Тематическое планирование монографической темы по роману «Отцы и дети» Тургенева Ивана Сергеевича
Путь анализа – проблемный.
Обычно роман содержит в себе несколько различных конфликтов, не исключение и произведение Тургенева. Проблемный путь анализа позволяет рассмотреть каждую ветвь конфликта отдельно и проанализировать их с разных сторон, с разных точек зрения, раскрывая при этом основные идеи и проблемы романа.
Проблемный путь анализа, как правило, основан на морально-философских и социально-нравственных проблемах, которые определяют идейно-художественную специфику произведения, что также отражается и в романе «Отцы и дети».
Урок 1: Творческая история и своеобразие романа «Отцы и дети». Общественная атмосфера и ее отражение в романе.
Цель урока: раскрыть идейно-художественное своеобразие романа; проследить за тем, как общественная атмосфера и эпоха в целом отражаются в романе.
Планируемые результаты:
Предметные: выявить особенности жанра романа и причины его развития в середине XIX века; узнать историю создания романа «Отцы и дети», определить его замысел, а также проблематику и поэтику; получить представление о социально-политической обстановке в России в момент написания романа, охарактеризовать отражение этой обстановки в романе.
|
|
Метапредметные: развивать способность свободно и правильно излагать свои мысли в устной форме, взаимодействовать с учителем и другими учащимися в процессе совместной работы, совместного обсуждения; развитие логических умений.
Личностные: развивать у учащихся интерес к творчеству Тургенева И. С., уважительное отношение к родному языку и родной литературе; развивать стремление к речевому самосовершенствованию, способность к самопознанию и самооценке.
Урок 2: «Я над всем, что сделано, ставлю «nihil»: Базаров – нигилист: литературный тип или живой человек
Цель урока: познакомиться с понятием «нигилизм»; сопоставить понятие «нигилизм» и взгляды Базарова.
Планируемые результаты:
Предметные: показать Базарова как тип, требуемый временем; раскрыть две стороны Базарова: литературный тип и живой человек; определить сильные и слабые стороны нигилизма; проанализировать, где нигилизм Базарова терпит крах.
Метапредметные: развивать способность свободно и правильно излагать свои мысли в устной форме, взаимодействовать с учителем и другими учащимися в процессе совместной работы, совместного обсуждения; развивать навыки работы с текстом, логические умения.
Личностные: развивать у учащихся интерес к творчеству Тургенева И. С., уважительное отношение к родному языку и родной литературе; развивать стремление к речевому самосовершенствованию, способность к самопознанию и самооценке; пополнение словарного запаса.
|
|
Урок 3: Проблема «отцов и детей» в романе: духовный конфликт поколений и мировоззрений
Цель урока: рассмотреть оба аспекта проблемы «отцов» и «детей» и определить, какой из двух для Тургенева ближе.
Планируемые результаты:
Предметные: проанализировать образы главных героев романа, их взгляды и мировоззрение (особенно взгляды Базарова и Николая Кирсанова – двух идейных носителей); проследить, как развивается спор Базарова и Николая на протяжении всей главы (X глава), сделать сопоставительный анализ их взглядов; рассмотреть, как понимают нигилизм «отцы» и «дети»; сделать вывод об основном конфликте романа.
Метапредметные: развивать способность свободно и правильно излагать свои мысли в устной форме, взаимодействовать с учителем и другими учащимися в процессе совместной работы, совместного обсуждения; развивать навыки работы с текстом, логические умения.
Личностные: развивать у учащихся интерес к творчеству Тургенева И. С., уважительное отношение к родному языку и родной литературе; развивать стремление к речевому самосовершенствованию, способность к самопознанию и самооценке; пополнение словарного запаса.
Урок 4: «Испытание любовью»: любовь в жизни героев романа
Цель урока: рассмотреть четыре любовных сюжета, четыре взгляда на эту проблему: любовь Павла Петровича к княгине Р., любовь Базарова к Одинцовой, любовь Аркадия к Кате и любовь Николая Петровича к Фенечке.
Планируемые результаты:
Предметные: проследить, какое влияние оказала любовь на жизнь героев, как она раскрывает их характеры и авторское к ним отношение; проанализировать, как любовь помогает раскрыть проблему «отцов и детей».
Метапредметные: развивать способность свободно и правильно излагать свои мысли в устной форме, взаимодействовать с учителем и другими учащимися в процессе совместной работы, совместного обсуждения; развивать навыки работы с текстом, логические умения.
Личностные: развивать у учащихся интерес к творчеству Тургенева И. С., уважительное отношение к родному языку и родной литературе; развивать стремление к речевому самосовершенствованию, способность к самопознанию и самооценке; пополнение словарного запаса.
Урок 5: «Дуэль» Евгения Базарова и Анны Одинцовой: возможен ли был счастливый исход?
Цель урока: раскрыть суть отношений героев, понять, что хотел сказать Тургенев, испытывая Базарова любовью к женщине.
Планируемые результаты:
Предметные: определить отношение героев к любви; проанализировать изменения, произошедшие с Базаровым после его встречи с Одинцовой; проанализировать отражение тургеневских взглядов через испытание героев любовью; определить, для чего Тургенев выстроил любовную линию романа таким образом; проанализировать, возможен ли был счастливый исход для героев.
Метапредметные: развивать способность свободно и правильно излагать свои мысли в устной форме, взаимодействовать с учителем и другими учащимися в процессе совместной работы, совместного обсуждения; развивать навыки работы с текстом, логические умения.
Личностные: развивать у учащихся интерес к творчеству Тургенева И. С., уважительное отношение к родному языку и родной литературе; развивать стремление к речевому самосовершенствованию, способность к самопознанию и самооценке; пополнение словарного запаса.