Уголовно-правовые аспекты борьбы с коррупционными преступлениями и коррупцией

 

Коррупция, как уже говорилось выше - опаснейшее криминальное явление, разрушающее основы власти и управления, дискредитирующее и подрывающее их авторитет в глазах населения, существенно затрагивающее законные права и интересы граждан.

В юридической литературе отмечается, что коррупция стала скорее нормой поведения чиновников, чем исключительным явлением в их сфере.

За распространенностью коррупционной преступности стоят крупные просчеты в управлении делами государства и общества, слабая экономическая и организационная основа функционирования государственной и иной службы, просчеты кадровой политики, распространение психологии вседозволенности и использования любых средств обеспечения личного благополучия, правовой нигилизм и правовой цинизм.

Коррупционные правонарушения включают правонарушения, совершаемые в виде представления, принятия материальных, иных благ и преимуществ; правонарушения, создающие условия для коррупции и обеспечивающие ее (использование служебных полномочий вопреки интересам службы, превышение власти и т.п.). Соответственно коррупционная преступность включает разные уголовно-правовые виды деяний. Это, прежде всего, взяточничество (ст. 290, 291 УК РФ); злоупотребление должностными полномочиями (ст. 285 УК РФ); превышение должностных полномочий (ст. 286 УК РФ); незаконное участие в предпринимательской деятельности (ст. 289 УК РФ); служебный подлог (ст. 292 УК РФ); привлечение заведомо невиновного к уголовной ответственности (ст. 299 УК РФ); незаконное освобождение от уголовной ответственности (ст. 300 УК РФ); преступления против интересов службы в коммерческих и иных организациях (ст. 201 - 204 УК РФ) и др.

Объектомданных преступлений является нормальное функционирование соответствующей ветви власти или управления.

Под предметомпреступления, определяемым собирательным понятием «взятка», закон понимает деньги (как российские, так и иностранные денежные знаки); ценные бумаги (облигации, векселя, чеки, акции и т.п. в соответствии со ст. 142 ГК РФ); иное имущество и выгоды имущественного характера. Под иным имуществом следует понимать любые материальные ценности, обладающие меновой стоимостью: валютные ценности, транспортные средства, жилые дома, дачи, квартиры, гаражи, предметы быта, мебель, одежда и т.д. Выгоды имущественного характера в настоящее время достаточно специфичны и весьма разнообразны. Это внутригосударственные и зарубежные поездки взяткополучателя (членов его семьи) в туристические, лечебно-оздоровительные и иные поездки. Помощь в приобретении кредитов (в том числе льготных), ссуд, ценных бумаг. Содействие в приобретении товаров по льготным ценам (с завода-производителя, для членов закрытых обществ и т.п.). Оплата обучения детей в престижных вузах или за рубежом. Выплата непропорционально больших гонораров за публикуемые (или еще не написанные) труды; оплата теле-, радиовремени в целях рекламы должностного лица; содействие в проведении избирательной компании.

Приведенным весьма солидным перечнем не исчерпывается круг выгод имущественного характера.

С объективной стороны действия должностного лица, получившего взятку, могут рассматриваться как составная часть его служебных полномочий, так и входить в них, когда он действует в интересах взяткодателя, лишь используя свое должностное положение, свой должностной авторитет, свои должностные связи (в правительстве, в администрации президента (губернатора), в Государственной Думе и т.п.).

Взятка может даваться за определенные конкретные действия (бездействия): взятка-подкуп (до совершения действий); взятка-вознаграждение (после совершения действий), а также за общее покровительство (поручительство) в ходе систематических вознаграждений.

Получение взятки - преступление, совершаемое с прямым умыслом, считается оконченным в момент принятия хотя бы части взятки.

Субъектами преступления могут быть только должностные лица, осуществляющие постоянно, временно или по специальному полномочию функции, вытекающие из их служебного положения или должности. Это могут быть функции представителя власти (государства, субъекта Федерации, органа местного самоуправления). Функции организационно-распорядительные по руководству трудовым коллективом, участком работы и т.д. Функции административно-хозяйственные - полномочия по управлению и распоряжению госимуществом. Не признаются субъектами должностных преступлений (в том числе взяточничества) лица, выполняющие указанные функции в общественных объединениях, партиях, коммерческих структурах, совместных предприятиях (они несут ответственность по ст. 201 - 204 УК РФ). Такой квалифицирующий признак, как «организованная группа», подразумевает участие в получении взятки не менее двух должностных лиц. Под неоднократностью понимается получение взятки не менее двух раз или получение взятки одновременно от нескольких лиц. Получение одной взятки в несколько приемов не может расцениваться как неоднократное получение.

Под вымогательством понимается требование должностного лица представить ему незаконное вознаграждение.

Дача взятки (ст. 291 УК РФ) должностному лицу лично или через посредника совпадает по объекту и предмету преступления с получением взятки. Преступление считается оконченным при передаче хотя бы части взятки. С субъективной стороны характеризуется виной в форме прямого умысла. Субъектом преступления может быть любое физическое лицо, достигшее шестнадцатилетнего возраста, а квалифицирующим признаком является неоднократность дачи взятки или взятка за совершение незаконных действий. Уголовная ответственность не наступает, если по отношению к лицу, давшему взятку, имело место вымогательство или если это лицо добровольно сообщило о даче взятки органу, имеющему право возбудить уголовное дело.

Взяточничество тесно связано с коррупцией. Понятие коррупции, в содержательном плане, значительно шире понятия взяточничества независимо от того, совершается ли последнее эпизодически ил и систематически.

