Дошкольник как деятель в природе

Вовлечение ребенка в совместную со взрослым и самостоятельную деятельность в природе – от простых трудовых действий по уходу за растениями и животными до участия в акциях в защиту окружающей среды – значимая составляющая экологического образования. Важно, чтобы ребенок понимал, что природа для человека – источник творчества. Причем не только в высших его проявлениях, таких как создание художественных произведений, технических изобретений, но и в повседневной жизни. Необходимо научить ребенка черпать из природы свои творческие и жизненные силы.

В дошкольном образовательном учреждении и семье ребенок может привлекаться не только к созерцанию красоты природы, что само по себе, крайне важно, но и к посильной природоохранной деятельности.

Природоохранная деятельность дошкольников направлена на обеспечение полноценного участия детей в охране природы, преумножении ее богатств и включает четыре основных аспекта:

- исследовательская деятельность;

- собственно охранная деятельность;

- общественно-полезный труд;

- пропаганда идей охраны природы.

Исследовательская деятельность предполагает постановку ребенка в позицию «разведчика», определяющего, где нужна его помощь.

Исследование природного окружения дошкольниками осуществляется в соответствии с планом обследования сначала под руководством взрослого, а в дальнейшем – самостоятельно. Приведём план обследования молодого деревца:

1. Выбор объекта обследования.

2. Круговой общий осмотр (со всех сторон).

3. Детальный осмотр отдельных частей (состояние ствола, ветвей, листьев) и установление характера и степени повреждения (листва пожухла на всем дереве, сломаны ветки со стороны тропинки).

4. Установление причины повреждения (засуха, повреждение проходящими по тропинке людьми).

5. Поиск путей устранения причин повреждения (поливать во время засухи, огородить молодое деревце со стороны тропинки).

На основе данных «разведки» дети либо сами устраняют причину повреждения объекта, либо привлекают помощь взрослых.

В рамках исследовательской деятельности в старших группах детского сада может быть организован «экологический патруль», деятельность которого активизируется при бедственном положении окружающего природного мира (засуха в летний период, многоснежье – зимой).

Собственно охранная деятельность и общественно-полезный труд предполагают включение детей в продуктивную сезонную деятельность и формирование навыков и умений по озеленению своего дошкольного учреждения, дома, улицы, города или села, по уходу за животными уголка природы, заготовке разнообразного корма для птиц осенью и их подкормке зимой и т.п.

Пропаганда идей охраны природы предполагает формирование у детей активной природоохранной позиции, желания и умения передавать знания по охране природа сверстникам и младшим детям.

Привлечение к природоохранной деятельности во всех её аспектах может осуществляться через постоянно действующий экологический кружок. Девизом такого кружка могут стать стихи В. Берестова:

 

«Дерево, цветок, трава и птица

Не всегда умеют защититься.

Если будут уничтожены они,

На планете мы останемся одни».

 

Участвуя в работе кружка, дошкольники получат дополнительные сведения о мире природы, включатся в непосредственную природоохранную деятельность. В работе кружка могут принять участие и родители, с которыми также желательно проводить своеобразную «экологическую учебу». Эпиграфом таких встреч могут стать стихи Д. Демьяненко «Вредные привычки», написанные в манере детского писателя Г. Остера:

 

«Если вы пришли на реку, то в неё бросайте мусор:

Банки, палки и бутылки, целлофановый пакет,

И тогда всем рыбам в речке стянет весело, и рыбки

Сами прыгнут к вам в кастрюлю, – будет славный вам обед».

 

МЕТОДИКА ОЗНАКОМЛЕНИЯ ДЕТЕЙ-ДОШКОЛЬНИКОВ С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: