Теоретический материал для самостоятельного изучения

Класс: 6

Дата: 23.04.2020

Предмет: литература

 

Добрый день, ребята!

Откройте рабочие тетради и запишите

Двадцать третье апреля

Дистанционное обучение

На протяжении нескольких уроков мы с вами изучали мифологию древней Греции.

Вы спрашивали: «Мы живем в 21 веке, используем атомную энергию и летаем в космос, научились делать сложнейшие медицинские операции и играючи управляться с компьютером. Зачем нам, людям третьего тысячелетия, изучать какие-то мифы, придуманные в очень далекие времена»?

Да, это действительно так, человеческая цивилизация достигла многого. Но вслушайтесь в свою речь. Человек часто произносит слова, например, тетрадь, стадион, герой, или так радующее вас слово «каникулы», не задумываясь о том, что произошли они из древнегреческого языка.

Кроме того, древнегреческая мифология – источник появления в языке большого количества устойчивых сочетаний: сизифов труд, нить Ариадны, олимпийское спокойствие и др. В каких жизненных ситуациях их произносить? Какой смысл они несут в себе? Ответ на этот вопрос и даёт нам изучение мифологии.

Задумывались ли вы когда-нибудь, почему погоны военных врачей и вывеска аптек украшаются чашей со змеёй? Почему некоторые созвездия носят названия «Большая медведица», «Кассиопея», «Близнецы»? Откуда в нашем языке названия месяцев январь, март, май, июнь?

Источник всего один – античная мифология.

Сегодня на уроке вы вспомните и примените на практике свои знания по мифологии древней Греции.

Задание 1

Ответьте письменно на вопросы. Вопросы записывать НЕ нужно. Записываете ТОЛЬКО ответы. Например, 1.Кентавры
1. Дикие существа, полулюди-полукони, обитатели гор и лесов?
2. Страж Аида, трехголовый пес со змеиным хвостом?
3. Какой бог самый некрасивый?
4. Какая богиня носит прозвище Пенорождённая?
5. Где находилось жилище богов?
6. Кто являлся верховным богом Греции?
7. Как звали отца Зевса?
8. Какая из богинь была рождена самим Зевсом?
9. Назовите имена братьев Зевса.
10. Кто подарил людям огонь?
11. Кто из богов Олимпа прихрамывал и почему?
12. Чудовище с туловищем человека и головой быка?

13. У кого из богов были крылатые сандалии?
14. Кто из богов дал людям азбуку, письменность, счет и числа?
15. Как называется река подземного царства, дающая людям забвение?
16. Назовите имена богов-близнецов, детей Зевса.
17. Имя героя, освободившего Прометея?
18.Что означает имя Прометей?
19. Как назывался корабль, на котором Ясон отправился за золотым руном?
20.Имена каких персонажей мифа о Персее стали названиями созвездий?
21.Кто сделал первые инструменты и научил людей пользоваться ими?
22.Кто сделал крылья и впервые подумал о полете?

Вы уже знаете немало о Средневековье из курса истории. Но следует напомнить о кодексе рыцаря той поры. Кто такой рыцарь?

Благородство, великодушие – атрибуты рыцарской культуры. Соблюдение нравственных норм – высота духа, смелость, отвага, самообладание, чувство достоинства и гордости – кодекс рыцарской чести.   Наши мальчики, наверняка, хотят быть рыцарями. Образцом рыцарского поведения являлось служение Даме. Культ Прекрасной Дамы строго регламентировал поведение и женщины, она должна была быть слабой, скромной.






















В мир Средних веков перенесет нас Иоганн Фридрих Шиллер и его баллада «Перчатка».

Запишите в тетрадях тему урока:

Иоганн Кристоф Фридрих фон Шиллер. «Перчатка»

Задание 2

Ознакомьтесь с теоретическим материалом

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Баллада «Перчатка» основана на исторических событиях. Правивший в XVI веке во Франции король Франциск I считал, что между охотой и войной самое прекрасное развлечение – это балы и турниры. Причём, в качестве соперников у рыцарей могли быть и грозные хищники.

Под стать королю была и свита. Однажды, придворная дама Кунигунда, славившаяся красотой и жестоким сердцем, бросила перчатку на арену с дикими животными, дабы испытать своего верного рыцаря Делоржа.

Делорж, как истинный рыцарь, возвращает перчатку даме. Но как! Он бросает перчатку ей в лицо. И это очень унизительный жест, показывавший, что теперь рыцарь презирает Кунигунду.

Она придумала своему благородному избраннику жестокое испытание, чтобы потешить своё самолюбие.

Тогда на рыцаря Делоржа с лицемерной

И колкою улыбкою глядит

Его красавица и говорит:

«Когда меня, мой рыцарь верный,

Ты любишь так, как говоришь,

Ты мне перчатку возвратишь».

Делорж принимает вызов. Он спускается на арену за перчаткой. И, к всеобщему разочарованию, животные не вступают с ним в схватку. Шоу не получилось.

Делорж, не отвечав ни слова,

К зверям идёт,

Перчатку смело он берёт

И возвращается к собранью снова.

Разочарование от того, что его возлюбленная на самом деле его не любит, гораздо страшнее для рыцаря, чем дикие звери на арене.

Баллада «Перчатка» – один из самых ярких образцов выразительной и гуманной лирики Шиллера. Тексту баллады присущ высокий уровень художественности и яркая и насыщенная изобразительность.

Глубинный смысл, открывающийся читателю в балладе «Перчатка», заключается в том, что любовь не должна требовать беспощадных и несправедливых жертв, а человеческая жизнь стоит большего, чем чей-то нелепый каприз.

Фридрих Шиллер назвал своё произведение рассказом, возможно, пытаясь таким образом указать читателю, что описываемые им события, действительно, происходили в реальности.

Рассказ – небольшое произведение эпического жанра с ограниченным числом персонажей. В рассказе чаще всего ставится одна проблема или описывается одно событие.

Василий Жуковский, сделавший один из лучших переводов баллады, назвал произведение повестью, вероятно, обратив внимание на присущий ему повествовательный характер.

Повесть – эпическое произведение, построенное в виде повествования о событиях в их естественной последовательности. В повести материал излагается хроникально, нет острого сюжета, нет глубокого анализа чувств героев, не ставятся задачи глобального исторического характера.

Однако, можно с уверенностью сказать, что произведение «Перчатка» является балладой, поскольку представляет собой лиро-эпическое произведение исторического или героического характера с необычным, напряжённым сюжетом.

Баллада «Перчатка» занимает особое место в русской литературе. Кроме Жуковского её перевёл и Лермонтов. В переводе Лермонтова ярче выписаны характеры героев и не опускается имя роковой красавицы. Необходимо отметить, что в оригинале баллады «Перчатка» у рыцаря и красавицы есть имена: Делорж и Кунигунда. Жуковский же в своём переводе баллады оставляет имя только герою, но не сохраняет имени героини, выразив, таким образом, своё отношение к ней: она красива только внешне, но при этом бездушна, и потому недостойна имени.

Задание 3


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: