Экспериментальное обоснование эффективности разработанной методики обучения младших школьников игре в шахматы с применением компьютерных технологий

При проведении основного (Формирующего) педагогического эксперимента юные шахматисты были разделены на две группы: контрольную и экспериментальную. В каждой из них насчитывалось по 14 шахматистов в возрасте 7-8 лет. Экспериментальная группа обучалась по разработанной нами программе с учетом методических особенностей, описанных выше. Контрольная группа обучалась по традиционным методикам, разработанными известными шахматными педагогами. Данная традиционная методика подразумевает, что все представленные разработки и программы в целом варианте не использовались, а на различных тематических занятиях применялись темы, разработанные указанными авторами. Занятия в контрольной группе проводились в традиционной урочной форме, что включало в себя: объяснение нового материала в начале занятий, решение позиций, связанных с закреплением изученного материала и проведение тренировочных партий в группе в заключительной части занятия.

Занятия в экспериментальной группе проводились с использованием комплекса индивидуально подобранных заданий, учитывающих уровень развития детей. Для повышения эмоционального фона занятий в группе проводились конкурсы решения задач и комбинаций, тренировочные турниры и поединки между командами.

 

                                                                                                                       

 

В заключении дается анализ проведенных исследований, уточняются концептуальные положения тренировочного процесса юных шахматистов на этапе начальной подготовки, намечаются пути и ориентиры дальнейших педагогических исследований в данном проблемном поле.

В экспериментальные группы были включены ученики, желающие обучаться игре в

шахматы факультативно На первом, констатирующем этапе педагогического эксперимента,были изучены исходные характеристики младших школьников Второй этап был посвящен обучению игре в шахматы с применением компьютерных технологий и дальнейшему углубленному исследованию успеваемости школьников по трем основным предметам русскому языку, математике и окружающему миру На этом этапе исследования использовались контрольные упражнения для оценки степени обучения игре в шахматы.

Третий этап был посвящен подведению итогов педагогического эксперимента Основным критерием эффективности разработанной методики была итоговая оценка успеваемости по трем вышеперечисленным предметам, выполнения контрольных упражнений по шахматам и участия в сеансах и турнирах Учитывая факт неравенства исходных показателей успеваемости в экспериментальных и контрольных группах, сравнение средних годовых оценок по каждому предмету проводилось не по абсолютным показателям, а по их приросту (Д) у каждого ученика и средним показателем всей группы (X).

Как указывалось выше, эксперимент носил комплексный характер Обучение младших школьников игре в шахматы с применением компьютерных технологий рассматривалось как комплексное средство с четырех позиций успеваемость по основным предметам(русский язык, математика и окружающий мир), отдельные психические свойства (внимание, память, логическое мышление, пространственное воображение), спортивная направленность (становление и совершенствование знаний, умений и навыков в игре в шахматы),овладение основными элементами компьютерных технологии.

При подведении итогов педагогического эксперимента главное внимание было уделено результатам обучения учеников второго класса, так как по образовательному стандарту у них не предусмотрен курс информатики и информационных технологий с применением компьютеров.

Анализ динамики показателей успеваемости выявил следующие важные факты Во

всех экспериментальных группах по всем трем предметам (суммарно — девять) наивысшие показатели были зафиксированы по результатам в четвертой четверти учебного года В контрольных группах аналогичный результат оказался только в двух случаях В остальных семи случаях наивысшие показатели в контрольных группах были зафиксированы в третьей четверти По-видимому, в основе роста специфической выносливости детей лежит повышение резистентности организма к действию неблагоприятных факторов, выраженных в накапливающейся психической усталости школьников к концу учебного года.

В целях анализа динамики развития умственных способностей младших школьников

- участников эксперимента, были использованы методики, принятые в практической психологии Эти методики были адаптированы к уровню развития детей от семи до десяти лет Учитывая, что второклассники еще не работали с компьютерными программами, первоначальное тестирование для всех групп проводилось на бумажных носителях.

Регулярные сеансы одновременной игры учителя с испытуемыми экспериментальных групп проводились в конце каждой учебной четверти По форме эти сеансы походили один на другой Но по содержанию они отличались, так как главный вопрос "Чему обучился каждый участник эксперимента" в конце каждой четверти имел свое конкретное содержание.

Первый контрольный сеанс был проведен в начале ноября, перед осенними каникулами.

Партии сеансов отличались от партий во время уроков Для начального воспитания

соревновательных навыков в конце второй четверти проводились турниры между участниками эксперимента по круговой системе. Для подготовки к этим соревнованиям все младшие школьники - участники эксперимента выполняли специальные домашние задания.

Для начального воспитания соревновательных навыков в конце второй четверги

проводились турниры между участниками эксперимента по круговой системе Для подготовки к этим соревнованиям все младшие школьники - участники эксперимента выполняли специальные домашние задания.

Для дальнейшего развития соревновательных навыков в конце третьей четверти проводился аналогичный турнир Для подготовки к этим соревнованиям все участники эксперимента проводили домашние занятия по заданиям, аналогичным из второй четверти. Регламент проведения занятий изменился в сторону увеличения продолжительности На непрерывные занятия шахматами отводится от двадцати до тридцати минут, затем отдых в течение тридцати минут В конце третьей четверти проводился сеанс одновременной игры для оценки уровня усвоения пройденного материала.

В конце четвертой четверти также был проведен сеанс одновременной игры с оценкой степени усвоения учащимися изученных элементов шахматных комбинаций В заключительном турнире участвовали ученики третьего и четвертого классов Норму 3 юношеского разряда выполнили 39% занимавшихся Спортивные результаты, достигнутые учащимися экспериментальных групп третьего и четвертого классов, следует признать положительными для возрастной категории шахматистов восьми - десяти лет.

Таким образом, проведенное исследование по обучению младших школьников игре в шахматы с применением компьютерных технологий обработки информации, показало достаточную эффективность нашей методики и программы "Компьютерные шахматы".

Игра в шахматы относится к спортивным играм. Деятельность в ней строго регламентирована правилами и порядком проведения соревнований на разных уровнях Ее основу составляет соревновательная (игровая) деятельность участников, а вся стратегия и тактика игры направлена на победу над соперником (в отдельных случаях - на достижение равенства сил - ничьей)

Отдельные авторы считают, что для младших школьников игра в шахматы должна иметь только развивающую интеллектуальные способности направленность, без какого - либо противоборства с соперником Однако, целью изучения основных простейших комбинаций, а затем и более сложных, является именно достижение преимущества над соперником (в отдельных случаях - сведение к ничьей) и избежать этого невозможно Поэтому шахматы и являются видом спорта, а главными характеристиками спорта является соревновательная деятельность и подготовка к ней.

Следовательно, основная задача обучения и совершенствования игры в шахматы

младших школьников должна быть комплексной, в процессе решения которой развиваются как определенные специфические умственные способности, так и психофизические, волевые качества младших школьников, необходимые для становления спортивных навыков и умений.

ВЫВОДЫ

1 Ретроспективный анализ и обобщение информационных источников показал, что в

процессе развития теории и методики шахмат происходит постепенный переход в ориентации и обучения игре от обычных носителей информации к электронным пособиям. Этому способствует развитие вычислительной техники и информационных технологий в мире.

Однако большая часть опубликованных компьютерных программ направлена на совершенствование мастерства шахматистов, имеющих определенную спортивную квалификацию.

Компьютерные программы для детей младшего школьного возраста, начинающих

обучаться игре в шахматы, не в полной мере учитывают биологические и психологические особенности ребенка. Среди специалистов возникли два полярных мнения о том, что обучение игре в шахматы должно стимулировать только умственное развитие ребенка или быть направлено на начальную подготовку школьника к будущей спортивной деятельности.

Первое мнение в большей мере поддерживают педагоги и психологи, а второе - специалисты

- тренеры и теоретики шахмат

2. Итоги проведенного исследования, выполненного с позиций учителя, тренера и квалифицированного шахматиста, показали, что разделяв задачи обучения игре в шахматы на воспитание умственных способностей и качеств, необходимых в спортивной деятельности не целесообразно, так как шахматы являются спортивной игрой, по итогам которой выявляется победитель или определяется равенство соперников Это подтверждается и тем, что дети младшего школьною возраста не способны выполнять продолжительную умственную работу Поэтому необходимо использование разнообразных форм учебно - тренировочной деятельности и изучение основ теории шахмат и игровой соревновательной практики Такая направленность процесса обучения сохраняет у детей интерес к дальнейшим, более углубленным, занятиям шахматами.

3. Разработанная, методика обучения младшего школьного возраста "Компьютерные шахматы", учитывающая как педагогические, так и спортивно – методические аспекты, рассчитанная на проведение факультативных занятий с учащимися вторых, третьих и четвертых классов, в объеме 32 учебных часов (40 минут), в течение одною учебного года, с прохождением конкретного раздела в каждой учебной четверти,проведение сеансов одновременной игры, учебных турниров и применение компьютерных программ показали свою эффективность, что подтвердилось в ходе педагогического эксперимента.

4 Итоги проведения параллельного педагогического эксперимента показали, что прирост показателей успеваемости у школьников экспериментальных групп вторых, третьих и четвертых классов, обучавшихся игре в шахматы с применением компьютерных технологии, по трем предметам русскому языку, математике и окружающему миру за время проведения эксперимента (учебный год) были выше, чем в контрольных группах, ученики которых не обучались игре в шахматы в школе.

5 Обучение младших школьников в шахматы по нашей методике способствовало повышению темпов развития отдельных интеллектуальных качеств, имеющих большое значение, как для успешной шахматной, так и для умственной деятельности.

Прирост параметров в тестировании уровня внимания, памяти, логического мышления и пространственного воображения был выше в экспериментальных группах. Это подтверждается показателями статистической достоверности различий с контрольными группами.

6. Итоги педагогического эксперимента подтвердили эффективность использования

разработанной методики обучения. Комплексная направленность методики обучения игре в шахматы с применением компьютерных технологий способствовала становлению спортивного мастерства школьников экспериментальных групп.

По итогам занятий в одном учебном год) 39% учащихся в заключительном квалификационном турнире выполнили нормативы 3 юношеского разряда спортивной единой российской классификации. Такой показатель для детей 8-10 лет считается достаточно высоким

7 Другим важнейшим показателем повышения умственной работоспособности учащихся является тот факт, что наивысшие показатели, и по успеваемости, и в тестах, определяющих интеллектуальные способности, учащиеся экспериментальных групп в подавляющем большинстве случаев имели в четвертой четверти учебного года, в то время, как в контрольных группах самые высокие показатели были достигнуты в третьей четверти.

Этот факт дает основание полагать, что у школьников, обучавшихся игре в шахматы

с применением компьютерных технологий, выработалась повышенная психологическая выносливость По всей видимости, в основе роста специфической выносливости лежит повышение резистентности организма к действию неблагоприятных факторов внешней и внутренней среды, выраженных в накапливающейся психической усталости школьников к концу учебного года.

 

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

дополнительной образовательной программы

«Компьютерные шахматы»

для учебно-тренировочной группы первого года обучения

Наименование темы

Количество часов

всего теория практика
Блок Азбука шахмат Правила поведения в компьютерном классе. История возникновения и развития шахмат. Шахматная доска. Шахматные фигуры. Как ходят шахматные фигуры.  Расстановка шахматных фигур в начальной позиции. Повторение пройденного материала. 7 7 1   1   1 1 1 1   1  
Букварь шахмат. Нумерация горизонталей и идентификация вертикалей шахматной доски Шахматная нотация Координаты шахматных нолей Цель игры шах, мат и пат Три стадии шахматной партии Примеры простейших классических партий. Повторение пройденного материала.   7   1     1 1 1 1 1   1  
Грамматика шахмат. Правила игры. Правила оценки позиции. Сравнение материала. Анализ позиции. Стратегия игры. План игры. Составление плана игры. Тактика игры Примеры классических партий. Тактические приемы вилка, ловушка, связка. Повторение пройденного материала.   11 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1   1 11  
Арифметика шахмат. Шахматные комбинации Отвлечение Завлечение Блокировка Нападение Выигрыш материала. Повторение пройденного материала   7 1 1 1 1 1 1 1    
ИТОГО 32 32  

Список Литературы

 

1.БоловА.В,Свинаренко В.Г,Угольникова О.А., Некоторые особенности социализации и самореализации обучающихся через занятия шахматами/ Современная педагогика. 2015. № 11 [Электронный ресурс]. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2015/11/5040

2.Кокшаева А. В.  Методика тренировки юных шахматистов на этапе начальной специализированной: Автореф. дис. на соискание ученой степени кан. пед наук,2009

3. Бологан В.А. Структура специальной подготовленности шахматистов высокой квалификации Автореф.дис. на соискание ученой степени кан. пед наук,1996

4. Кокшаева А. В. Педагогические методы формирования внимания юных шахматистов. Современное профессиональное образование: актуальные проблемы и перспективы развития: Мат. Всеросс.науч.-методич. конф. Ч. I. - Волгоград: ВГАФК, 2004. - С. 174-178.

5. Барташников A. A. Психологические особенности и формирование оперативной памяти у школьников и шахматистов: Автореф. дис. канд. псих, наук / A. A. Барташников. - М., 1988.

6.  Кокшаева, А.В. Концептуальные основы системы подготовки шахматистов

[Текст] / А.В. Кокшаева // Современное профессиональное образование

в сфере физической культуры и спорта: актуальные проблемы и пути

совершенствования: Труды Всеросс. науч.-практич. конф. - Волгоград:

ВГАФК, 2007.-С. 130-133.

7. Кокшаева, А.В. Становление и развитие методических принципов

подготовки юных шахматистов [Текст] / А.В. Кокшаева, М.А. Вершинин //

Модернизация системы профессионального образования на основе регулируемого

эволюционирования: Материалы VI Всеросс. науч.-практич. конф. В

9 ч. Ч. 5. - М. - Челябинск, 2007. - С. 236-241. (в соавторстве, авт. 50%).

8. Бронштейн Д. И. Самоучитель шахматной игры. – М., 1987. – 633 с.

9. Ботвинник М. М. Аналитические и критические работы. – М., 1987. – 528с.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: