Обязанности направляющего и замыкающего. Место и роль руководителя

 

Правильный выбор режима движения, оптимальное сочетание переходов и привалов, рациональное распределение своих сил, овладение способами передвижения по различной местности и приемами преодоления препятствий – все это дает возможность успешно и безопасно пройти намеченный маршрут. Таким образом, любой ходовой день в походе можно разделить на переходы и привалы.

Переход это время прохождения одного участка маршрута, который проходит туристская группа. Фактическое время одного перехода в туристской практике разнообразно и составляет от 20 минут до 2 часов в зависимости от вида туризма и других факторов. В течение суток туристская группа осуществляет около 8 – 10 переходов.

Привал это кратковременная остановка туристской группы в походе для отдыха, обеда, оказания медицинской помощи и т.п. Место для привала выбирается с учётом удобного и безопасного размещения группы, близко к источникам питьевой воды, обзорным точкам и т.д. В зависимости от продолжительности привалы подразделяются на подгоночные или первые, малые и большие (обеденные). Привалы продолжительностью более 10 часов называют бивак, к которым относят ночлеги и дневки.

По прибытии в начальную точку маршрута, откуда начинается движение, руководитель по списку в маршрутных документах проверяет списочный состав участников похода, справляется о самочувствии каждого, осматривает снаряжение. Он рассказывает об особенностях маршрута, о возможных препятствиях на пути, напоминает о необходимости соблюдать правила безопасности и охраны природы, дисциплину, интервал и порядок движения. Тогда же руководитель назначает направляющего и замыкающего, договаривается с участниками об условных сигналах во время движения.

В обязанности направляющего входит: выбирать наиболее безопасные пути и способы преодоления препятствий в процессе движения, а также задавать его темп. Обычно темп движения задаётся по скорости передвижения самого слабого участника, что позволяет группе не растягиваться в пути. Чтобы группа при движении не растягивалась необходимо передвигаться в колонне по одному, а участники должны двигаться в общем темпе. В случае если кто-то из участников начинает отставать от впереди идущего, то он в свою очередь также должен снизить скорость передвижения. Поэтому, не только по лесным тропам, проселочным дорогам удобно, а главное безопасно ходить гуськом, соблюдая определенную дистанцию и дисциплину, т.к. самовольный выбор пути кого-либо из участников может нарушить график перехода по маршруту, привести к потере недисциплинированного туриста и, что не исключено, – к несчастному случаю.

В обязанности замыкающего входит: не оставлять за собой ни одного участника группы и следить за тем, чтобы в колонне не было значительных разрывов между туристами. Обычно это наиболее опытный и физически подготовленный турист, который в случае остановки одного из членов группы подает сигнал руководителю. При движении по маршруту не допускается, особенно в группах учащихся разрыв в колонне до потери голосовой или визуальной связи участников между собой.

Руководителю в процессе движения совершенно не обязательно быть в роли направляющего или замыкающего. Его задача заключается в контроле генерального направления движения и состояния участников и группы в целом. В этом случае место руководителя во время движения в колонне определяется в зависимости от удобства выполнения им своих обязанностей. Он может двигаться в колонне сразу за направляющим, помогая в выборе пути и темпа движения, а может следовать как перед самым слабым участником, так и после него, подбадривая и контролируя его самочувствие. Участие в группе туристов-новичков, не проверенных еще в походах, требует от руководителя особого внимания к темпу движения, который при необходимости можно повышать или снижать, к обеспечению надлежащего отдыха путем сокращения время переходов между привалами.

Примерно через четверть часа после начала первого перехода рекомендуется сделать короткую остановку для обсуждения порядка движения и его темпа. Это так называемый подгоночный привал, который после 10 – 15 минут движения показывает каждому из участников существующие проблемы с одеждой: не слишком ли тепло или легко он одет, с обувью, с укладкой рюкзака. На подгоночном привале все эти дискомфортные условия устраняются. Затем следует ходовой час – это время движения от привала до привала, продолжительность – от 20 мин до 1 часа. Продолжительность ходового часа зависит от многих факторов: возраста и тренированности участников, массы рюкзаков, сложности естественных препятствий, состояния группы, погодных условий. Общее правило, касающееся скорости движения на переходе заключается в постепенном нарастании и постепенном ее снижении в течение ходового часа. Не следует сразу же с привала двигаться слишком быстро: 2 – 3 мин группа должна идти замедленным темпом, постепенно повышая его и доводя до приемлемой нормы. За 5 – 3 мин до привала темп необходимо плавно уменьшать. Такой темп движения рекомендован для нормальных переходов в условиях равнинной или среднегорной местности. Во время движения пить воду или другие напитки не следует. Можно только прополоскать рот или пососать кислую конфету.

Рекомендуемая продолжительность малых привалов между ходовыми часами от 10 до 15 минут. На малом привале, место и время которого определяет руководитель или направляющий группы, уставшие могут посидеть или даже полежать, сделать небольшую разминку. На таких привалах обязательно снимается рюкзак. Руководителю похода следует обратить особое внимание на новичков, поинтересоваться их самочувствием и настроением, выслушать их мнение о маршруте. На малых привалах не рекомендуется употреблять большое количество жидкости. Воду можно пить только мелкими глотками и понемногу непосредственно  перед продолжением движения по маршруту. Неразумно в походе утолять жажду холодной водой или снегом.

Количество ходовых часов или переходов до обеденного привала планируется в зависимости от планируемой нормы дневного маршрута и должно составлять около 2/3 дневного пути. Работа на больших привалах должна быть сразу же четко организована. При остановке на обеденный привал, по распоряжению руководителя или завхоза, назначаются дежурные в количестве 2 – 3 человек, которые одновременно разжигают костер, приносят воду и приступают к приготовлении пищи. Все остальные участники обеспечивают дежурных топливом для костра. И только после того как было собрано необходимое количество дров для костра и началось приготовление обеда, участники похода, свободные от дежурства, могут заняться своими личными делами: переодеваться, переобуваться, умываться, фотографировать и т.п.

После большого или обеденного привала проходиться оставшаяся часть переходов в размере 1/3 дневного пути. В ниже расположенной таблице приведён примерный распорядок ходового дня для пешеходных маршрутов с учащимися по равнинной и слабопересеченной местности:

 

07:00 – 08:00 Подъем, зарядка, утренний туалет, работы по свертыванию лагеря.
08:00 – 09:00 Завтрак, завершение работ по свертыванию лагеря, уборка территории.
09:00 – 13:00 Первый переход, ходовые часы, малые привалы.
13:00 – 15:00 Большой обеденный привал.
15:00 – 19:00 Первый переход, ходовые часы, малые привалы.
20:00 – 21:30 Остановка на ночлег, обустройство лагеря, ужин.
21:30 – 22:30 Свободное время.
22:30 – 23:00 Вечерний туалет, подготовка ко сну.
23:00 Отбой.

 

Режим ходового дня должен обеспечивать определенную ритмичность в чередовании нагрузок и отдыха, необходимого для восстановления сил. Для учащихся продолжительность перехода не должна превышать более 40 – 45 минут. На сложных и трудных участках следует уменьшать продолжительность ходового часа до 25 – 30 минут. Малые привалы обычно длятся 10 – 15 минут, которые не рекомендуется увеличивать. В первую половину дня рекомендуется преодолевать не более 60% суточного перехода. Разделив дневной график маршрута на равномерные отрезки, туристы успевают до обеда пройти четыре-шесть переходов по  маршруту, а после обеденного привала и отдыха – еще три-четыре. Продолжительность обеда, послеобеденный отдых, экскурсионно-краеведческая работа в послеобеденный период на маршрутах с учащимися могут занять около 3 – 5 часов.

Выбор темпа движения зависит от состава группы, расстояния и характера маршрута, а также от времени года и метеорологических условий. Так на маршрутах в походах выходного дня скорость движения всей группы соразмеряется со скоростью движения неопытных туристов. Руководитель обеспечивает управление группой и безопасность прохождения маршрута. Опасные участки он проходит всегда первым, а на остальных участках его место в колонне не регламентируется.

В условиях горной местности или жаркой погоды, выходить на маршрут следует не позднее 6 – 7 часов утра. В результате этого происходит временной сдвиг в режиме дня. Это означает ранние подъемы, а обеденный привал планируется в 11 – 12 часов. Переходы второй половины дня рекомендуется начинать после того, как спадет дневная жара, обычно не раньше 17 часов. Кроме того, ранние подъемы и выходы на маршрут настоятельно рекомендуются в горах, где в утренние часы вода в реках еще не поднялась, камнепады случаются реже, безопаснее проходить в лавиноопасные участки и т.п.

Сезонность и метеоусловия, естественно, вносят изменения, как в распорядок дня, так и в график движения туристской группы. График движения дневных переходов в зимний период примерно такой же, как и летом, только необходимо учитывать короткий световой день. Лыжные дневные переходы начинаются значительно позже, так как рассвет зимой наступает не ранее 8 – 9 часов, особенно в январские каникулы в северной части страны. Обеденный привал в лыжном походе сокращается до одного часа, как и малые привалы из-за низких температур. На малом привале, место и время которого определяет руководитель или направляющий группы, уставшие могут посидеть или даже полежать, сделать небольшую разминку. В зимних условиях отдыхают на очищенных от снега поваленных деревьях, пнях или рюкзаках, поставленных сзади на лыжи.

Останавливаться на ночлег также приходится значительно раньше, в 16 – 17 часов, это время определяется временем наступления сумерек. В зависимости от подготовки туристов рекомендуется в зимний период останавливаться для устройства бивуака засветло, за 1,5 – 2 часа до наступления темноты, чтобы можно было выбрать безопасное место для ночлега, собрать дрова, разжечь костер и т.д.

Зимой на лыжных маршрутах порядок движения несколько иной, чем летом, когда туристы передвигаются на лыжах с интервалом на равнинных участках 3 – 5 м и 10 – 15 м на спусках. Кроме того, на лыжных маршрутах в условиях глубокого снежного покрова основную трудность в передвижении представляет тропление лыжни, которую сами участники туристского путешествия в меру своих физических сил по очереди прокладывают, сменяя друг друга. Частота замены направляющих определяется глубиной и состоянием снежного покрова, а также физической готовностью самих направляющих. Необходимо чтобы каждый турист вне зависимости от пола и возраста в меру своей физической подготовки по очереди оказывался в роли направляющего в группе. В целом, линия движения в лыжном походе на каждом отдельном участке значительно прямее, чем на пешеходном маршруте. Это связано с тем, что турист-лыжник может преодолевать по прямой линии замерзшие болота, пруды, озера и другие естественные препятствия не проходимые в летний период.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: