К продуктивной деятельности у дошкольников» Ильин Е.П

Цель: Определение сформированности мотивов к продуктивной деятельности.

Описание: В совместной работе со взрослым детям предлагается построить по желанию что-либо из конструктора: домик, гараж, поезд, вокзал и т.п. Педагог, внимательно наблюдая за детьми, оценивает их деятельность по указанным ниже показателям выраженности мотивации.

Обработка результатов:

Выраженность трех показателей мотивации (эмоциональная вовлеченность ребенка в деятельность; целенаправленность деятельности, ее завершенность; степень инициативности ребенка) оценивается по четырехбалльной шкале (от максимальной выраженности качества – 3 балла – до 0 баллов – полного его отсутствия).

Уровни оценивания. Суммируя баллы по этим трем показателям, получаются выводы об уровне развития мотивации к деятельности:

11-12 баллов – очень высокий уровень развития; 8-10 баллов – высокий уровень; 5-7 баллов – средний уровень; 2-4 баллов – низкий уровень; 0-1 балл – очень низкий уровень.

 «Методика определения мотивов учения» М.Р. Гринзбург

Цель: Определение сформированности мотивов учения.

Описание: Сейчас я прочитаю тебе рассказ. Мальчики (если эксперимент проводится с девочкой, то в рассказе фигурируют девочки) разговаривали про школу.

Первый мальчик сказал: Я хожу в школу потому, что меня мама заставляет. А если бы мама не заставляла, я бы в школу не ходил. (На столе перед ребёнком выкладывается карточка со схематическим рисунком, который характеризует внешний мотив).

Второй мальчик сказал: Я хожу в школу потому, что мне нравится учиться, нравится делать уроки. Даже если бы школы не было, я бы всё равно учился. (Выкладывается карточка, характеризующим учебный мотив).

Третий мальчик сказал: Я хожу в школу потому, что там весело и много ребят, с которыми можно играть. (игровой мотив).

Четвёртый мальчик сказал: Я хожу в школу потому, что хочу быть большим. Когда я в школе, я чувствую себя взрослым, а до школы я был маленьким. (позиционный мотив).

Пятый мальчик сказал: Я хожу в школу потому, что нужно учиться. Без ученья никакого дела не сделаешь, а выучишься - можешь стать кем захочешь. (социальный мотив).

Шестой мальчик сказал: Я хожу в школу потому, что получаю там пятёрки. (мотив получения отметки). После прочтения экспериментатор задаёт ребёнку вопросы.

1) Кто, по-твоему, из них прав? Почему? 2) С кем из них ты хотел бы вместе учиться? Почему? 3) С кем из них ты хотел бы подружиться? Почему? Ребёнок осуществляет последовательно три выбора, соответствующих вопросам.

Обработка результатов:

Экспериментатор фиксирует выборы, они рассматриваются как актуальная приоритетная учебная мотивация ребёнка, особое внимание уделяется первым двум выборам и соотношению их содержания.

Уровни оценивания: высокий уровень - мотив 2 в обоих существенных выборах;средний уровень - мотив 2 в одном из существенных выборов,мотивы 4, 5, 6 - в другом существенном выборе;низкий уровень - мотив 2 отсутствует в существенных выборах илиесть в одном из них, но в другом существенном выборе или в двух из них присутствуют мотивы 1, 3.

РАЗВИВАЮЩИЙ БЛОК

В соответствии с темой программы диагностики и развития основных сфер психологической готовности дошкольника к школе и основных целей и задач программы нами разработан план мероприятий по развитию познавательной, эмоционально-волевой, мотивационной и социально-психологической сфер готовности к школе.

Срок реализации программы: 3 недели

Количество и формы занятий (дней): 7 тренинговых занятий с элементами игры 2 раза в неделю

Форма работы: групповая

Количество участников: 15 человек

Действия по завершении программы: повторный диагностический срез для выявления результата проведенных мероприятий и планирования дальнейших действий.

Форма составления тематического плана коррекционно-развивающей программы.

№ п/п Тема занятия Цель Кол−во часов
1 Развитие памяти Развитие двигательной, тренировка зрительной памяти. Развитие произвольности памяти.   45−60мин
2 Развитие мышления Развитие наглядно-образного и наглядно-действенного мышления. 45−60мин
3 Развитие внимания Развитие произвольности внимания, увеличение его объема и концентрации. 45−60мин
4 Развитие речи Развитие письменной речи, научение детей находить заданный звук в слове на этапе громкого проговаривания слова самим ребёнком, обучение детей находить заданный звук в слове на этапе громкого проговаривания слова самим ребёнком. 45−60мин
5 Развитие эмоционально− волевой сфера Развитие умения отслеживать свои чувства, управлять своими эмоциями. 45−60мин
6 Развитие межличностных отношений Развитие умения работать в одной группе, подчиняться ее интересам. Улучшение сплоченности в детском коллективе. 45−60мин
7 Развитие мотивационной сферы Развитие учебной мотивации, внутренней позиции школьника. Развитие познавательных мотивов 45−60мин

РАЗВЕРНУТОЕ СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЙ

МЕТОДЫ РАЗВИТИЯ РЕЧИ

Методика «Испорченный телефон» Алексеева М.М., Яшина В.И.

Цель: развивать у детей слуховое внимание, развития фонетико-фонематической стороны речи.

Описание: Передавать слово надо так, чтобы рядом сидящие дети не слышали. Кто неправильно передал слово, т.е. испортил телефон, пересаживается на последний стул. Игровое действие: шепотом передавать слово на ухо рядом сидящему игроку.

Ход игры. Дети выбирают ведущего при помощи считалочки. Все садятся на стулья, поставленные в ряд. Ведущий тихо (на ухо) говорит какое-либо слово рядом сидящему, тот передает его следующему и т.д. Слово должно дойти до последнего ребёнка. Ведущий спрашивает у последнего: «Какое ты услышал слово?» Если тот скажет слово, предложенное ведущим, значит, телефон исправен. Если же слово не то, водящий спрашивает всех по очереди (начиная с последнего) какое они услышали слово. Так узнают, кто напутал, «испортил телефон». Провинившийся занимает место последнего в ряду.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: