапредметные:
Регулятивные.
Определять цель учебной деятельности с помощью учителя, искать средства её осуществления.
Контролировать, оценивать и корректировать свою деятельность.
Соотносить цели и результаты своей деятельности.
Определять степень успешности работы.
Планировать (в сотрудничестве с учителем, одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия.
|
|
Проявлять способность к самооценке своих действий.
Формулировать тему урока.
Познавательные.
Искать необходимую информацию из материалов учебника.
Самостоятельно создавать способы решения проблем творческого и поискового характера.
Рефлексия способов и условий действий.
Коммуникативные.
Отстаивать свою точку зрения, аргументировать, слушать и слышать других.
Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
Осознанно строить речевое высказывание в письменной и устной речи.
Выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью.
Предметные:
Умение различать стилистическую окраску слова.
1. Оргмомент, сл. работа
Спишите с доски слова, начинающиеся на букву Р, распределив их на группы по какому-либо признаку. Обозначьте орфограммы.
2. Актуализация
· Поставьте «+», если утверждение верное, или «–», если неверное.
· 1) Диалог и монолог – это формы речи.
· 2) Текст существует только в форме монолога.
· 3) При диалоге происходит обмен высказываниями.
· 4) Реплики характерны для диалога.
· 5) Каждая реплика диалога заключается в кавычки.
· 6) Перед репликой в диалоге ставится тире.
· 7) В диалоге никогда не бывает слов автора.
· – Проверьте ответы по ключам: + – + + – + –.
Формулирование темы и целей урока.
Прочитайте название § 12. Задайте вопросы по теме урока.
– Попробуем найти на них ответы на уроке.
Обобщение и углубление изученного
наблюдение над ролью разговорных слов в тексте художественного стиля.
|
|
Работа в парах по заданиям к упражнению.
– Сделайте выводы на основе заданий и сформулируйте ответ на вопрос: зачем В. Драгунский использует эти слова в своих произведениях? (Это делает текст непринуждённым, понятным, близким детям, они узнают в герое своего ровесника, эти слова выражают и характер героя: живой, непосредственный, беззаботный.)
– развивается умение сопоставлять синонимы нейтрального и разговорного стиля речи.
Коллективная работа под руководством учителя (задание можно не читать).
– Как называются слова, записанные в каждом столбике? С какими словами из они связаны?
– Что означает запись в скобках рядом со словами?
– Чем же отличаются синонимы в каждом столбике? (Можно после ответов найти подсказку в последнем задании – после списков слов.)
Чтение текста в рамке
– Прочитайте текст изучающим чтением. Что для этого нужно сделать вначале, что потом?
– Какие слова требуют вашего комментария? (Просторечие.)
– Как вы будете с ними работать? (Найти в словаре толкование этого слова.)
– Составьте схему содержания текста, опираясь на ключевые слова.
5.Развитие учебноязыковых и речевых умений.
Учитель просит прочитать задание перед списком слов, просмотреть примеры. Задаёт вопрос: как будете выполнять задание? Корректирует работу: сначала в паре нужно выписывать нейтральные словасинонимы, а затем стилистически окрашенные. Выполняется самостоятельно с последующей проверкой.
Синонимы записываются парами:
суметь – ухитриться (разг.),
ложь – враньё (разг.) и т.д.
Выполняется самостоятельно (можно в парах).
В тетрадях – ряд синонимов:
не лезь (разг.) – не приставай, не трогай;
поколотить (разг.) – бить и т.д.
Проверка коллективная.
развивается умение отличать стилистически окрашенные слова (разговорные) от нейтральных, подбирать к ним синонимы, составлять предложения. Выполняется устно (коллективно 1й пример, остальные самостоятельно).
Чтение текста
– К какому стилю относятся рассмотренные на уроке тексты?
– По каким признакам вы это определили?
– Дополните список ключевых слов. (Стиль.)
Ответы на вопросы после текста в рамке.
Знакомство с разговорным стилем и его особенностями по таблице в рамке.
– По какому плану вы будете характеризовать разговорный стиль? Расскажите о разговорном стиле по этому плану.
Итог урока, рефлексия
– Как полученные на уроке знания могут пригодиться в жизни? (Можно быстро ориентироваться в тексте, видя диалог, строить эффективное общение, зная синонимы разной стилистической окраски, правильно записывать диалоги и т.д.)
– Какие универсальные умения-действия развивались при работе над текстами?
– Оцените свою работу на уроке (по алгоритму).
Урок 17 -18
Тема: Речь правильная. Основные грамматические нормы
Цели:
Познавательные: Основные грамматические нормы современного русского литературного языка. Категория рода: род заимствованных несклоняемых имен существительных
Личностные
соблюдать этикетные формы и формулы обращения в официальной и неофициальной речевой ситуации; современные формулы обращения к незнакомому человеку; корректно употреблять форму «он» в ситуациях диалога и полилога;
Метапредметные:
различать типичные речевые ошибки, связанные с нарушением грамматической нормы; выявлять и исправлять грамматические ошибки в устной речи; использовать орфоэпические, в том числе мультимедийные, орфографические словари для определения нормативного произношения слова; вариантов произношения; нормативных вариантов написания; использовать словари синонимов, антонимов для уточнения значения слов, подбора к ним синонимов, антонимов, а также в процессе редактирования текста.
|
|
Ход урока:
I. Вступление
Часто на свои замечания по поводу неграмотной речи я слышу: "Какая разница, как говорить! Все и так понятно". Как вы ответите на вопрос, поставленный в теме урока? (Презентация, слайд № 1)