Сборка узлов с подшипниками качения

Работоспособность узла, в который входят подшипники качения, в значительной степени зависит от того, насколько правильно установлены подшипники и каким является общее качество сборки узла.

Посадочные места на валу и в корпусе подшипника должны иметь установленную техническими требованиями форму и надлежащую чистоту поверхности; на них не допускаются заусенцы, забоины, царапины, задиры. Очень важно при сборке обеспечить посадку подшипников с нормальной плотностью. При слишком плотной посадке происходит расширение внутреннего кольца подшипника и сжатие его наружного кольца, в результате чего шарики защемляются и подшипник быстро выходит из строя. Чрезмерный зазор в посадочных местах также ухудшает работу подшипника: его кольца начинают проскальзывать, вызывая износ посадочных поверхностей. Если кольца проворачиваются, возрастает вибрация механизма.

Детали узла, собираемые с подшипниками качения, должны быть чистыми. Абразивная пыль, металлические опилки и другие загрязнения резко ухудшают условия работы подшипника. Они повреждают поверхности шариков и дорожек качения, ускоряют износ подшипника.

Чтобы не допустить этого, подшипники перед установкой на место промывают в смеси бензина и минерального масла или в обезвоженном чистом керосине. Категорически запрещается промывать подшипники в загрязненной жидкости, так как попавшие между шариками и кольцами мельчайшие твердые частицы очень трудно удалить.

Промытые подшипники укладывают на чистую бумагу и просушивают. Сразу же после просушки их смазывают, покрывая маслом все поверхности, особенно внутренние: дорожки качения, шарики и ролики.

Новые подшипники распаковывают перед самой сборкой и укладывают на чистую бумагу или тряпку обязательно чистыми руками. Антикоррозионную смазку, с которой подшипники поступают с завода-изготовителя, удалять не следует; новые подшипники устанавливают без промывки.

При сборке подшипников качения нельзя ударять молотком непосредственно по кольцам или сепаратору: это может привести к перекосу колец, поломке шариков, поломке или повреждению сепаратора. Нельзя также применять свинцовые и баббитовые молотки, так как от них могут отскакивать кусочки металла и попадать в подшипник.

Довольно часто при установке подшипника качения его насаживают на конец вала и начинают напрессовывать на вал, равномерно ударяя молотком через медную выколотку по торцовой поверхности внутреннего кольца. При этом выколотку поочередно ставят в диаметрально противоположных точках указанной поверхности. При данном способе напрессовки подшипника легко перекосить кольцо на шейке вала.

Вместо медной выколотки можно применить для насадки под­шипника на вал оправку в виде отрезка стальной трубы.Внутренний диаметр трубы должен быть немного больше диаметра вала, а толщина стенки трубы – немного меньше толщины внутреннего кольца подшипника. Торцы трубы тщательно обрабатывают, они должны быть строго перпендикулярны к оси трубы. Удары молотком по трубе наносят через стержень.

Для насадки подшипников, помещаемых на значительном расстоянии от конца вала, также применяют оправку из трубы, но снабженную рукоятками. Напрессовку выполняют, ударяя оправкой по торцу подшипника насаживаемого на вал,Для этого берутся за рукоятки оправки.

Установку подшипников на валу с прессовой посадкой производят ручными или гидравлическими прессами с помощью специальных оправок, которые предотвращают повреждение подшипника и вала и обеспечивают равномерную посадку подшипника и значительно ускоряют процесс сборки.

Большие подшипники, устанавливаемые на валу со значительным натягом, во многих случаях насаживают после нагрева в ванне, наполненной маслом.

Нагретый подшипник быстро насаживают на вал и с помощью пресса доводят до места. Чтобы не обжечь руки, выполняют эту операцию в брезентовых рукавицах.

При монтаже подшипников качения следует учитывать, что усилие запрессовки должно передаваться непосредственно и исключительно на торец сопрягаемого кольца: внутреннего при напрессовке на вал и наружного при постановке в корпус подшипника.

При установке вала в двух радиальных шарикоподшипниках один из них закрепляют неподвижно на валу и в корпусе, а второй шарикоподшипник закрепляют только на валу, потому что вал во время работы нагревается и его длина несколько возрастает. С удлинением вала стремится к перемещению подшипник в корпусе. Незакрепленный подшипник совершает это перемещение без всякого ущерба для своей работы. Если же закрепить оба подшипника неподвижно, вал, нагревшись, начнет туго поворачиваться и произойдет защемление шариков или роликов. Оба подшипника быстро выйдут из строя.

В упорных шарикоподшипниках кольца имеют разные диаметры как наружные, так и внутренние. При сборке следует всегда устанавливать кольцо с меньшим внутренним диаметром на валу, а кольцо с большим внутренним диаметром в корпусе. Только так смонтированный подшипник будет работать нормально.

Качество сборки узлов с подшипниками качения обычно проверяют проворачиванием валов в подшипниках. Вращение должно быть плавным и легким, без заметного люфта.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: