Io son ferito hai lasso» (Палестрина)

«Увы, я ранен». Пятиголосный мадригал Палестрины впервые опубликован в антологии разных авторов «Il Terzo Libro delle Muse a cinque voci...» (Venetia, Antonio Gardano, 1561). На тот же текст сочинены также мадригалы Дж.Д. да Нолы (1564),      Ж. де Кастро (1569 & 1570 – трех- и четырехголосная пьесы), И. Сабино (1581),        Дж. Пиччони (1582), П. Филипса (1596), С. Пальмьери (1607).

Этот мадригал Палестрины был немногим менее популярен, чем его же «Vestiva i colli». Помимо интабуляций, об этом свидетельствуют пародии (канцонетта              Х.Л. Хасслера «Io son ferito d’amore», обработанная для лютни в Fuhrmann 1615), духовная контрафактура («Ave verum corpus» — представлена в диминуированном виде [сопрано] в [I.2] Bovicelli 1594); на его тему сочинены клавирные ричеркары Эрбаха (совместно с темой «Vestiva i colli»), Хасслера и фантазия Шайдта (№ 1 в «Tabulatura nova», 1624).



Инструментальные обработки

Интабуляция для органа/клавира и партитура

Ms. Toruń XIV 13a (1594 – ок.1604), f. 84v

«Ms. Bourdeney» (Paris Rés.Vma.Ms.851, ок. 1580-1600). Партитура

Интабуляции для лютни

V. Galilei. Fronimo dialogo (1568), p. 146, & (1584), p. 121

J.-B. Bésard. Thesaurus harmonicus (1603), f. 42v

Ms. Roma 1608 (ок.1590-1615), f. 23v

Интабуляция для цистры

P. Virchi. Il primo libro di tabolatura di citthara (1574), p. 16

Диминуции для голоса. мелодических инструментов и виолы бастарды

G. Bassano. Motetti, madrigali et canzoni francese... diminuiti (1591), p. 38 (диминуция сопрано)

G.B. Bovicelli. Regole, passaggi di musica, madrigali, e motetti passeggiati (1594), p. 38 (диминуция сопрано); р. 42 (то же, с духовным текстом «Ave verum corpus», диминуция сопрано)

Ms. Bologna (1621-22), f. 16v (виола бастарда)

Ms. Wrocław 111 (1627), концерт А. Яжембского № 11 («Venite exultemus»): сопрано (инстр.), бастарда и континуо

–––––––––––––––––––––––––––––––

7. «Un[g] gay bergier» (Тома Крекийон)

«Один веселый пастушок». Первое известное издание четырехголосной шансон Крекийона восходит к 1543г. (Antwerpen, T. Susato, RISM 154316). Переиздавалась в разных собраниях вплоть до 1644г. (Antwerpen, P. Phalèse). Чрезвычайно популярна в инструментальных обработках вплоть до начала XVII в.



Инструментальные обработки

Интабуляции для клавишных инструментов (или арфы) и партитура

L. Venegas de Henestrosa (ed.). Libro de cifra nueva (1557), f. 69

B. Schmid. Zwey Bücher. Einer Neuen Kunstlichen Tabulatur... (1577), Buch 2, f. S4

A. de Cabezón. Obras de musica (1578), f. 80

[ M. Facoli. Il Primo Libro d’Intavolatura d’arpicordo ([1586]), f. 16v. Источник утерян: ркп. копия в London,Royal College of Music, Ms.2088. Сопрано и basso siguente]

S. Bertoldo. Canzoni francese intavolate... (1591), p. 3

A. Gabrieli. Canzoni alla francese... libro sesto et ultimo (1605)

F. Correa de Arauxo. Libro de tientos... intitulado facultad organica (1626), f. 196

Ms. Berlin 40034 (1585), f. 25

Ms. Napoli 48 (ок.1600)

Ms. Basel F.IX.50 (1639), f. 13

Ms. Basel F.IX.49 (1640), f. 11

A. Gardano (ed.) Musica de diversi autori... (1577), f. 12v. Партитура


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: