Режиссёр - организатор творческого процесса
«Режиссёр (фр. régisseur, от лат. rego — управляю) — творческий работник зрелищных видов искусства: театра, кинематографа, телевидения, цирка, эстрады.
Для реализации своего замысла режиссер пользуется целым комплексом изобразительно-выразительных средств, т.е. системой исторически сложившихся материальных средств и приемов создания художественных образов. В своей конкретной совокупности и взаимосвязи изобразительно-выразительные средства образуют художественную форму произведения искусства, воплощает его содержание. Как элементы художественной формы изобразительно-выразительные средства имеют технико-конструктивное, композиционно-структурное значение и вместе с тем являются носителями образного смысла. В типичном случае в обязанности режиссёра входит:
определение общего художественного стиля фильма;
-реализация сценария;
-руководство актёрами, как с точки зрения мизансцены, так и с точки зрения манеры игры и других выразительных средств;
|
|
-руководство работой оператора;
-руководство монтажом фильма.
Режиссура экранных искусств как профессия
После гениального изобретения Люмьеров был кинематограф, но ещё не было кино. Пионеры, создавшие системы записи и воспроизведения изображений, не предвидели всех возможностей использования кинематографа. Люмьеры считали, что главная функция их изобретения - запись и сохранение кинохроники для потомков. Другие видели в демонстрации движущихся картинок всего лишь забавное развлечение. Именно поэтому, в самом начале создания экранных произведений, среди профессий кинематографа была лишь одна – оператор. В конце XIX века фильмы были очень короткими и длились около 1-2 минут, но уже в начале ХХ века удалось увеличить длительность фильмов до 10-15 минут. Этот прогресс и стал причиной вопросов «Что снимать? Что показывать?»
Вскоре кинематографом заинтересовался директор одного из парижских театров Жорж Мельес. Он первым оценил возможности кинематографа, увидев в нём, прежде всего, отличное средство сильно расширить возможности сцены. Он первым стал снимать фильмы по сценариям, использовать многие специфические для кино трюки и спецэффекты, и в целом стал одним из главных основоположников кино как самостоятельного вида искусства.
Это стало началом профессиональной режиссуры, её истоком. Со временем появляется сама профессия – режиссер, руководитель всего творческого процесса. С появлением телевидения и трансляцией эфирных передач, появляется необходимость в создании еще одной профессии – телевизионного режиссера.
|
|
Профессиональн. личные качества режиссёра.
- Лидерские качества
- Стрессоустойчивость
- Выносливость, работоспособность
- Фантазия
- Хорошее знание смежных профессий
- Знания психологии
- Дипломатические навыки
- Пунктуальность
- Умение воспринимать критику
Режиссёрский сценарий: назначение и структура.
Режиссёрский (режиссёрско-монтажный; постановочный) сцена́рий (ист. и спец., применяется в кинематографе) — это непосредственный итог углубленного изучения режиссёром литературной основы будущего фильма. Это как бы запись фильма, родившегося в творческом воображении режиссёра в результате анализа литературного сценария и изучения всех связанных с его темой образов и материалов. Режиссёрский сценарий формулирует во всех деталях развитие сюжета и определяет монтажно-ритмический строй и особенности изобразительного решения. Режиссёрский сценарий является тщательным и глубоко продуманным планом всей творческой и производственной работы постановочного коллектива.
№ | Обьект/ ескиз | хронометраж | крупность | содержание | звук | Примечания(дополн., свет,тех. ос. кадра) |
Режиссёская экспликация: осн. разделы.
Пункты режиссёрской экспликации
Актуальность пьесы. (аргументировать почему я ее выбрал, почему ее сейчас нужно ставить и проч).
2. Стилевая и жанровая характеристика пьесы.
3. Характеристика место действия пьесы. (исторический период написания пьесы; соц.и политическая ситуация в мире\стране\городе при написании пьесы; характеристика места и времени внутри самой пьесы. Т.е. в каком городе, при каких обстоятельствах это происходит; характеристика конкретного места т действия, где все это происходит).
4. Атмосфера спектакля и атмосфера, в которой живут и действуют персонажи.
5. Характеристика главных героев. Что каждым из них движет, что руководит. Что они из себя представляют. Их личные конфликты. Личные сверхзадачи. Предлагаемые обстоятельства.
6. Идеальное распределение ролей — на примере известных актеров. Определение их ролей(главные второстепенные). Роль персонажа в данной ситуации т.е в каждой сцене, в каждом действии.
7. Группировка сил(например по идеологии).
8. Краткий перезказ\конспект, при необходимости.
9. Основные события каждого акта.
10. Разбор пьесы на действия. т.е. где ты считаешь, начинается и заканчивается действие (это может не совпадать с актами и сценами самой пьесы, в одной сцене может быть пять действий. А может и пять сцен быть одним действием).
11. Трактовка фабулы.
12. Идея – о чем.
13. Сверхзадача – для чего я ставлю.
14. Реж. замысел – как я ставлю.
15. Аудитория – для кого я ставлю.
16. Всей пьесы: исходное событие; ключевое событие; главное событие; заключительное событие; ведущее обстоятельство.
17. Вступление, завязка, перипетии, кульминация, развязка.
18. Действие и контрдействие.
19. Можно найти одну фразу(или придумать ее) которая будет характеризовать всю пьесу. Т.е не столько пьесу, сколько ваше видение.
Календарно-постановочный план (структура и назначение)
Структура:
- Дата съемки
- Номер сцены – здесь указаны сцены, которые будут сняты в одно и то же время
- Операторская техника (указывается время на ее подготовку)
- осветительное оборудование (количество большого света и время его установки)
- костюм и грим (время на подборку персонала и необходимых материалов)
- место съемок
- планирование съемок по погодным характеристикам
- Интерьер и натура
- Объекты съемок
- Время дня съемки (утро/день/вечер/ночь)
- Мотор (в какое время прозвучит команда «мотор»)
- Персонажи