Цель: Определение сформированности мотивов к продуктивной деятельности.
Описание: В совместной работе со взрослым детям предлагается построить по желанию что-либо из конструктора: домик, гараж, поезд, вокзал и т.п. Педагог, внимательно наблюдая за детьми, оценивает их деятельность по указанным ниже показателям выраженности мотивации.
Обработка результатов:
Выраженность трех показателей мотивации (эмоциональная вовлеченность ребенка в деятельность; целенаправленность деятельности, ее завершенность; степень инициативности ребенка) оценивается по четырехбалльной шкале (от максимальной выраженности качества – 3 балла – до 0 баллов – полного его отсутствия).
Уровни оценивания. Суммируя баллы по этим трем показателям, получаются выводы об уровне развития мотивации к деятельности:
11-12 баллов – очень высокий уровень развития; 8-10 баллов – высокий уровень; 5-7 баллов – средний уровень; 2-4 баллов – низкий уровень; 0-1 балл – очень низкий уровень.
«Методика определения мотивов учения» М.Р. Гринзбург
Цель: Определение сформированности мотивов учения.
Описание: Сейчас я прочитаю тебе рассказ. Мальчики (если эксперимент проводится с девочкой, то в рассказе фигурируют девочки) разговаривали про школу.
Первый мальчик сказал: Я хожу в школу потому, что меня мама заставляет. А если бы мама не заставляла, я бы в школу не ходил. (На столе перед ребёнком выкладывается карточка со схематическим рисунком, который характеризует внешний мотив).
Второй мальчик сказал: Я хожу в школу потому, что мне нравится учиться, нравится делать уроки. Даже если бы школы не было, я бы всё равно учился. (Выкладывается карточка, характеризующим учебный мотив).
Третий мальчик сказал: Я хожу в школу потому, что там весело и много ребят, с которыми можно играть. (игровой мотив).
Четвёртый мальчик сказал: Я хожу в школу потому, что хочу быть большим. Когда я в школе, я чувствую себя взрослым, а до школы я был маленьким. (позиционный мотив).
Пятый мальчик сказал: Я хожу в школу потому, что нужно учиться. Без ученья никакого дела не сделаешь, а выучишься - можешь стать кем захочешь. (социальный мотив).
Шестой мальчик сказал: Я хожу в школу потому, что получаю там пятёрки. (мотив получения отметки). После прочтения экспериментатор задаёт ребёнку вопросы.
1) Кто, по-твоему, из них прав? Почему? 2) С кем из них ты хотел бы вместе учиться? Почему? 3) С кем из них ты хотел бы подружиться? Почему? Ребёнок осуществляет последовательно три выбора, соответствующих вопросам.
Обработка результатов:
Экспериментатор фиксирует выборы, они рассматриваются как актуальная приоритетная учебная мотивация ребёнка, особое внимание уделяется первым двум выборам и соотношению их содержания.
Уровни оценивания: высокий уровень - мотив 2 в обоих существенных выборах;средний уровень - мотив 2 в одном из существенных выборов,мотивы 4, 5, 6 - в другом существенном выборе;низкий уровень - мотив 2 отсутствует в существенных выборах илиесть в одном из них, но в другом существенном выборе или в двух из них присутствуют мотивы 1, 3.
РАЗВИВАЮЩИЙ БЛОК
В соответствии с темой программы диагностики и развития основных сфер психологической готовности дошкольника к школе и основных целей и задач программы нами разработан план мероприятий по развитию познавательной, эмоционально-волевой, мотивационной и социально-психологической сфер готовности к школе.
Срок реализации программы: 3 недели
Количество и формы занятий (дней): 7 тренинговых занятий с элементами игры 2 раза в неделю
Форма работы: групповая
Количество участников: 15 человек
Действия по завершении программы: повторный диагностический срез для выявления результата проведенных мероприятий и планирования дальнейших действий.
Форма составления тематического плана коррекционно-развивающей программы.
№ п/п | Тема занятия | Цель | Кол−во часов |
1 | Развитие памяти | Развитие двигательной, тренировка зрительной памяти. Развитие произвольности памяти. | 45−60мин |
2 | Развитие мышления | Развитие наглядно-образного и наглядно-действенного мышления. | 45−60мин |
3 | Развитие внимания | Развитие произвольности внимания, увеличение его объема и концентрации. | 45−60мин |
4 | Развитие речи | Развитие письменной речи, научение детей находить заданный звук в слове на этапе громкого проговаривания слова самим ребёнком, обучение детей находить заданный звук в слове на этапе громкого проговаривания слова самим ребёнком. | 45−60мин |
5 | Развитие эмоционально− волевой сфера | Развитие умения отслеживать свои чувства, управлять своими эмоциями. | 45−60мин |
6 | Развитие межличностных отношений | Развитие умения работать в одной группе, подчиняться ее интересам. Улучшение сплоченности в детском коллективе. | 45−60мин |
7 | Развитие мотивационной сферы | Развитие учебной мотивации, внутренней позиции школьника. Развитие познавательных мотивов | 45−60мин |
РАЗВЕРНУТОЕ СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЙ
МЕТОДЫ РАЗВИТИЯ РЕЧИ
Методика «Испорченный телефон» Алексеева М.М., Яшина В.И.
Цель: развивать у детей слуховое внимание, развития фонетико-фонематической стороны речи.
Описание: Передавать слово надо так, чтобы рядом сидящие дети не слышали. Кто неправильно передал слово, т.е. испортил телефон, пересаживается на последний стул. Игровое действие: шепотом передавать слово на ухо рядом сидящему игроку.
Ход игры. Дети выбирают ведущего при помощи считалочки. Все садятся на стулья, поставленные в ряд. Ведущий тихо (на ухо) говорит какое-либо слово рядом сидящему, тот передает его следующему и т.д. Слово должно дойти до последнего ребёнка. Ведущий спрашивает у последнего: «Какое ты услышал слово?» Если тот скажет слово, предложенное ведущим, значит, телефон исправен. Если же слово не то, водящий спрашивает всех по очереди (начиная с последнего) какое они услышали слово. Так узнают, кто напутал, «испортил телефон». Провинившийся занимает место последнего в ряду.