Управление образования администрации города Белгорода
Муниципальное казённое учреждение
«Научно-методический информационный центр»
Психологический мониторинг
уровня развития универсальных учебных действий обучающихся, освоивших основную образовательную программу начального общего образования
Методические рекомендации, материалы
из опыта работы педагогов-психологов общеобразовательных учреждений г. Белгорода
Белгород
2012
Ответственный за выпуск: А.А. Мухартов,
начальник управления образования администрации г. Белгорода
Составители:
- Возняк И.В., начальник службы психолого-педагогического сопровождения и здоровьесбережения МКУ НМИЦ
- Узянова И.М., старший методист МКУ НМИЦ, педагог-психолог МБОУ-лицей №10 г.Белгорода
- Родченко О.А., педагог-психолог МБОУ «Гимназия №2» г. Белгорода
- Богданова О.Н., педагог-психолог МБОУ для детей дошкольного и младшего школьного возраста «Начальная школа - детский сад №44» г. Белгорода
|
|
- Машнева И.А., педагог-психолог МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №37» г. Белгорода
- Кондрашова Ю.С., педагог-психолог МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №47» г. Белгорода
- Лобынцева К.Г., педагог-психолог МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №41» г. Белгорода
- Минакова Л.А., педагог-психолог МБОУ «Прогимназия № 51» г. Белгорода
- Алейник Ю.В., педагог-психолог МБОУ «Лицей №9» г. Белгорода
- Неверова Л.И., педагог-психолог МБОУ «Лицей №9» г. Белгорода
Творческая группа выражает благодарность педагогам-психологам МБОУ «Гимназия № 5» Ереминой И.В, Чеботаревой Л.В. за предоставленные материалы.
Рецензент: Худаева М.Ю., кандидат психологических наук, старший преподаватель кафедры возрастной и социальной психологии факультета психологии НИУ «БелГУ»;
Методические рекомендации предназначены педагогам-психологам для организации психологического сопровождения образовательного процесса в условиях введения Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования. Сборник составлен на основе материалов проекта «Разработка, апробация и внедрение федеральных государственных стандартов общего образования второго поколения» Российской академии образования, Министерства образования и науки Российской Федерации и Федерального агентства по образованию; нормативных документов, регламентирующих деятельность педагогов-психологов в системе образования. В сборнике представлены методические материалы из опыта работы педагогов-психологов общеобразовательных учреждений г. Белгорода и методические разработки участников творческой группы «Разработка модели психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса при введении Федеральных государственных стандартов общего образования второго поколения».
|
|
Материалы сборника будут интересны педагогам-психологам общеобразовательных учреждений, представителям администрации школ, студентам психолого-педагогических специальностей.
Методические рекомендации рассмотрены на заседании методического совета МКУ «Научно-методический информационный центр» 12.04.2012 г. (протокол №1) и рекомендованы для использования в общеобразовательных учреждениях города Белгорода.
Содержание
Пояснительная записка | 5 |
Организация психологического мониторинга уровня развития универсальных учебных действий обучающихся, освоивших основную образовательную программу начального общего образования | 12 |
Сводная ведомость психологического мониторинга УУД обучающихся, освоивших ООП начального общего образования Вариант 1. Скрининговая диагностика. Экспресс уровень. | 15 |
Сводная ведомость психологического мониторинга УУД обучающихся, освоивших основную образовательную программу начального общего образования. Вариант 2. Индивидуальная диагностика. Углубленный уровень. | 17 |
Сводная ведомость психологического мониторинга УУД обучающихся, освоивших основную образовательную программу начального общего образования. Вариант 3. Экспертная оценка учителя. Экспресс уровень. | 20 |
Карта индивидуального развития обучающегося на начальной ступени образования. Форма 1 (сокращенная) | 22 |
Карта индивидуального развития обучающегося на начальной ступени образования. Форма 2 (расширенная) | 25 |
Карта психологического мониторинга уровня развития универсальных учебных действий обучающихся, освоивших основную образовательную программу начального общего образования | 29 |
Банк психодиагностических методик, рекомендованных для оценивания уровня сформированности универсальных учебных действий у обучающихся 1-4 классов | 32 |
ПРИЛОЖЕНИЯ | |
Приложение №1. Схемы для методики №9 «Выкладывание узора из кубиков» | 55 |
Приложение № 2. Стимульный материал к методике № 10 «Оценка уровня сформированности логической операции сравнение» | 56 |
Приложение № 3. Стимульный материал к методике № 10 «Оценка уровня сформированности логических операцийклассификации и обобщения». | 57 |
Приложение № 4. Стимульный материал к методике № 10 «Оценка уровня сформированности логической операции установление аналогий» | 58 |
Приложение № 5. Технологические карты формирования универсальных учебных действий в начальной школе | 59 |
Приложение № 6. Возрастные особенности развития универсальных учебных действий у младших школьников | 75 |
Приложение № 7. Значение универсальных учебных действий для обеспечения готовности ребенка к переходу от предшкольной ступени образования к начальному образованию | 88 |
Приложение № 8. Место универсальных учебных действий в структуре образовательной программы начальной школы и их связь с учебными предметами | 89 |
Приложение №9. Рекомендации по формированию универсальных учебных действий | 94 |
Приложение № 10. Пример оформления результатов стартовой диагностики сформированности универсальных учебных действий у обучающихся 1 класса. Пример обработки результатов психологического мониторинга УУД обучающихся 1 класса | 96 |
Библиографический список | 103 |
Пояснительная записка
Участниками творческой группой педагогов-психологов города Белгорода «Разработка модели психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса при введении Федеральных государственных стандартов общего образования второго поколения» разработан мониторингуровня развития универсальных учебных действий обучающихся, освоивших основную образовательную программу начального общего образования. Данные мониторинга вносятся в сводную таблицу по классу и в электронную базу мониторинговых исследований школы на индивидуальную страницу (индивидуальную карту). Мониторинг УУД и учет его результатов при организации учебно-воспитательного процесса будут способствовать формированию способности и готовности учащихся реализовывать универсальные учебные действия и позволит повысить эффективность образовательного воспитательного процесса в начальной школе.
|
|
Одной из важнейших целей начального образования в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования является формирование навыков учебной деятельности. Достаточный для младшего школьника уровень ее сформированности обеспечивает возможность развития психических и личностных новообразований как существенного результата образования в начальной школе.
В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т. е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком (собственно психологическом) значении этот термин можно определить как совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса. Способность учащегося самостоятельно успешно усваивать новые знания, формировать умения и компетентности, включая самостоятельную организацию этого процесса, т. е. умение учиться, обеспечивается тем, что универсальные учебные действия как обобщенные действия открывают учащимся возможность широкой ориентации как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включающей осознание ее целевой направленности, ценностно-смысловых и операциональных характеристик. Таким образом, достижение умения учиться предполагает полноценное освоение школьниками всех компонентов учебной деятельности, включая: 1) познавательные и учебные мотивы; 2) учебную цель; 3) учебную задачу; 4) учебные действия и операции (ориентировка, преобразование материала, контроль и оценка). Умение учиться — существенный фактор повышения эффективности освоения учащимися предметных знаний, формирования умений и компетенций, образа мира и ценностно-смысловых оснований личностного морального выбора.
|
|
Функции универсальных учебных действий:
- обеспечение возможностей учащегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;
- создание условий для гармоничного развития личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию; обеспечение успешного усвоения знаний, формирования умений, навыков и компетентностей в любой предметной области. Универсальный характер учебных действий проявляется в том, что они носят надпредметный, метапредметный характер; обеспечивают целостность общекультурного, личностного и познавательного развития и саморазвития личности; обеспечивают преемственность всех ступеней образовательного процесса; лежат в основе организации и регуляции любой деятельности учащегося независимо от ее специально-предметного содержания. Универсальные учебные действия обеспечивают этапы усвоения учебного содержания и формирования психологических способностей учащегося. Универсальное учебное действие имеет следующие особенности:
- является предпосылкой формирования культурологических умений как способности обучающегося самостоятельно организовывать учебно-познавательную деятельность, используя обобщенные способы действий;
- не зависит от конкретного предметного содержания и в определенном смысле имеет всеобъемлющий характер;
- отражает способность обучающегося работать не только с практическими задачами (отвечать на вопрос «что делать»?), но и с учебными задачами (отвечать на вопрос «как делать?)
- возникает в результате интеграции всех сформированных предметных действий;
- «вынуждает» обучающегося действовать четко, последовательно, ориентируясь на отработанный алгоритм.
В составе основных видов универсальных учебных действий, соответствующих ключевым целям общего образования, можно выделить четыре блока:
1) личностный;
2) регулятивный (включающий также действия саморегуляции);
3) познавательный;
4) коммуникативный.
Личностные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (знание моральных норм, умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.
Применительно к учебной деятельности следует выделить три вида личностных действий:
- личностное, профессиональное, жизненное самоопределение;
- смыслообразование, т. е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется. Ученик должен задаваться вопросом: какое значение и какой смысл имеет для меня учение? — и уметь на него отвечать;
- нравственно-этическая ориентация, в том числе и оценивание усваиваемого содержания (исходя из социальных и личностных ценностей), обеспечивающее личностный моральный выбор.
Регулятивные действия обеспечивают учащимся организацию их учебной деятельности. К ним относятся:
- целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;
- планирование — определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;
- прогнозирование — предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик;
- контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
- коррекция — внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата;
- оценка — выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения;
- саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и к преодолению препятствий.
Познавательные универсальные действия включают общеучебные, логические, а также постановку и решение проблемы.
Общеучебные универсальные действия:
- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
- поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;
- структурирование знаний;
- осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;
- выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
- рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
- смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;
- постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.
Особую группу общеучебных универсальных действий составляют знаково-символические действия:
- моделирование — преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическая или знаково-символическая);
- преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.
Логические универсальные действия:
- анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);
- синтез — составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;
- выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;
- подведение под понятие, выведение следствий;
- установление причинно-следственных связей;
- построение логической цепи рассуждений;
- доказательство;
- выдвижение гипотез и их обоснование.
Постановка и решение проблемы:
- формулирование проблемы;
- самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.
Коммуникативные действия обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнеров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
К коммуникативным действиям относятся:
- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
- постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
- разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;
- управление поведением партнера — контроль, коррекция, оценка его действий;
- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
Развитие системы универсальных учебных действий в составе личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных действий, определяющих развитие психологических способностей личности, осуществляется в рамках нормативно-возрастного развития личностной и познавательной сфер ребенка. Процесс обучения задает содержание и характеристики учебной деятельности ребенка и тем самым определяет зону ближайшего развития указанных универсальных учебных действий (их уровень развития, соответствующий «высокой норме») и их свойства.
Критерии оценки сформированности универсальных учебных действий учащихся:
- соответствие возрастно-психологическим нормативным требованиям;
- соответствие свойств универсальных действий заранее заданным требованиям.
Результаты освоения программы в 1 классе
По окончанию 1 класса у учащихся должны быть сформированы следующие общеучебные познавательные универсальные учебные действия:
- умение выделять параметры объекта, поддающиеся измерению (по длине, ширине и т.д.)
- операция установления взаимно-однозначного соответствия (сличение результата с образцом)
- умение выделять существенные признаки конкретно-чувственных объектов (цвет, форма, температура)
- умение устанавливать аналогии на предметном материале (найти общее и отличное)
- операция классификации и сериации на конкретно-чувственном предметном материале (почему предметы в одной группе? Раздели на группы)
- переход от эгоцентризма как особой умственной позиции (давать возможность высказываться другим, не перебивая ответы одноклассников)
- развитие познавательной инициативы (воспроизводить вопросы, участвовать в учебном сотрудничестве);
- умение адекватно строить речевое высказывание в устной речи в соответствии с задачами общения и нормами родного языка.
Моделирование как универсальное учебное действие
Должны быть сформированы следующие универсальные учебные действия:
- кодирование/замещение (использование знаков и символов как условных заместителей реальных объектов и предметов);
- декодирование/ считывание информации;
- умение использовать наглядные модели (схемы, чертежи, планы), отражающие пространственное расположение предметов или отношений между предметами или их частями для решения задач.