1.Алексеева М.М., Яшина В.И. Речевое развитие дошкольников. – М.: Мозаика-синтез, 2000
2.Ахутина Т.В. Нейролингвистика нормы // I Международная конференция памяти А.Р. Лурия. Сборник докладов под ред. Е.Д. Хомской, Т.В. Ахутиной. – М.: "Российское психологическое общество", 1998
3.Выготский Л.С. Психология. – М.: ЭКСМО, 2002
4.Выготский Л.С., Лурия А.Р. Этюды по истории поведения. - М., 1993
5. Голубева Э.А. Индивидуальные способности памяти человека. - М.: 1980
6. Гельфан Е.М., Рябинин Б.С. Игры и упражнения для больших и маленьких. - М.: 1969
7. Житникова Л.М. Учите детей запоминать. - М.: 1985
8.Запорожец А.В. Психология. - М.: Просвещение, 1978
9.Колесникова Е.В. Готов ли Ваш ребенок к школе? Тесты.- Изд. 4-е перераб./Е.В.Колесникова-М.:Издательство «Ювента», 2016-32с.- с ил.
10.Корнев А.Н. Стандартизованная методика исследования навыка чтения. Фрагмент пособия "Нарушения чтения и письма у детей". – СПб.: Речь, 2003
11.Короткова О.Н., Короткова Г.Н. Развитие речи у детей в детском саду. – Ярославль: Академия развития, 2008 – С 192
|
|
12.Крутецкий В.А. Психология. - М.: Просвещение, 1980
13. Чистякова М.И. Психогимнастика. - М.: 1990
14. Шабанов А.Д., Бородкин Ю.С. Нарушения памяти и их коррекция. − Л.: 1989
15.Эльконин Д.Б. Избранные произведения. – М.: Просвещение, 2000
16. http://psixologiya.org/
Приложение № 1
РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ КОГО?????
«Как подготовить ребенка к школе» может быть так назвать???
Познавательная готовность ребенка к школе
ВНИМАНИЕ
В каждое занятие включайте упражнения, игры на развитие внимания, широко представленные в литературе для педагогов и родителей. Включайте в занятия задания, требующие довольно длительного сосредоточения: нарисовать город, построить сложный мост, прослушать и пересказать сказку и т.п.
Почаще предлагайте детям следующие задания: в газете, в старой книге на одной из страниц зачеркивать карандашом все буквы «а», стараясь не пропускать их (задание постепенно можно усложнить, попросив ребенка обвести в кружок все буквы «к», подчеркнуть все буквы «о»).
Используйте дидактические игры с четко выраженными правилами.
Тренируйте детей в пересказе рассказов, сказок по схематическому плану, составленному вами.
Предлагайте детям: повторять слова, числа, предложения, сказанные вами; неоконченные фразы, которые нужно закончить.
Учите сравнивать, анализировать образец и результаты своей или чужой работы, находить и исправлять ошибки.
Быстрое переключение внимания можно формировать с помощью двигательных упражнений. Ребенок должен начинать, выполнять и заканчивать свои действия по команде взрослого, быстро переходя от одного вида движений к другому: прыгать, останавливаться, шагать и т.п.
|
|
Периодическое переключение с одного вида работы на другой, активная познавательная деятельность, формирование операций контроля и самоконтроля будет способствовать организации внимания у детей.
В старшем дошкольном возрасте происходит переход от непроизвольного к произвольному вниманию; развиваются основные свойства внимания: устойчивость, распределение, переключение.
ПАМЯТЬ
В младшем дошкольном возрасте память носит непроизвольный характер. С 4-летнего возраста у детей начинает развиваться произвольная память. До 5 лет преобладает образная память, у детей старшего дошкольного возраста начинает развиваться вербальная память.
При объяснении детям нового материала и при повторении уже знакомого сочетайте словесное объяснение с показом натуры или с изображением тех предметов или явлений, о которых идет речь, используйте рисунки, таблицы, схемы (особенно для детей с хорошей зрительной памятью).
К детям с недостаточно развитой слуховой памятью необходим индивидуальный подход: опора не только на слух, но и на другие органы чувств (зрение, обоняние, осязание).
Для улучшения процесса памяти воспитывайте у детей приемы осмысленного запоминания. Учите детей:
· анализировать, выделять в предметах определенные связи, признаки, сравнивать предметы и явления между собой, находить в них сходства и различия;
· осуществлять обобщения, объединять различные предметы по каким-то общим признакам;
· классифицировать предметы и явления на основе обобщения;
· устанавливать смысловые связи между окружающими предметами.
Используйте игры и упражнения для развития памяти при организации досуга.
ВООБРАЖЕНИЕ
Воображение является новообразованием дошкольного возраста. В раннем детстве оно носит пассивный характер - ребенок идет от действия к мысли. На 4-м году жизни развивается способность идти от мысли к действию, воображение становится целенаправленным. В среднем и старшем дошкольном возрасте (4-6 лет) развитие воображения проходит свой второй этап, для которого характерно ступенчатое планирование. На третьем этапе (6-7 лет) детям доступно целостное планирование.
МЫШЛЕНИЕ. РЕЧЬ.
Мыслительный процесс состоит из ряда операций, Наиболее распространенные из них – анализ, синтез, аналогия, сравнение, обобщение, классификация. Чаще всего многие из них не осознаются. Поэтому для того, чтобы ребенок, активно владел умственными операциями, их надо выделить, довести до уровня осознания и специально им обучить.
1. Играя со своим ребенком используйте задания на:
· сравнение пары предметов или явлений – нахождение сходства и различия между ними;
· классификацию, обобщение различных предметов по общим признакам;
· нахождение «лишнего» слова или изображения, не связанного общим признаком с остальными;
· складывание целого из частей (разрезные картинки);
· последовательное раскладывание картинок и составление рассказа по ним;
· осознание закономерностей (рассмотреть орнамент, узор, продолжить его);
· задания на сообразительность, логические рассуждения и т.д.
2. Занятия по рисованию, лепке, изготовлению различных поделок должны не только включать копирование образца и отработку отдельных графических навыков, но и развивать умение планомерно исследовать предметы, фантазировать, воображать.
3. Расширять кругозор детей, их основные представления о природных, социальных явлениях, накапливание у детей знания и впечатления, обсуждая с ними прочитанные книги, анализируя поведение людей.
4. В целях развития речи:
· после чтения вслух сказок, рассказов просите детей пересказать услышанное, ответить на вопросы, задать свои;
|
|
· развивать у детей умение строить рассказ по картинке, заданному плану, заданной теме;
· упражнять детей в построении выводов, рассуждений, умозаключений;
· учите детей доказывать свое мнение, выражать его.
МЕЛКАЯ МОТОРИКА
Развитие мелкой моторики находится в тесной связи с развитием речи и мышлением ребенка. Поэтому желательно ежедневно делать какие-либо упражнения:
· катать по очереди каждым пальцем камешки, мелкие бусины, шарики;
· разминать пальцами пластилин;
· запускать пальцами мелкие волчки;
· сжимать и разжимать кулачки, при этом можно представлять, как будто кулачок – бутончик цветка (утром он проснулся и раскрылся, а вечером заснул – закрылся, спрятался);
· делать мягкие кулачки, которые можно легко разжать и в которые взрослый может просунуть свои пальцы, и крепкие, которые не разожмешь;
· двумя пальцами (указательным и средним) «ходить» по столу, сначала медленно, как будто кто-то крадется, а потом быстро, как будто бежит (упражнение проводится сначала правой, а потом левой рукой);
· показывать отдельно только один палец – указательный, затем два- указательный и средний, далее три, четыре, пять;
· барабанить всеми пальцами обеих рук по столу;
· махать в воздухе только пальцами;
· кистями рук делать «фонарики»;
· хлопать в ладоши тихо и громко в разном темпе;
· собирать все пальчики в щепотку (пальчики собрались вместе – разбежались);
· нанизывать крупные пуговицы, бусины, шарики на нитку;
· наматывать тонкую проволоку в цветной обмотке на катушку, на собственный палец (получается колечко или спираль);
· завязывать узлы на толстой веревке, шнуре;
· застегивать пуговицы, крючки, молнии, кнопки, замочки, закручивать крышки, заводить механические игрушки ключиком.
Полезны такие виды деятельности, как изобразительная, конструктивная.