Беседа на тему «Кто главный в лесу?»

Ознакомление с миром природы

«Кто главный в лесу?»

 

Сыктывкар, 2020

Цель: закрепление знаний детей о лесе как об экосистеме и знания о диких животных.

Задачи:                                                                                                                                                                                           

1. Закреплять и активизировать словарный запас по теме "Лес. Деревья" (лиственные, хвойные, смешанные).

2. Продолжать знакомить с дикими животными и их повадкам; учить называть животных (бурый медведь, олень, кабан…); расширять представление об особенностях внешнего вида животных, повадках, особенностях приспособления (линька, спячка), условиях необходимых для их жизни; рассказать о том, как млекопитающие заботятся о потомстве.                                                                

3. Развивать связную речь, зрительное и слуховое внимание, память, активизировать мыслительную деятельность, развивать мелкую моторику рук.                                                                                                                      

4. Развивать образное мышление, воображения, инициативу, творчество.

5. Воспитывать бережное отношение к природе.

Планируемые результаты: ребенок должен иметь представления о растениях и животных леса; знать особенности жизни леса и его обитателей в каждое время года; соблюдать правила поведения в лесу, знать способы взаимодействия с растениями и животными леса; выполнять рисунок по инструкции педагога и по образцу, соблюдая пропорции.

Материалы и оборудование: мультимедийное оборудование, картинки лесных животных, слайды, плакат «Лесные животные», карандаши, бумага, «фонарики» (круги красного, зеленого и желтого цветов).

Организованная образовательная деятельность:

1.Вводное слово.
Сегодня мы откроем тайну,
Ведь в жизни нашей часты чудеса.
Секрет лесных чудес необычайных
Узнаем мы за полчаса.
Орешек знания тверд, но все же
Мы не привыкли отступать.
Нам расколоть его помогут
Волшебные слова:
Хотим все знать!

- Догадайтесь, о чем идет речь:
Богатырь стоит богат,
Угощает всех ребят.
Ваню – земляникой,
Таню – костяникой,
Машеньку - орешком,
Петю – сыроежкой,
Костеньку – малинкой,
Васю – хворостинкой.
- Кого же назвали богатырем? (лес)

 



















Беседа на тему «Кто главный в лесу?»

- А вы, не задумывались, почему так долго может существовать лес? (Много животных в лесу помогают ему жить).

- Какие бывают леса? (Хвойные, смешанные, лиственные).

- Приведите примеры деревьев, произрастающих на территории нашего края.

- Кто же обитает в нашем лесу? (Растения, животные, грибы, микробы.)                                  

- Рассмотрим строение дерева.                                                                                     

- У дерева есть корень, ствол, крона с листьями. Корни не дают дереву упасть, добывают воду и минеральные вещества. Ствол удерживает крону с листьями. Внутри него находятся сосуды, по которым вода с минеральными веществами поднимается вверх, а органические вещества спускаются вниз. Листья производят органические вещества и кислород. Деревья - главные производители нашего леса. Лес - это семья различных растений: деревья, кустарники, травы, грибы, мхи. Если приглядеться к зелёной стене леса, можно заметить, что деревья в ней растут этажами, а под деревьями растут кустарники: малина, шиповник, жимолость. Кустарник ниже, у него не один ствол, а несколько. Много в лесу и травянистых растений. В хвойных лесах в тени и во влажных местах растут мхи. И особая группа лесных растений – грибы.                                                                                                                          

- Могут ли деревья жить без других обитателей леса?

- Отгадайте загадки о лесных животных.

На овчарку он похож.
Что не зуб- то острый нож!
Он бежит, оскалив пасть,
На овцу готов напасть. (Волк) Картинка на экране.
То орех, то шишку
В дом несет детишкам.
Летом- рыжий огонек,
Зимой- серенький дымок. (белка)
Что за зверь лесной
Встал, как столбик, под сосной.
И стоит среди травы-
Уши больше головы. (заяц)
Всех зверей она хитрей,
Шубка рыжая на ней!
Пышный хвост- ее краса.
Это зверь лесной? (лиса)
Все говорят, что я похож на папу.
Такой черно-бурый, такой косолапый…
Но только и папа похож на меня:
Такой же охотник до меду,
Как я! (медвежонок).
У него в полосках спинка,
Хвостик легкий, как пушинка.
Все запасы, как в сундук,
Прячет в дупла… (бурундук)
Целый день он роет, роет,
Катакомбы словно строит,
Сеть запутанных ходов
Показать вам кто готов? (крот)
Кто подушечку с иголками
Обронил в лесу под елками?
Что с ней делать, я не знала.
Долго думала стояла,
А подушечка… сбежала! (ёж)                                                                                                                       Хоть верь, хоть не верь:

Пробегал по лесу зверь,

Нес на лбу он неспроста

Два развесистых куста.) (олень .)                                                                                                      

Трав копытами касаясь,

Ходит по, лесу красавец.

Ходит смело и легко

Рога раскинув широко. (лось.)                                                                                                                                                     

Висит - висит висюкан,

Под ним стоит хрюхрюкан,

Висюкан упадет, хрюхрюкан подберет. (кабан.)                                                                   

Шерсть как шелк у киски,

А на ушках кисти.

Только вряд ли скажешь «брысь»

Посерьезней киски … (рысь.)

 

- Вы правильно все отгадали. А скажите мне про каких животных мы с вами отгадывали загадки? (про диких животных.)

- А почему их называют дикими? (потому что они живут в лесу).

- У каждого есть свой дом, как и у людей. И мы сейчас с вами поиграем в игру «Кто где живет?».

Дети садятся за столы и выполняют задание: «Соедините линией животное и его жилище, раскрасьте силуэты животных».

- Отлично, вы и с этим заданием справились…

- Разнообразен животный мир нашего леса: здесь можно встретить крупных и мелких животных и насекомых. (Рассматриваем плакат с животными).

- Одни животные на зиму впадают в спячку (ежи, барсуки, медведи), другие делают запасы (белки, бурундуки).

- Дети, ответьте, пожалуйста на вопрос «Что значит главный?» (ответы детей).

- А знаете ли вы, кто главный в лесу? (звери)

- Чем питаются звери?

- И если бы этого не было, жили бы звери в лесу? (нет, убежали бы или погибли).

- Значит звери, это, конечно, часть животного мира, но они получается не главные.

- Давайте подумаем, кто еще может быть главным в лесу?

- Может быть птицы?

- Какую пользу приносят птицы?

- Какие птицы бывают? (перелетные и зимующие).

- Птицы осенью улетают и лес остается без птиц. Получается, если птицы главные, то лес остается без хозяина? Значит птицы не могут быть главными.

- Кого еще можно назвать главным в лесу?

Дети- Лесник!

- Кто такой лесник и зачем он нужен лесу? Лесник, конечно, следит за порядком в лесу, ухаживает за животными, подкармливает их зимой. Но разве он смог бы посадить весь этот лес? Дети - Нет!

Получается все в лесу взаимосвязано и все важно и все главное. Если исчезнет что-то одно, то это повлечет за собой и исчезновение другого.

  3. - Предлагаю вам поиграть в игру «Поляна чудес». На столе - картинки с изображениями животных. Крутите барабан и составьте описательный рассказ о том животном, на котором остановилась стрелка. Врослый дополняет рассказы детей.

Это ЛОСЬ – дикое животное. Тело покрыто коричневой шерстью. На голове – большие красивые рога. Ноги – длинные, сильные.Лось – самыйкрупный представитель семейства Оленевых. Их рога больше приспособлены для турниров, чем для защиты. Защищаются лоси при помощи мощных ударов передних острых копыт, после которых не всегда выживают даже медведи. На человека лось редко нападает первым, чаще нападение происходит в результате раздражения, испуга, как способ защиты себя и детенышей.

Это МЕДВЕДЬ – тоже дикое животное. Медвежья шерсть коричневого цвета, так же в природе живут медведи шерсть у которых белая, чёрная. Тело у медведя большое, мощное с маленьким хвостиком и маленькими ушками на голове. Лапы у медведя короткие и толстые. У всех медведей два слоя шерсти — один защищает от воды, другой помогает сохранять тепло. Большинство лесных медведей хорошо умеет лазать по деревьям. Правда, старые и тяжёлые звери обычно так не делают - разве что в крайнем случае. Их выдержит далеко не каждая ветка, и они это прекрасно знают.

Это ВОЛК – дикое животное, хищник. Волк похож на крупную собаку, Тело волка покрыто серой шерстью, но в природе встречаются и белые, и чёрные волки. Волки способны прожить более недели без еды, при этом практически не снижая активности. Глаза волков, как и глаза кошек, по ночам могут светиться отражённым светом.

Это ЛИСА – дикое животное, хищник. Лисья шерсть оранжевого цвета, а грудка и кончик пушистого длинного хвоста – белые. Лиса может услышать и почуять мышь под слоем снега толщиной в метр. Лиса способна бежать быстрым шагом всю ночь напролёт, не останавливаясь.

Это – ЗАЯЦ – дикое животное. Уши у зайца длинные, а хвостик – короткий. Задние лапы длиннее и сильнее передних. Летом заячья шерсть серая. А зимой – белая. Зайцы общаются друг с другом, отбивая передними лапками барабанную дробь. В случае необходимости быстро спуститься вниз по склону заяц может сделать это, скатившись на манер колобка. Зубы у зайцев растут всю жизнь, поэтому им необходимо грызть что-нибудь твёрдое, чтобы их стачивать.

Это ЁЖ –дикое животное. У ежа маленькая острая мордочка, маленькие ушки, короткие ножки. Тело ежа покрыто серыми иголками (колючками) – для защиты от хищников. У среднестатистического ежа примерно 10 тысяч иголок.

Это БЕЛКА –дикое животное. Тело белки покрыто шерстью. На голове у белки ушки с кисточками на концах. Беличий хвост длинный, пушистый. Хвост для белки служит рулём - при прыжках она с его помощью управляет своим полётом. Белка может без последствий приземлиться с высоты в 20-30 метров, используя свой хвост на манер парашюта и замедляя таким образом падение. Белке достаточно примерно три тысячи орехов, чтобы питаться всю зиму.


Физкультурная минутка
По сухой лесной дорожке-
Топ-топ-топ-топочут ножки:
Ходит, бродит вдоль дорожек
Весь в иголках серый ежик. (топают, ходят)
Ищет ягодки, грибочки
Для сыночка и для дочки. (собирают)
Если подкрадется волк-
Превратиться еж в клубок. (присели и обняли колени)
Ощетинит еж иголки-
Не достанется он волку.
Еж не тронет никого,
Но и ты не тронь его! (топают)

-Всегда ли человек справедлив по отношению к лесу? По чьей вине возникают экологические проблемы? Назовите правила поведения в природе.
















































Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: