Лекция № 2
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ИССЛЕДОВАНИЯ
К методологическим характеристикам относятся: проблема, тема, актуальность, объект исследования, его предмет, цель, задачи, гипотеза, новизна, значение для науки, значение для практики.
Актуальность
Актуальность - важность, современность, злободневность; значительность чего-либо для настоящего момента, требующее своего разрешения.
Любая научная работа начинается с обоснования актуальности заявленной темы. Для этого необходимо привести аргументы, подтверждающие существование данной проблемы в современной науке или практике, и показать необходимость проведения исследования.
Логика обоснования должна быть примерно такой:
1. Показать значимость выделенной проблемы и необходимость ее разрешения (в обществе, государстве, образовании).
2. Показать недостатки в решении проблемы (обученности и воспитанности учащихся), которые следует устранить.
3. Показать причины, которые ведут к указанным недостаткам.
4. Показать степень разработанности выделенной проблемы в науке, указать недостаточно изученные аспекты.
Все эти рассуждения показывают противоречие между тем, что должно быть и тем, что есть на самом деле.
Обосновывать можно и другими способами, главное, чтобы был выдвинут ряд тезисов, которые вследствие последовательной системы доказательств неминуемо приводят к формулировке проблемы.
В обосновании актуальности можно использовать и результаты уже проведенных диагностик. (Например, «в научной литературе обоснована необходимость формирования таких-то умений, но анализ результатов проведенной диагностики (анкетирования) показал, что столько-то % учащихся не владеют данными умениями. Поэтому необходимо выявить условия формирования этих умений, разработать методику формирования и т.д.)
Проблема
Проблема понимается либо как практическая задача (проблема повышения уровня знаний, проблема диагностики качества знаний учащихся и т.п.), либо как нечто неизвестное в науке, «знание о незнании».
Сущность проблемы – противоречие между установленными фактами и их теоретическим осмыслением, между разными объяснениями, интерпретацией фактов. Источником проблемы обычно являются узкие места, затруднения, конфликты, рождающиеся в практике.
Возникает практическая задача, которая требует научно-обоснованного решения. Чтобы перейти от практической задачи к научной проблеме, необходимо:
1. Определить, какие научные знания необходимы, чтобы решить данную практическую задачу;
2. Установить, имеются ли эти знания в науке.
Поэтому, следует различать практическую задачу и научную проблему.
Проблема обозначается в конце обоснования актуальности, которая формулируется в форме вопроса, например, «Выявленные недостатки позволили сформулировать проблему: Какие методы прогнозирования…являются более эффективными?». Можно в форме утверждения, например, «Выявленные недостатки позволили сформулировать проблему исследования, которая состоит в поиске наиболее эффективных методов прогнозирования…»
Тема
Проблема должна найти отражение в теме исследования, формулировка которой уточняет и локализует проблему.
Тема не должна быть слишком широкой (например «Способы прогнозирования наводнений», «Профилактика употребления психоактивных веществ»), она должна быть конкретной (например, «Способы прогнозирования наводнений на территории Свердловской области», «Организация в образовательном учреждении профилактики употребления психоактивных веществ подростками»).
После обозначения проблемы можно указать тему исследования, например, Обозначенная проблема обусловила выбор темы исследования «…».
Объект и предмет исследования
Определяя объект исследования, следует дать ответ на вопрос: что рассматривается? Объект исследования - эта та часть практики или научного знания, с которой исследователь имеет дело. Он представляет собою процесс или явление, порождающие проблемную ситуацию, которая будет исследоваться. Объектом исследования не могут быть люди.
А предмет обозначает аспект рассмотрения, дает представление о том, как рассматривается объект именно в данном исследовании, этим исследователем. Предмет исследования - это та сторона, тот аспект, та точка зрения, «проекция», с которой исследователь познает целостный объект, выделяя при этом главные, наиболее существенные (с точки зрения исследователя) признаки объекта (способы, виды, средства, условия, методы и т.п.). Предмет – это часть объекта. Предмет обусловливает содержание предстоящего исследования. Предмет, чаще всего, является продуктом научно-исследовательской работы.
Причем, разные исследования могут иметь один и тот же объект, но исследуемые предметы будут различны.
Формулировка объекта содержится в теме исследования, или совпадает с ней (что не очень хорошо). Формулировка предмета должна содержать в себе объект. То есть предмет и объект должны быть связаны между собой.
Например, тема исследования (для этой курсовой работы):
А/ Современные методы оценки пожароопасности зданий.
Объект: оценка пожароопасности зданий.
Предмет: методы оценки пожароопасности зданий.
Б/ Профилактика наркомании подростков Свердловской области.
Объект: профилактика наркомании подростков.
Предмет: Средства (методы, способы…) профилактики наркомании подростков Свердловской области.
Например, тема исследования (для курсовой работы по теории и методике обучения БЖ):
В/ Формирование у обучающихся 7-х классов здорового образа жизни.
Объект: формирование здорового образа жизни обучающихся
Предмет: методика (методы, условия и т.п.) формирования у обучающихся 7-х классов здорового образа жизни.
Предмет должен быть связан с проблемой исследования. Например, если проблема звучит: Какие методы прогнозирования…являются более эффективными?, то предметом будут методы прогнозирования.
Цель
После формулирования проблемы, определения объекта и предмета исследования устанавливается его цель. Цель есть предвосхищение в сознании результата, на достижение которого направлены действия. Цель исследования – это прогнозируемые результаты работы, это то, что необходимо достигнуть в итоге научной работы.
Цель непосредственно связана с проблемой исследования и направлена на решение этой проблемы. (см. п.2). Цель должна быть реальной (достижимой за время исследования), конкретной (не содержать неопределенных, неясных, слишком общих утверждений), диагностичной (проверяемой, контролируемой).
Цель формулируют, чаще всего, с помощью глаголов: разработать, обосновать, проанализировать, выявить, экспериментально проверить, спроектировать, смоделировать и т.п. Цель должна носить исследовательский характер. Нельзя формулировать цель с глаголами: изучить, рассмотреть, сформировать.
Формулировка цели должна содержать предмет исследования и указывать, что вы с этим предметом будете делать.
Например, тема исследования (для этой курсовой работы):
А/ Современные методы оценки пожароопасности зданий.
Объект: оценка пожароопасности зданий.
Предмет: методы оценки пожароопасности зданий.
Цель: выявитьэффективные современные методы оценки пожароопасности зданий
или
Цель: проанализировать современные методы оценки пожароопасности зданий