Тема: Диагностика результатов трудовой деятельности дошкольников

План:

1.Специфика диагностики результатов трудовой деятельности дошкольников.

2.Критерии оценки результатов различных видов трудовой деятельности в разных возрастных группах (сформированности навыков самообслуживания, хозяйственно-бытового труда, труда по уходу за животными и растениями, ручного труда): умение принять цель труда, выделить предмет труда, предвидеть результат труда, спланировать трудовой процесс, отобрать необходимое оборудование, освоение трудовых навыков.

3.Способы диагностики результатов трудовой деятельности детей

 

1.Трудовая деятельность всегда предполагает целесообразную направленность усилий на достижение результата. В этом особенность труда, этим он отличается от игры, которая может быть завершена на любой стадии ее развития и не доведена до конца. Но от этого игра не теряет в глазах ребенка своей привлекательности. Результат в игре не всегда обязателен. Своеобразный результат возможен в некоторых дидактических, подвижных играх, в которых конец совпадает с выигрышем одних и проигрышем других. В творческих ролевых играх дети получают удовольствие от самого процесса развития замысла.

Труд же требует определенной затраты физических и умственных сил. Однако результат его часто зависит как от количества затраченных усилий, так и от уровня владения умениями и навыками.
В труде результат - обязательный компонент деятельности. Но его достижение нельзя рассматривать как главную задачу, ради которой эта деятельность организуется в детском саду. Достижение результата имеет значение, прежде всего, как педагогический фактор, который помогает воспитать у детей интерес к труду.

Результат выступает как мера затраты усилий, которая необходима для достижения цели. В процессе достижения результата проявляются индивидуальные качества личности ребенка: настойчивость, находчивость, изобретательность, способность действовать последовательно (или, наоборот, беспомощность, неспособность преодолеть малейшее затруднение).
Большое педагогическое значение в воспитании у детей интереса к труду имеет сравнение результатов их деятельности. Дети замечают хорошее качество работы и плохое. Наглядное сравнение заставляет их задуматься над причиной успеха: «он умеет, он научился, он старался», - приходят они к выводу.
Определенное воздействие на детей оказывает подведение результатов по окончании работы. «Посмотрите, дети, как мы чисто вымыли игрушки, работали все вместе, дружно, быстро все сделали»,— говорит воспитатель.
Способность правильно оценивать результат труда, сравнивать свои достижения с достижениями других развивается у детей в ходе накопления опыта сравнения и анализа результатов деятельности. Воспитательное их значение тем эффективнее, чем справедливее оценка детского труда педагогом, чем большую заинтересованность и требовательность к ней он проявляет.
Педагогическое вмешательство в отношения между детьми, активное воспитание общественных норм поведения, формирование мнения детского коллектива, постоянное внимание к достоинствам и недостаткам работы детей (их фиксация на глазах всего коллектива детей и их оценка воспитателем) - все это главнейшие условия формирования умения правильно оценивать результаты своей деятельности и деятельности товарищей.
Для детей младшего дошкольного возраста (3-4-й год жизни) значение результата труда выступает, прежде всего, в оценке, данной воспитателем, и эта оценка оказывает воздействие на отношение детей к труду: вызывает желание что-то сделать самим, присоединиться к тем детям, которые принимают участие в труде.

Результат своего труда ребенок видит уже по завершении трудового процесса, когда воспитатель предлагает сравнить полученный им результат с результатами труда других детей, владеющих аналогичными навыками. Это сравнение нередко вызывает у него желание переделать работу, выполнить ее лучше.
К 5-7 годам результат деятельности начинает интересовать детей с практической стороны: на своем огороде вырастили лук, редиску, салат, собрали урожай, приготовили салат и сами поели, и малышей угостили; сделали игрушки, чтобы использовать их в игре. Часть оставили для игры в своей группе, а часть подарили малышам.

Достижение результата в работе над простейшими игрушками не только вооружает детей умениями трудиться, но и дает им возможность принять участие в изготовлении практически нужных вещей.
Все это меняет отношение детей этого возраста к труду. Стремление ребенка получить определенный результат возрастет, когда перед ним ставится задача сделать что-то для других. Дети с большой радостью делают лопатки для расчистки снега себе и малышам. Этими лопатками на прогулке они очищают площадку для игр, строят из снега «гараж», «метро», «снежный дом».
Большое влияние на детей оказывают результаты труда взрослых. Наблюдая их, они размышляют о возможности собственными усилиями достичь такого же результата. Так повышаются интерес старших дошкольников к труду, требовательность к качеству выполняемой работы.

По мере формирования основных компонентов трудовой деятельности (постановка цели, планирование деятельности и достижение результата) меняется и отношение ребенка к труду. Теперь сам процесс труда доставляет детям радость. Их эмоциональные проявления свидетельствуют о том, что необходимо постоянное внимательное, заинтересованное отношение педагога к тому, что и как делают дети. Положительные эмоции определяют и их собственное отношение к деятельности, особенно в начальный период формирования трудолюбия. Важно, чтобы ребенок был уверен в успешном завершении дела. Такое настроение детей поддерживается педагогом, его готовностью оказать детям помощь. Иногда это выражается в одобрении, иногда это совет попытаться сделать иначе, иногда предложение привлечь к помощи кого-то из детей, а в других случаях просто практическая помощь ребенку в чем-то наиболее трудном, при этом ребенок должен чувствовать, что работу выполняет он сам и ему только временно пришли на помощь.
Воспитывая у детей интерес к труду, очень важно, помнить о том, что добиваться от детей результата высокого качества следует постепенно, сообразно силам и формирующимся у них навыкам. Тщательность выполнения простых трудовых процессов должна воспитываться с самого начала, при более сложных работах следует временно мириться с несовершенством качества результата труда (изготовление и ремонт игрушек, глажение, шитье). Не следует заставлять детей многократно переделывать работу.

Важно, чтобы ребенок осознавал свои достижения. Эти достижения следует отмечать, они заметны педагогу и в большей ловкости, и в быстроте движений ребенка в процессе работы, и в способности не отвлекаясь, без напоминаний довести дело до конца, и в более высоком качестве результата.
Достижения детей в труде должны быть справедливо оценены педагогом. Эта оценка всегда должна быть доброжелательной. Если ребенку не удается что-то сделать, важно поддержать в нем уверенность в том, что не удается лишь временно, если он постарается, у него все получится. Наряду с этим следует использовать разные ситуации, чтобы поупражнять ребенка, в том навыке, которым он плохо владеет.

 

2. Критерии оценки результатов различных видов трудовой деятельности в разных возрастных группах: сформированности навыков самообслуживания, хозяйственно-бытового труда, труда по уходу за животными и растениями, ручного труда (умение принять цель труда, выделить предмет труда, предвидеть результат труда, спланировать трудовой процесс, отобрать необходимое оборудование, освоение трудовых навыков).

 

3.Способы диагностики результатов трудовой деятельности детей

 

Вопросы для проведения диагностики уровня сформированнности

трудовых навыков и умений у дошкольников:

Навыки личной гигиены:

1. Умеют ли дети поддерживать установленный в группе порядок и чистоту (убирают ли на место игрушки, книги, аккуратно ли содержат свои личные вещи в шкафах для одежды)?

2. Умеют ли дети пользоваться столовыми приборами, есть аккуратно, соблюдать правильную осанку за столом?

3. Моют ли дети руки без напоминания взрослых? Сформирована ли у детей привычка, полоскать рот после еды, ежедневно чистить зубы? Умеют ли дети пользоваться носовым платком? Умеют ли дети самостоятельно приводить в порядок волосы?

4. Умеют ли дети самостоятельно и правильно одеваться и раздеваться, сколько времени на это уходит (в целом по группе и у отдельных ребят)? Замечают ли дети непорядок в своем костюме? Умеют ли его устранять (пришить пуговицу, почистить пальто, обувь, постирать носки, фартук и пр. - старший возраст)?

Навыки культурного поведения с взрослыми

Умеют ли дети обращаться к взрослым, уступают ли место, приносят стул, отворяют дверь, поднимают уроненную вещь, благодарят за оказанную помощь, стремятся помогать?

Уровень самостоятельности в труде

1. Замечают ли самостоятельно непорядок в окружающей обстановке?

2. Умеют ли распределять обязанности в процессе деятельности, старательно добиваться общего результата (старший возраст)?

3. Каков уровень трудовых умений и навыков?

Навыки общения со сверстниками

1. Знают ли элементарные нормы взаимоотношений друг с другом?

2. Умеют ли договориться при распределении трудовых действий? Проявляют ли дружелюбие, общительность, стремление к совместной деятельности?

3. Умеют ли уважительно относиться к труду сверстников не мешать деятельности товарища?

4. Умеют ли самостоятельно разрешать возникшие между детьми споры, и если да, то какими средствами этого добиваются? Из-за чего между детьми возникают конфликты?

5. Какова форма взаимоотношений детей друг с другом в процессе совместной деятельности (как обращаются они друг к другу с просьбой, благодарят ли друг друга за оказанную услугу, как отзываются на просьбу товарища о помощи и т.д.), что объединяет детей в группировки (интерес к деятельности, личные симпатии)?

Вопросы для беседы с детьми по выявлению у них сформированности трудовых умений, навыков и знаний

Младшая группа

Ознакомление с трудом взрослых

1. Кто моет пол, вытирает пыль?

2. Кто моет посуду и ставит ее в шкаф?

3. Кто убирает снег на участке?

4. Зачем дворник убирает снег, подметает участок?

5. Кто сшил красивую одежду для кукол?

6. Почему нельзя ничего бросать на пол?

7. Покажи, куда нужно складывать (убирать) мусор?

 

Самообслуживание

1. Покажи, как ты умеешь мыть руки (есть вилкой, вытирать рот салфеткой).

2. Расскажи и покажи, как нужно надевать колготки (рубашку), застегивать пуговицы, причесываться.

3. Почему нельзя разбрасывать свои вещи?

4. Что нужно сказать, когда тебе помогают?

5. Кто из вас часто помогает друг другу? Как помогает?

 

Хозяйственно-бытовой труд

1.Покажи, как ты умеешь разложить ложки (вытирать столы тряпочкой).

2.Для чего ты сейчас протираешь стол?

3.Как ты помогаешь няне?

 

Труд в природе

1.Покажи, как нужно поливать растение (протирать листья у фикуса).

2.Для чего это нужно делать?

3.Как называется это растение?

4.Как называется рыбка в вашем аквариуме?

5.Почему рыбку надо кормить?

 

Средняя группа

Ознакомление с трудом взрослых

1. Для чего шофер возит грузы (повар готовит пищу, портниха шьет одежду, врач лечит людей)?

2. Почему они стараются хорошо работать, трудятся быстро, ловко, аккуратно?

3. Расскажи, чем занимается повар? Какие блюда он готовит?

4. Как трудится твоя мама (папа, бабушка, дедушка) дома?

5. Чем занимается твоя мама (папа) на работе?

6. Расскажи, как ты помогаешь маме дома?

7. Кто из вас особенно часто помогает няне, воспитателю?

8. Какие предметы нужны для того; чтобы сделать уборку в помещении (на участке, чтобы приготовить обед)?

9. Умеешь ли ты играть в игры: «Что нужно для работы?», «Кому пригодится этот предмет?», «Какая это профессия?»

 

Самообслуживание

1.Расскажи, как нужно сидеть за столом во время еды пользоваться столовыми приборами.

2.Помогаешь ли ты товарищу застегнуть пальто, завязать шарф, платок, зачем?

3.Почему нужно убирать на место свои вещи? Покажи, как надо складывать вещи в шкаф.

 

Хозяйственно-бытовой труд

1.Покажи, где у вас хранятся тряпочки, тазы, ведра.

2.Покажи, как надо протирать стулья, полки, для чего нужно это делать?

3.Как ты любишь трудиться — один или вместе с товарищами?

4.Почему лучше вместе убирать игрушки, чем одному?

5.Расскажите, как вы убираете групповую комнату (моете игрушки, стираете кукольную одежду).

6.Расскажи, как ты умеешь накрывать стол к обеду.

7.Для чего нужно дежурить?

 

Труд в природе

1. Как называются рыбки в вашем аквариуме?

2. Какие комнатные растения вы знаете?

3. Как нужно ухаживать за ними?

4. Почему нужно ухаживать за растениями и животными?

5. Кто из ваших товарищей особенно любит птиц, животных и почему вы так считаете?

6. С кем ты любишь трудиться и почему?

 

Старшая группа

Ознакомление с трудом взрослых

1. Какие профессии вы знаете?

2. Где работают родители (их профессия, чем они занимаются на работе)?

3. Для чего все люди трудятся?

4. Кто работает ночью?

5. Кем ты хочешь стать, когда вырастешь и почему?

6. Какие пословицы о труде вы знаете?

7. Какие вы знаете книги, в которых рассказывается о труде людей?

8. Для чего человеку нужны машины и инструменты?

9. Расскажите, как вы помогаете взрослым в детском саду и дома?

10. Умеете ли вы играть в игры: «Угадай профессию», «Кем я буду», «Кто огромный труд вложил, чтоб костюм тебе служил?» и др. Как в них играют?

Самообслуживание

1.Расскажи и покажи, как нужно ухаживать за одеждой и обувью.

2.Для чего чистят зубы, полощут рот? Расскажи, как нужно это делать.

3.Почему надо быстро и правильно одеваться?

4.Расскажите, как вы убираете одежду в шкаф.

5.Кто следит за чистотой твоей одежды?

6.Расскажи о правилах поведения за столом и правилах пользования столовыми приборами.

7.Что значит культурно себя вести?

 

Хозяйственно-бытовой труд

1. Где у вас находится инвентарь и оборудование для хозяйственно-бытового труда?

2. Кто отвечает за порядок в шкафу, где находится оборудование и инвентарь?

3. Как вы им пользуетесь?

4. Расскажите, как вы организуете стирку.

5. Какой труд тебе больше всего нравится и почему?

6. У кого дома есть постоянные обязанности, и какие?

7. Кто у вас в группе самый трудолюбивый? Почему вы так думаете?

8. С кем ты любишь трудиться и почему?

9. Как вы помогаете малышам?

10.Часто ли вы трудитесь вместе? Любите ли вы такой труд и почему?

11.Кто у вас обычно бывает бригадиром и почему?

12.Что значит уважать труд взрослых?

13.Как вы помогаете взрослым в детском саду и дома?

14.Какие виды дежурств у вас организуются?

15.В чем заключаются обязанности дежурных по столовой (занятиям, в уголке природы)?

16.Какое значение имеет труд дежурных?

17.Какие поговорки и пословицы о труде вы знаете?

 

Труд в природе

1.Какие вы знаете комнатные растения (цветы, кусты, деревья на участке)?

2.Как называются рыбки в вашем аквариуме?

3.Какие птицы живут в вашей группе?

4.Для чего нужно ухаживать за живыми существами и растениями?

5. Как вы ухаживаете за хомячком (птицами, рыбками и пр.)?

6. Кто из детей вашей группы особенно любит трудиться в природе?

7. Почему ты любишь трудиться?

8. Расскажите, как вы трудитесь на огороде (в цветнике, саду). Как вы ухаживаете за деревьями и кустарниками? Какой инвентарь при этом используете? Где он у вас хранится?

 

Ручной труд

1. Кто у вас подклеивает книжки, коробки, чинит атрибуты к играм?

2. Кто отвечает за хранение материала и порядок в уголке ручного труда?

3.Кто собирает разнообразный материал для поделок?

Подготовительная к школе группа

Ознакомление с трудом взрослых

1. Какие профессии вы знаете?

2. Какое значение имеет профессия учителя (артиста, милиционера и др.)?

3. Какое значение имеет труд в жизни людей?

4. Расскажите о профессии своих родителей.

5. Ходили ли вы на экскурсии в библиотеку (булочную, в ателье или на другие предприятия и учреждения)?

6 Что вы знаете о работе на селе?

7. Какие профессии в сельскохозяйственном труде вы знаете (полеводы, механизаторы, садоводы, пчеловоды и др.)?

8. Какие стихи и пословицы о хлебе вы знаете?

9. Какие книги о людях труда вы знаете? Какие смотрели диафильмы, мультфильмы, кинофильмы? Кто вам понравился в них? Почему?

10.Кем ты хочешь стать, когда вырастешь и почему? Расскажи об этой профессии.

11.Люди каких профессий работают под открытым небом в стужу, непогоду, ночью и в других трудных для человека условиях?

 

Самообслуживание

1.Почему необходимо заботиться о чистоте своего тела, зубов, быть всегда причесанным и аккуратным?

2.Почему необходимо бережно относиться к своим личным вещам (вещам товарищей), мебели, пособиям, игрушкам?

3.Как вы помогаете малышам?

4.Покажи и объясни, почему ты так хранишь свои вещи в шкафу?

5.Кто заботится, следит за чистотой твоей одежды, пришивает к твоей одежде пуговицы и петельки, когда они обрываются? Сколько раз в неделю тебе приходится менять рубашку или платье из-за того, что оно запачкалось?

6. Что значит культура поведения?

Хозяйственно-бытовой труд

1.Каким трудом вы любите заниматься?

2.Кто между вами распределяет обязанности перед тем, как вы начинаете трудиться?

3.Кто следит за порядком в хозяйственном шкафу?

4.Кого чаще всего выбирают бригадиром и почему?

5.Кто из ваших товарищей умеет быстро, ловко, аккуратно и добросовестно выполнять любое задание? Кто самый трудолюбивый в вашей группе?

6.Почему нужно беречь вещи, книги, предметы, которые являются общей собственностью?

7.С кем ты любишь трудиться и почему?

8.Шефствуете ли вы над малышами, в чем проявляется эта забота?

9. Помогаете ли вы в работе взрослым в детском саду, дома и как?

10.Какая тебе нравится больше работа и почему?

11.У кого дома есть постоянные обязанности и какие?

12.Почему нужно выполнять не только интересную работу, но и такую, которая не всегда приятна, но необходима?

13.Кто из твоих товарищей умеет придумывать, как быстрее и лучше выполнить дело?

14.Какие электроприборы, облегчающие труд людей в быту, вы знаете? Какими умеете пользоваться?

15.Какие виды дежурств у вас организуются?

16.В чем заключаются обязанности дежурных по столовой, занятиям, по уголку природы?

17.Какое значение имеет труд дежурных?

18.Кто сегодня дежурный по природе? Что ты сегодня успел сделать по уходу за растениями и животными? Что еще будешь делать и как?

19.Какие пословицы и поговорки о труде вы знаете?

20.Любите ли вы коллективный труд, как часто организуете его? Каким трудом занимаетесь?

21.Что такое субботники? Принимали ли вы в них участие и что делали? Что тебе особенно понравилось во время работы и запомнилось?

 

Труд в природе

1. Какие растения вы знаете?

2. Какие бывают виды декоративных рыбок?

3. Какие птицы и животные живут в вашем детском саду (дома)?

4. Кто ухаживает за растениями и животными в детском саду (дома)?

5. Кто из ваших товарищей особенно любит труд в природе?

6. Расскажите о значении ухода за растениями и животными.

7. Расскажите, как вы трудитесь на участке по уходу за деревьями и кустарниками. Как работаете на огороде, цветнике, в саду? Какой инвентарь и оборудование у вас есть для этой работы?

 

Ручной труд

1. Кто занимается ремонтом книг (коробок, атрибутов)?

2. Кто собирает, подготавливает материал к работе?

3. Расскажите, какой материал и оборудование у вас есть. Как оно хранится? Кто отвечает за порядок в уголке ручного труда?

4. Что вы собираетесь сделать в ближайшее время? Как будете делать?

Анкета для проведения наблюдения за трудом детей

Дошкольное учреждение

Возрастная группа

Дата наблюдения

Время проведения деятельности

Оборудование (вид, количество, перечислить)

Соответствие оборудования педагогическим и гигиеническим требованиям.

Целесообразность хранения и размещения (определено ли место хранения оборудования)

Вид труда и наблюдаемый трудовой процесс.

Соответствие содержания деятельности (состоянию погодных условий, времени года, если труд организован на воздухе.

Формы организации труда детей:

- поручения (индивидуальные, групповые);

- коллективный труд (общий, совместный).

Уровень сформированности трудовых навыков:

- в подготовке к труду (умение подобрать все необходимое для работы, рационально расположить, умение распределить обязанности);

- в процессе труда:

а) трудовые действия, их последовательность, рациональные способы работы, точность, координированность, темп;

б) отношение детей к выполняемой работе (внимание, интерес, аккуратность в общении с инструментами, оборудованием)

в) взаимоотношения между детьми в процессе совместной деятельности - окончание трудового процесса:

а) умение детей убрать рабочее место;

б) проявляют ли дети бережное отношение к оборудованию;

в) результат

г) оценка работы детей;

г) длительность

- уровень сформированности навыков планирования трудовой деятельности детей (старший дошкольный возраст)

- влияние воспитателя на деятельность детей, его методические приемы.













Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: