Мотивация

Мотивация (от греч. motif, от лат. moveo— двигаю) внешнее или внутреннее побуждение субъекта к деятельности во имя достижения каких-либо целей, наличие интереса к деятельности
и способы его побуждения.                                                             

Руководители всегда мотивировали своих работников, осознавали они это или нет. В древние времена для этого служили хлыст и угрозы, для избранных — награды.     

  До XX в. было распространено мнение, что люди будут работать лучше, если им предоставить возможность зарабатывать больше. Считалось, что мотивация в основном заключается в предложении соответствующих денежных вознаграждений в об- мен на прилагаемые усилия. Однако последующие исследования выявили экономическую несостоятельность такого упрощенного похода и показали, что мотивация является результатом сложной совокупности потребностей. Для того чтобы мотивировать работников, руководителю следует определить их потребности, которые удовлетворяются через хорошую работу.

  Мотивацию рассматривают как процесс. В связи с этим ее можно представить в виде шести следующих одна за другой стадий (рис. 4.2.)

Рис. 4.2. Основные стадии мотивации

Процесс мотивации объясняют прежде всего содержатель­ные теории мотивации. В них выявляются основные потребнос­ти, побуждающие людей к действию, особенно при определе­нии объема и содержания работы. При разработке концепций мотивации наибольшее значение имели работы А. Маслоу, Ф. Герцберга и Д. Мак-Клелланда.

По теории американского психолога А. Маслоу (1908—1970) все потребности можно расположить в виде строгой иерархичес­кой структуры (рис. 4.3).

 

Рис. 4.3. Иерархия потребностей по А. Маслоу.

 

  Он считал, что потребности нижних уровней влияют на поведение человека прежде, чем потребности более высоких уровней. В каждый конкретный момент человек стремится к удовлетворению той потребности, которая для него является более важной или сильной. Потребность следующего уровня станет наиболее мощным фактором в поведении человека, когда будет удовлетворена потребность более низкого уровня.      

Физиологические потребности являются необходимыми для выживания. Они включают потребности в еде, воде, жилье, отдыхе.                                                        

Потребности в безопасности и защищенности подразумевают защиту от физических и психологических опасностей со стороны окружающего мира и уверенность в том, что уже
удовлетворенные физиологические потребности в настоящем будут также удовлетворены и в будущем.                                                                                                            

Потребности в принадлежности и причастности включают чувство принадлежности к чему-либо или кому-либо, чувство социального взаимодействия, привязанности и поддержки.

  Потребности в признании и самоутверждении подразумевают самоуважение (личные достижения, компетентность), уважение со стороны окружающих.

  Потребности самовыражения это потребности в реали­зации своих потенциальных возможностей.

Практические выводы из концепции Маслоу:

1) потребности высших уровней не могут стать мотивами, пока не будут удовлетворены первичные потребности (первых двух уровней);

2) чем выше уровень потребностей, тем для меньшего числа людей они являются мотивами к активной деятельности;

3) неудовлетворенные потребности стимулируют работни­ков, а удовлетворенные перестают воздействовать, поэтому их место занимают другие неудовлетворенные потребности;

4) удовлетворение какой-нибудь одной потребности не при­водит к автоматическому задействованию потребности более высокого уровня.

 

Концепция Маслоу оказала большое влияние на развитие теории и практики современного управления. Однако жизнь показала, что в концепции есть ряд очень уязвимых моментов.

• Во-первых, потребности по-разному проявляются в зави­симости от многих ситуационных факторов (содержание работы, положение в организации, возраст и т. д.)

• Во-вторых, не всегда имеет место жесткое следование одной группы потребностей за другой, как это представлено в пирамиде Маслоу.

• В-третьих, удовлетворение вторичных потребностей не всегда приводит к ослаблению их воздействия на мотивацию. Маслоу считал, что исключением из этого правила является потребность самовыражения, которая может не ослаблять, а, напротив, усиливать свое действие на мотивацию по мере ее удовлетворения. Практика показывает, что и потребности при­знания и самовыражения также могут оказывать усиливающее воздействие на мотивацию в процессе их удовлетворения.

 

В теории Мак-Клелланда рассматриваются три потребнос­ти, мотивирующие человека:

1) потребность в успехе, стремление достигать поставлен­ных целей более эффективно, чем прежде;

2) потребность в причастности, которая реализуется через поиск и установление хороших отношений с окружающими, получение от них поддержки. Для ее удовлетворения обладате­лям необходимы постоянные широкие контакты, обеспеченность информацией и проч.;

3) потребность во власти (административной, авторитета, таланта и т. п.), состоящая в стремлении оказывать влияние на поведение людей, брать на себя ответственность за их действия.

При этом подчеркивается, что в настоящее время особенно важны эти потребности высшего уровня, поскольку потребности низших уровней, как правило, уже удовлетворены (в развитых странах).

 

Согласно теории Ф. Герцберга потребности подразделяются на гигиенические факторы и мотивации.                                                                                                               

Гигиенические факторы (заработная плата, условия, отношения, режим и безопасность на работе, статус) не являются мотивирующими, так как обеспечивают человеку лишь нормальные условия и фактически не приводят к удовлетворенности.

 

Мотивации, которые примерно соответствуют потребностям высшего уровня по А. Маслоу и Мак-Клелланду, активно воздействуют на поведение человека.

Для того чтобы эффективно мотивировать подчиненных, руководитель должен сам вникнуть в сущность работы.

Кроме указанных содержательных теорий мотивации существуют также процессуальные теории. В них анализируется то, как человек распределяет усилия для достижения целей и выбирает вид поведения в процессе их реализации.

Согласно этим теориям поведение личности является также функцией его восприятия и ожиданий, связанных с данной ситуацией, и возможных последствий выбранного им типа поведения.

 

Признание получили три основные процессуальные теории мотивации:

• теория ожиданий;                                                                    

• теория справедливости;                                                          

• модель мотивации Портера-Лоулера.

 

Согласно теории ожиданий наличие активной потребности не является единственным необходимым условием мотивации человека на достижение определенной цели. Человек дол­жен также надеяться на то, что выбранный им тип поведения действительно приведет к удовлетворению или приобретению желаемого. В этой теории система мотивации строится на количественных взаимосвязях между входом системы — затратами труда и ее выходом — степенью удовлетворенности вознаграж­дением за вложенный труд. Например, исполнитель, повысив интенсивность своего труда на 20%, должен быть уверен в том, что степень удовлетворения вознаграждением от повышения интенсивности труда повысится не менее чем на 20%. Задача менеджмента при этом сводится к разработке количественно обоснованной системы мотивации роста производительности или качества труда исполнителя.

 

Теория справедливости основана на том, что люди субъек­тивно определяют отношение полученного вознаграждения к затраченным усилиям и затем соотносят его с вознаграждением других людей, выполняющих аналогичную работу. Если сравне­ние показывает дисбаланс и несправедливость, у них возникает психологическое напряжение и они начинают работать хуже. В связи с этим менеджеру необходимо мотивировать этих со­трудников, снять напряжение и для восстановления справедли­вости исправить дисбаланс. Это можно сделать путем изменения затрат труда или размера вознаграждения.

 

Модель мотивации Портера-Лоулера основана на теориях ожиданий и справедливости.

 

Результаты, достигнутые сотруд­ником, зависят от трех переменных:

• затраченных усилий;

• способностей и особенностей человека;

• осознания им своей роли в процессе труда.

 

Уровень затрачиваемых усилий, в свою очередь, зависит от ценности вознаграждения и от того, насколько человек верит в получение вознаграждения и удовлетворение им.

Приведенные теории показывают, что сегодня отсутствует какое-либо канонизированное учение, однозначно объясняющее то, что лежит в основе мотивации человека и чем определяется мотивация. Каждая теория имеет определенное принципиальное отличие. Причем в этих теориях лишь анализируются факторы, лежащие в основе мотивации, но практически остается без внимания процесс мотивации.

Очевидно, что система мотивации или стимулирования тру­да работника должна учитывать элементы всех рассмотренных теорий. Действия по мотивации должны включать экономическое и моральное стимулирование, обогащение самого содержания труда и создание условий для проявления творческого потен­циала работников и их саморазвития.

 



Контроль

Контроль (от франц. controle — проверка) — составная часть управления объектами и процессами, з аключающаяся в наблюдении за объектом с целью проверки соответствия наблюдаемого состояния объекта желаемому и необходимому состоянию, предусмотренному законами, положениями, инструкциями, другими нормативными актами, а также программами, планами, договорами, проектами, соглашениями.

 

Контроль можно классифицировать:

• по объектам контроля;

• по исполнителям;

• по принимаемому решению;

• по возможности дальнейшего использования объектов контроля;

• по типу отношений;

• по признаку открытости;

• по масштабу;

• по методике проведения;

• по способу получения и обработки информации;

• по степени мотивационной значимости;

• по объектам выполняемых операций (однофункциональный и многофункциональный);  

• по характеру (непрерывный и периодический);

• по количеству контролируемых величин (единичный, или одномерный, и множественный, или многомерный);

• по степени охвата объектов контролем;

• по режиму контроля;

• по времени контроля;

• по периодичности выполнения контрольных операций;

• по уровню механизации (автоматизации);

• по стадиям жизненного цикла объекта.

 

Можно выделить основные принципы, которыми следует руководствоваться при осуществлении контроля, это:

• стратегическая направленность контроля;

• ориентация контроля на результаты;

• своевременность контроля;

• гибкость контроля;

• эффективность контроля.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: