__________________________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________
Бланк фиксации результатов индивидуального психолого-педагогического сопровождения обучающегося ( деятельность психолога, классного руководителя, соцпедагога, медработника)
№п/п | Дата | Форма работы | Выводы, рекомендации | Должность и роспись специалиста сопровождения |
Карта психологического мониторинга уровня развития универсальных учебных действий обучающихся, освоивших основную образовательную программу начального общего образования
УУД | Основные критерии оценивания | Методики (типовые д-кие задачи) | Примечания |
БЛОК 1. ЛИЧНОСТНЫЕ УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ | |||
1.1.Самоопределение: 1. Внутренняя позиция школьника | 1.1.1. положительное отношение к школе; 1.1.2. чувство необходимости учения, 1.1.3. предпочтение уроков «школьного» типа урокам «дошкольного» типа 1.1.4. адекватное содержательное представление о школе; 1.1.5. предпочтение классных коллективных занятий индивидуальным занятиям дома, 1.1.6. предпочтение социального способа оценки своих знаний – отметки дошкольным способам поощрения (сладости, подарки) | №1. Беседа о школе (модифицированный вариант) (Нежнова Т,А., Эльконин Д.Б Венгер А.Л.) | №1 используется в начале 1 класса |
1.1.2.Самооценка а) регулятивный компонент б) когнитивный компонент | 1.1.2. (а) Регулятивный компонент: - способность адекватно судить о причинах своего успеха/неуспеха в учении, связывая успех с усилиями, трудолюбием, старанием. 1.1.2. (б) Когнитивный компонент: - представленность в Я- концепции социальной роли ученика; - рефлексивность как адекватное осознанное представление о качествах хорошего ученика; - осознание своих возможностей в учении на основе сравнения «Я» и «хороший ученик»; - осознание необходимости самосовершенствования на основе сравнения «Я» и «хороший ученик». | №2. Методика выявления характера атрибуции успеха/неуспеха №3. Методика «Лесенка» №4. Методика «Хороший ученик» (рефлексивная самооценка учебной деятельности) №5. Модификация методики определения самооценки (Т.В.Дембо, С.Я.Рубинштейн) | №2 используется в начале 1 и 2 классов (вариант 1) и в начале 3 - 4 классов (вариант 2) №3 используется в 1 классе №4 используется в начале 2-4 классов №5 используется в конце 4 класса |
1.2.Смыслообразование: 1.2.1. Мотивация учебной деятельности | 1.2.1. сформированность познавательных мотивов 1.2.2. интерес к новому; 1.2.3. интерес к способу решения и общему способу действия; 1.2.4. сформированность социальных мотивов 1.2.5. стремление выполнять социально-значимую и социально-оцениваемую деятельность, быть полезным обществу 1.2.6. сформированность учебных мотивов 1.2.7. стремление к самоизменению – приобретению новых знаний и умений. | №1. «Беседа о школе» (модифицированный вариант) (Нежнова Т.А., Эльконин Д.Б., Венгер А.Л.) №6. Методика исследования учебной мотивации школьников М.Р.Гинзбурга №7. Шкала выраженности учебно-познавательного интереса (наблюдение) | №1 используется в начале 1 класса (стартовая д-ка) №6 используется в начале 2- 4 классов №7 заполняет учитель в 1-4 классах |
1.3. Нравственно-этическая ориентация: | 1.3 Отношение к нравственно-этическим нормам | №8. Методика выявления уровня нравственно-этической ориентации (наблюдение) | №8 заполняет учитель в начале 1-4 классов |
БЛОК 2. РЕГУЛЯТИВНЫЕ УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ | |||
2.1. Умение учиться и способность к организации своей д-сти: 2.1.1. целеполагание; 2.1.2. планирование; 2.1.3. прогнозирование; 2.1.4. контроль; 2.1.5. коррекция; 2.1.6. оценка; 2.1.7. саморегуляция. | 2.1.1. целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно; 2.1.2. планирование — определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий; 2.1.3. прогнозирование — предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик; 2.1.4. контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; 2.1.5. коррекция — внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата; 21.6. оценка — выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; 2.1.7. саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и к преодолению препятствий. | №9. Методика «Выкладывание узора из кубиков» | № 9 проводит психолог (индивидуально с каждым учеником) в 1 классе |
БЛОК 3. ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ | |||
3.1. Общеучебные универсальные действия | Оценивает учитель | ||
3. 2. Универсальные логические действия | 3.2.1. сравнение; 3.2.2. анализ и синтез; 3.2.3. сериация – упорядочение объектов по выделенному основанию; 3.2.4. классификация; обобщение; 3.2.5. установление аналогий | №10. Соответствующие методики из диагностического альбома Семаго | №10 используется в начале 1 класса |
3. 3. Постановка и решение проблемы | 3.3.3. формулирование проблемы; 3.3.4. самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера | наблюдение | Оценивает учитель в 1 полугодии 4 класса |
БЛОК 4. КОММУНИКАТИВНЫЕ УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ | |||
4.1. Коммуникация как общение | 4.1.1. умение устанавливать дружеские отношения со сверстниками | № 11. Схема изучения социально-психологической адаптации ребенка в школе (экспертная оценка учителя) Александровской (5шкала) | № 11 Используется в начале 1 класса |
4.2. Коммуникация как кооперация | 4.2.1. согласование усилий по достижению общей цели, организации и осуществлению совместной деятельности; 4.2.2. учет позиции собеседника либо партнера по деятельности | №12. (4.2.1.) «Рукавички» Г.А.Цукерман №13. (4.2.2.) «Совместная сортировка» (Бурменская Г.В.) | №12 используется в конце 1 класса №13 используется во 2-4 классе |
4.3. Коммуникация как условие интериоризации | 4.3.1.коммуникативно-речевые действия, служащие средством передачи информации другим людям и становления рефлексии. | №14. «Дорога к дому» (модифицированное задание «Архитектор-строитель»). | №14. используется в 3-4 классе |
Банк психодиагностических методик, рекомендованных для оценивания уровня сформированности универсальных учебных действий у обучающихся 1-4 классов
Методика №1.
«Беседа о школе» Нежнова Т.А., Эльконин Д.Б., Венгер А.Л. (модифицированный вариант).
Цель: - выявление сформированности внутренней позиции школьника
- выявление мотивации учения
Оцениваемые УУД: действия, направленные на определение своего отношения к поступлению в школу и школьной действительности; действия, устанавливающие смысл учения.
Возраст: 6,5 – 7 лет (1 класс).
Форма (ситуация оценивания): индивидуальная беседа с ребенком.
Метод оценивания: беседа
Вопросы беседы:
1а. Ты хочешь пойти в школу? 1б. Тебе нравится в школе?
2. Что тебе в школе больше всего нравится, что для тебя самое интересное?
3.Представь себе, что, что мама тебе говорит – Хочешь, я договорюсь, чтобы ты пошел в школу не сейчас, а позже, через год? Что ты ответишь маме?
4. Представь себе, что ты встретил малыша из детского сада, который о школе еще ничего не знает. Он тебя спрашивает кто такой – «Хороший ученик»? Что ты ему ответишь?
5. Представь себе, что тебе предложили учиться так, чтобы не ты каждый день учился в школе, а чтобы ты дома занимался с мамой и только иногда ходил в школу? Ты согласишься?
6. Представь, что есть школа А и школа Б. В школе А такое расписание уроков в 1 классе – каждый день чтение, математика, письмо и только иногда рисование, музыка, физкультура. В школе Б другое расписание – там каждый день физкультура, музыка, рисование, труд и только иногда чтение, математика, русский язык. В какой школе ты хотел бы учиться?
7. Представь себе, что к вам домой приехал знакомый родителей. Вы с ним поздоровались, и он тебя спрашивает…. Отгадай, о чем он тебя спрашивает?
8. Представь, что ты очень хорошо работал на уроке и учительница тебе говорит: «Саша, (имя ребенка), ты сегодня очень старался, и я хочу тебя наградить за хорошее учение. Выбери сам, что ты хочешь – шоколадку, игрушку или тебе отметку поставить в журнал?»
Ключ. Все ответы кодируются буквой А или Б.
А – балл в счет сформированности внутренней позиции школьника,
Б – балл в счет несформированности внутренней позиции школьника и предпочтения дошкольного образа жизни.
1. а Да – А., не знаю, нет – Б.
2. А – называет школьные предметы, уроки;
Б – перемены игры, общение с друзьями, школьные атрибуты (ранец, форма и пр.)
3. А – нет, не хочу. Б – хочу или согласен не ходить временно (месяц, полгода)
4. А – указание на отметки, хорошее поведение, прилежание, старательность, заинтересованность в новых знаниях и умениях;
Б – нет ответа или неадекватное объяснение;
5. А – нет;
Б – согласие, при этом может оговаривать посещение школы (иногда)
6. А – школа А, Б – школа Б
7. А – вопросы о школе (учишься ли в школе, когда пойдешь в школу, какие отметки, хочешь ли пойти в школу и пр.)
Б – вопросы, не связанные со школой. Если ребенок не связывает вопросы взрослого со школой, например, говорит, что взрослый спросит его имя, то можно задать вопрос: «А еще о чем он тебя спросит?)
8. А – выбор отметки, Б – выбор игрушки, шоколадки.
Критерии (показатели) сформированности внутренней позиции школьника:
1. положительное отношение к школе, чувство необходимости учения, т.е. в ситуации необязательного посещения школы продолжает стремиться к занятиям специфически школьного содержания;
2. проявление особого интереса к новому, собственно школьному содержанию занятий, что проявляется в предпочтении уроков «школьного» типа урокам «дошкольного» типа;
3. предпочтение классных коллективных занятий индивидуальным занятиям дома, предпочтение социального способа оценки своих знаний – отметки дошкольным способам поощрения (сладости, подарки) (Д.Б.Эльконин, А.Л.Венгер, 1988).
Уровни сформированности внутренней позиции школьника на 7-м году жизни:
0. отрицательное отношение к школе и поступлению в школу.
1. положительное отношение к школе при отсутствии ориентации на содержание школьно-учебной действительности (сохранение дошкольной ориентации). Ребенок хочет пойти в школу, но при сохранении дошкольного образа жизни.
2. возникновение ориентации на содержательные моменты школьной действительности и образец «хорошего ученика», но при сохранении приоритета социальных аспектов школьного образа жизни, по сравнению с учебными аспектами.
3. сочетание ориентации на социальные и собственно учебные аспекты школьной жизни.
0 уровень – обязательно вопрос 1, 3, 5 - Б, в целом преобладание ответов типа Б.
1 уровень - обязательно 1, 3, 5 - А, 2, 6, - Б. В целом равенство или преобладание ответов А.
2 уровень – 1, 3, 5, 8 – А; в ответах нет явного преобладания направленности на школьное содержание. Ответы А преобладают.
3 уровень – 1, 2, 3, 5, 6, 7, 8 – А.
ПРИМЕЧАНИЕ. В сводную таблицу вносим следующие уровни:
Н (низкий уровень) - 1 балл - если у ребёнка 0 или 1 уровень;
С (средний уровень) - 2 балла - 2 уровень;