4. Ознакомиться с рекомендуемой литературой.
5. Выписать в тетрадь определение основных понятий.
6. Законспектировать предложенную литературу.
7. Выписать в тетрадь
· правила подачи обратной связи
· правила приема информации
· составить рекомендации, как надо слушать: «Правила слушания».
· как не надо слушать: «Ошибки в общении».
Ход занятия.
1. Обсуждение вопросов:
· Структура и функции процесса общения;
· Модель коммуникативного процесса;
· Коммуникативные барьеры и пути их преодоления;
· Роль обратных связей в передаче информации;
· Основные приемы подачи информации;
· Основные приемы слушания;
· Активное, пассивное и эмпатическое виды слушания.
2. Обсуждение рекомендаций «Правила слушания».
3. Упражнение на отработку техники и приемов коммуникативных навыков. «Поддержка», «все равно ты молодец, потому что…», «испорченный телефон», «слепое слушание».
Рекомендуемая литература.
1. Абрамова Г. С. Практическая психология. – Екатеринбург., 1998. – 368 с.
|
|
2. Андреева Г.М. Социальная психология. – М.,1998. – С.93-110.
3. Руденский Е.В. Основы психотехнологии общения менеджера.- Магадан.,1997. -180 с.
4. Руденский Е.В. Социальная психология.- Магадан.,1997. – 224 с.
5. Самыгин С.Н., Столяренко Л.Д. Психология управления. – Р/нД.,1997. – С.309-420.
6. Социальная психология и этика делового общения. Уч. Пособие.// Под общ. Ред. Проф. В.Н. Лавриненко. – М.,1995. – 160 с.
7. Столяренко Л.Д. Основы психологии. – Р/нД.,1997. – 736 с.
Литература для конспектирования.
1. Алешина Ю.Б., Петровская Л.А.Что такое межличностное общение? Как организовать и провести беседу? Что мешает межличностному общению? // Хрестоматия по социальной психологии. – М.,1994.
2. Назаретян А.П. Психология массового стихийного поведения.// Мир психологии., № 1, 1998., С. 277.
3. Петровская Л.А. Социальная перцепция и обратная связь. //Хрестоматия по социальной психологии. – М., 1994, с. 120-128
Занятие № 4
(практическое)
Интерактивная сторона общения. Трансактный анализ обще ния.
Цель: Закрепить теоретические знания по теме. Овладеть навыками равноправного общения.
Основные понятия: эго-состояния: родитель, взрослый, ребенок; контролирующий, заботящийся, демократический, либеральный, эмоциональный стили общения, манипуляция и контрманипуляция.
Подготовка к занятию.
1. Ознакомиться с рекомендуемой литературой.
2. Выучить определения основных понятий по теме.
3. Сделать аннотации и подготовить выступление по книгам из списка.
Ход занятия.
1. Сообщение по теме.
2. Обсуждение вопросов.
· трансактный анализ;
· основные позиции общения и их характеристика.
|
|
3. Выполнение практических упражнений: проигрывание жизненных ситуаций с анализом с точки зрения эго-состояний партнеров по взаимодействию.
4. Подведение итогов. Обсуждение результатов.
Литература.
1. Абрамова Г.М. Практическая психология.- Екатеринбург.,1998. – 368 с.
2. Андреева Г.М. Социальная психология. – М.,1998. -376 с.
3. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. –М.,1988. – 398 с.
4. Бородкин Ф.М., Коряк Н.М. Внимание: Конфликт!- М.,1983.
5. Кришанская Ю.С., Третьяков В.П. Грамматика общения. –Л.,1990. -204 с.
6. Обозов Н.Н. Межличностные отношения. – Л.,1997.
7. Самыгин С.Н., Столяренко Л.Д. Психология управления. – Р/нД.,1997. -512 с.
8. Самоукина Н.В. Игры в которые играют./Психологический практикум/. – Дубна.,1997. – 160 с.
9. Хоррис Томас А. Я о’ кей – Вы о’ кей.- Красноярск.,1993.- 288 с.
Литература для аннотирования.
1. Андреева Г.М. Социальная психология. – М.,1998. -376 с.
2. Самоукина Н.В. Игры, в которые играют./Психологический практикум/. – Дубна.,1997. – 160 с.
Занятие №5
(практическое)
Перцептивная сторона общения.
Цель: Закрепить основные понятия по теме. Научиться практическому применению теоретических знаний.
Основные понятия: стереотипизация, идентификация, эмпатия, рефлексия, социальная перцепция, каузальная атрибуция, эффект ореола, аттракция, факторы превосходства, привлекательности, отношения к нам.
Подготовка к занятию.
1. Изучить рекомендуемую литературу.
2. Законспектировать предложенную литературу.
3. Выписать в тетрадь определение основных понятий по теме.
4. Выписать в тетрадь из психологического словаря определение следующих качеств: эмпатия, доброжелательность, аутентичность, конкретность, инициативность, непосредственность, открытость, принятие чувств, конфронтация, самопознание.
5. Подготовиться к обсуждению вопросов.
Ход занятия.
1. Обсуждение вопросов
· Механизмы социального познания: стереотипизация, идентификация, рефлексия, виды рефлексии, эмпатия;
· Теории каузальной атрибуции: логический путь приписывания причин, теория каузальной атрибуции Г.Келли;
· Ошибки атрибуции;
2. Самоисследование особенностей атрибутивных процессов.
3. Самооценка, групповое обсуждение и ранжирование качеств, важных для межличностного общения в зависимости от их важности.
Литература.
1. Андреева Г.М. Социальная психология. – М.,1998. – 376 с.
2. Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком. –М.,1982.-198 с.
3. Весна Е.Б. Практические аспекты психологии познавательных процессов. –П/К.,1996. –С. 81-101.
4. Гозман Л.Я. Психология эмоциональных отношений. –М.,1987. -166 с.
5. Социальная психология и этика делового общения: Уч. Пос./ Под ред. Проф. Лавриненко В.П. – М.,1995. – 160 с.
6. Столяренко Л.Д. Основы психологии. – Р/нД.,1997. –С.630-642.
7. Шибутани Т.Социальная психология. – М.,196888. – 535 с.
Литература для конспектирования.
- Андреева Г.М., Донцов А.И. Место межличностного восприятия в системе перцептивных процессов и особенности его содержания. Исследование феномена каузальной атрибуции. // Хрестоматия по социальной психологии. – М., 1994, с.106 – 120.
- Андреева Г.М. Психология социального познания. – М., 2000. – 288с.
- Куницына В.Н., Казаринова Н.В., Погольша В.М. Межличностное общение. – СПб, 2001. – Гл.11.
Занятие №6
(семинарское)