Цель: выявление уровня развития логических действий при выполнении соответствующих заданий.
Оцениваемые УУД: Универсальные логические действия:
- сравнение;
- анализ и синтез;
- сериация – упорядочение объектов по выделенному основанию;
- классификация;
- обобщение;
- установление аналогий
Возраст: 6,5 – 8 лет (1 - 2 класс).
Форма: индивидуальная работа
«Оценка уровня сформированности логической операции сравнение».
Используемая методика: «Найди 6 отличий»
Стимульный материал: две картинки (приложение № 2).
Ребенку предъявляются картинки и дается инструкция: «Найди отличия»
Время выполнения: 2 минуты.
Критерии оценивания:
Н – низкий уровень - не принимает задание или находит 1-2 отличия;
С – средний уровень – ребенок находит 3-4 отличия;
В – высокий уровень – ребенок находит отличий.
ПРИМЕЧАНИЕ. В сводную таблицу вносим следующие уровни:
Н (низкий уровень) - 1 балл - не принимает задание или находит 1-2 отличия;
С (средний уровень) – 2 балла – ребенок находит 3-4 отличия;
В (высокий уровень) - 3 балла – ребенок находит отличий.
«Оценка уровня сформированности логических операций
анализ и синтез»
Используется методика № 9 «Выкладывание узоров из кубиков» (стр.45).
«Оценка уровня сформированности логической операции
сериация – упорядочение объектов по выделенному основанию»
Стимульный материал: 10 фигур, отличающиеся по цвету и размеру (круги, треугольники, квадраты или другое).
Ребенку дается задание: разложить по порядку фигуры по цвету (от светлого к темному), по размеру (от маленького к большому).
Критерии оценки:
Н - низкий уровень - ребенок не понимает задание, выполняет более 1 минуты.
С – средний уровень – ребенок выполняет задание с помощью, затрачивает время до 1 минуты.
В – высокий уровень – ребенок понимает инструкцию с первого предъявления, выполняет самостоятельно, затрачивает время до 30 секунд.
ПРИМЕЧАНИЕ. В сводную таблицу вносим следующие уровни:
Н (низкий уровень) - 1 балл;
С – (средний уровень) – 2 балла;
В – (высокий уровень) - 3 балла.
«Оценка уровня сформированности логических операций
классификация и обобщение»
Используемая методика: Методика «Четвертый лишний?»
Стимульный материал: 4 карточки с картинками (приложение 3)
Детям предлагается серия картинок, на которых представлены разные предметы, в сопровождении следующей инструкции:
«На каждой из этих картинок один из четырех изображенных на ней предметов является лишним. Внимательно посмотри на картинки и определи, какой предмет и почему является лишним. А теперь три оставшиеся картинки объедини по общему для них признаку».
Критерии оценивания:
Н – низкий – (1 балл) выполнил 1 задание правильно;
С – средний – (2 балла); выполнил 2-3 задания правильно
В – высокий – выполнил все 4 задания правильно (3 балла);
ПРИМЕЧАНИЕ. В сводную таблицу вносим следующие уровни:
Н (низкий уровень) - 1 балл - выполнил 1 задание правильно;
С (средний уровень) – 2 балла – выполнил 2-3 задания правильно;
В (высокий уровень) - 3 балла – выполнил все 4 задания правильно.
«Оценка уровня сформированности логической операции
установление аналогий»
Используется методика: «Установление парных аналогий»
Ребенку предлагается найти парные аналогии (приложение 4).
Критерии оценивания:
Н – низкий уровень - устанавливает 5 и менее аналогий
С – средний уровень – устанавливает 6-8 аналогий
В – высокий уровень – устанавливает 9-10 аналогий.
ПРИМЕЧАНИЕ. В сводную таблицу вносим следующие уровни:
Н (низкий уровень) - 1 балл - устанавливает 5 и менее аналогий;
С (средний уровень)– 2 балла – устанавливает 6-8 аналогий;
В (высокий уровень) - 3 балла – устанавливает 9-10 аналогий.
Методика №11.
Схема изучения социально-психологической адаптации ребенка в школе (экспертная оценка учителя)
Автор Э.М. Александровская
Цель: определение характера взаимоотношения с одноклассниками как компонента социально-психологической адаптации ребенка в школе.
Оцениваемые УУД: коммуникация как общение, а именно - умение устанавливать дружеские отношения со сверстниками.
Возраст: 6,5 – 11 лет (1-4 класс).
Форма (ситуация оценивания): наблюдение учителя.
ВНИМАНИЕ! В 1 классе методика Э.Александровской входит в обязательный диагностический минимум изучения адаптации первоклассников к школе (результаты по 5 шкале используем для внесения в сводную таблицу мониторинга)
5 шкала – взаимоотношения с одноклассниками
5 баллов – общительный, легко вступает в контакт с детьми.
4 балла – малоинициативен, но легко вступает в контакт, когда к нему обратятся дети.
3 балла – сфера общения ограничена, контактирует только со знакомыми детьми.
2 балла – предпочитает находиться рядом с детьми, но не вступает с ними в контакт.
1 балл – замкнут, изолирован от других детей, предпочитает находиться один, другие дети к нему равнодушны.
0 баллов - проявляет негативизм по отношению к детям, постоянно ссорится и обижает их, другие дети его не любят.
ПРИМЕЧАНИЕ. В сводную таблицу вносим следующие баллы:
Н (низкий уровень) - 1 балл если ребенок набрал по шкале методики 0 или 1 балл (0- проявляет негативизм по отношению к детям, постоянно ссорится и обижает их, другие дети его не любят; 1-замкнут, изолирован от других детей, предпочитает находиться один, другие дети к нему равнодушны);
С (средний уровень) - 2 балла если ребенок набрал по шкале методики 2 или 3 балла ( предпочитает находиться рядом с детьми, но не вступает с ними в контакт; сфера общения ограничена, контактирует только со знакомыми детьми);
В (высокий уровень) - 3 балла если ребенок набрал по шкале методики 4 или 5 баллов ( малоинициативен, но легко вступает в контакт, когда к нему обратятся дети; общительный, легко вступает в контакт с детьми).
Методика №12.
«Рукавички» Г.А. Цукерман.
Цель: выявление уровня сформированности действий по согласованию усилий в процессе организации и осуществления сотрудничества (кооперация).
Оцениваемые УУД: коммуникативные действия по согласованию усилий в процессе организации и осуществления сотрудничества (кооперация).
Возраст: 6,5 – 7 лет (1 класс).
Форма (ситуация оценивания): работа учащихся в классе парами.
Метод оценивания: наблюдение за взаимодействием и анализ результата.
Описание задания: Детям, сидящим парами, дают по одному изображению рукавички и просят украсить их так, чтобы они составили пару, т.е. были бы одинаковыми.
Инструкция: «Дети, перед Вами лежат две нарисованные рукавички и карандаши. Рукавички надо украсить так, чтобы получилась пара, - для этого они должны быть одинаковыми. Вы сами можете придумать узор, но сначала надо договориться между собой, какой узор рисовать, а потом приступать к рисованию».
Материал: Каждая пара учеников получает изображение рукавиц (на правую и левую руку) и по одинаковому набору карандашей.
Критерии оценивания:
· продуктивность совместнойдеятельности оценивается по степени сходства узоров на рукавичках;
· умение детей договариваться, приходить к общему решению, умение убеждать, аргументировать и т.д.;
· взаимный контроль по ходу выполнения деятельности: замечают ли дети друг у друга отступления от первоначального замысла, как на них реагируют;
· взаимопомощь по ходу рисования,
· эмоциональное отношение к совместной деятельности: позитивное (работают с удовольствием и интересом), нейтральное (взаимодействуют друг с другом в силу необходимости) или отрицательное (игнорируют друг друга, ссорятся и др.).
Показатели уровня выполнения задания:
1 уровень - низкий уровень (1 балл) – в узорах явно преобладают различия или вообще нет сходства; дети не пытаются договориться или не могут придти к согласию, настаивают на своем;
2 уровень - средний уровень (2 балла) – сходство частичное: отдельные признаки (цвет или форма некоторых деталей) совпадают, но имеются и заметные отличия;
3 уровень - высокий уровень (3 балла) – рукавички украшены одинаковым или весьма похожим узором; дети активно обсуждают возможный вариант узора; приходят к согласию относительно способа раскрашивания рукавичек; сравнивают способы действия и координирую их, строя совместное действие; следят за реализацией принятого замысла.
ПРИМЕЧАНИЕ. В сводную таблицу вносим следующие уровни:
Н (низкий уровень)- 1 балл;
С (средний уровень) - 2 балла;