Коррумпирование предполагает подкуп или постановку в зависимость от коррумпирующей структуры представителя законодательной, исполнительной или судебной власти. Взять на постоянное или длительное содержание государственного служащего, представителя законодательной или исполнительной власти, представителя региональной администрации, руководителя предприятия и т.п. чрезвычайно выгодно для тех, кто стремится использовать в корыстных целях должностные возможности коррумпированного субъекта, его официальный статус или связи. Эта корысть, в первую очередь, связана с отвлечением государственных ресурсов, с нарушением норм с целью неправомерного обогащения. К этой категории относятся получаемые благодаря коррумпированным лицам государственные кредиты (не идущие впоследствии на инвестирование в промышленность), льготы по пошлинам на ввоз и вывоз предмета купли-продажи, выгодные контракты, приватизация предприятий, систем, структур. Такие действия могут осуществляться на всех уровнях: от региональных до общегосударственных.

Менее значительные по объему, но не менее вредные по последствиям (социальным, экономическим), коррумпированные связи на уровне регионов и отдельных организаций, предприятий, учреждений. Это и необоснованные разрешения, открывающие пути к противоправному обогащению, сообщение информации, используемой в целях незаконного обогащения или в борьбе с конкурентами, и непринятие мер в отношении ставших известными должностному лицу преступных действий и т.п. При этом необходимо учитывать, что неправомерное обогащение коррумпированного должностного лица должно влечь за собой уголовные санкции даже если в результате его действий не наносится непосредственный ущерб государству или частному лицу.

Коррупция страшна в первую очередь тем, что она наносит ущерб состоянию морали в обществе, подрывает доверие граждан к любому должностному лицу вплоть до правительства и президента с его окружением. В результате любое государственное начинание, любой проект или контракт начинают восприниматься гражданами в качестве способа обогащения государственных должностных лиц. Фактами, питающими такое представление зачастую являются политический фаворитизм в осуществлении программ (правительственных, региональных, отраслевых и т.д.).

Немалую роль в установлении и развитии коррупции играют значительные выплаты, осуществляемые предприимчивыми предпринимателями для оказания влияния на выборы всех уровней (федерального, регионального, местного).

Общая неблагополучная обстановка в борьбе с коррупцией усугубляется усиливающимися тенденциями замещать выборные должности на местах представителями криминальных структур.

Если же говорить более конкретно о тех действиях, которые наиболее часто совершаются в настоящее время за взятки или коррумпированными должностными лицами, то можно составить следующий примерный перечень:

а) помощь (согласие, разрешение, поддержка) в создании коммерческих структур или федеральных и муниципальных предприятий с целью «перекачки» в эти структуры средств предприятий;

б) передача по заниженным ценам федеральной и муниципальной собственности предпринимательским структурам, минуя продажу через аукционы либо организуя фиктивные аукционы;

в) заключение убыточных для государства (муниципального округа) коммерческих соглашений (о сдаче в аренду зданий, транспортных средств и т.д.);

г) выдача банковских гарантий, а также кредитов и ссуд без закрепления ответных обязательств со стороны партнера, что способствует расхищению денежных средств;

д) попустительство (пособничество, сокрытие) в связи с нецелевым использованием предоставляемых (на федеративном или региональном уровнях) кредитов. Сокрытие таких фактов. Помощь в перекупке льготных кредитов. Например, выделяемых Центробанком на развитие фермерских хозяйств, на перепрофилирование предприятий ВПК и т.п.;

е) содействие в создании лжепредприятий. Регистрация предприятия или открытие в банке счета без юридического оформления и регистрации предприятия. Постановка клиента на обслуживание в другой банк без проверки его юридического оформления и средств его счетов;

ж) отказ в регистрации конкурентов предпринимательской структуры, выплачивающей взятки или постоянно содержащей чиновника. Предоставление этой предпринимательской структуре монопольного права производства продукции или торговли (нефтепродуктами, цветными металлами и т.п.);

з) содействие недобросовестной конкуренции на потребительском рынке. Может выражаться как в юридических, так и экономических формах или их сочетании. Например, подавление конкурента в интересах взяткодателя (налоговое, арбитражное, следственно-судебное, административное);

и) предоставление отсрочек платежей в местный бюджет, предоставление налоговых льгот, таможенных льгот, льготных лицензий, квот и т.п.;

к) разработка законодательств (решений, постановлений), внедрение и принятие поправок к нормативным актам, которые выгодны определенным структурам (предпринимательским, криминальным);

л) большое место в действиях, совершаемых коррумпированными должностными лицами (взяткополучателями) за вознаграждение, занимает попустительство, содействие и непринятие мер к правонарушениям. К числу таких действий могут быть отнесены:

консультирование работниками налоговых инспекций, полиции, банковскими работниками по вопросам уклонения от уплаты налогов, от банковского контроля;

фальсификация материалов документальной ревизии, аудиторской проверки, сведений об облагаемых налогом средствах; заведение фальсифицированных налоговых деклараций;

предоставление служебной информации из банка, биржи, инвестиционного фонда, фонда имущества, аукциона, налоговой инспекции, прокуратуры, милиции;

дача выгодного для правонарушителя заключения по результатам служебной проверки, материалам проверки и расследования по уголовному делу;

сокрытие компрометирующих материалов, поступающих в правоохранительные органы, в средства массовой информации. Основой совершения вышеуказанных преступлений является, в первую очередь, должностное положение служащего, его возможность реализовать свои права, влиять на решение определенных вопросов, совершать определенные действия (лично или давая указания другим), использовать имеющуюся у него информацию и свои связи с другими должностными лицами.

Поэтому действия взяткополучателей, равно как коррумпированных чиновников, должны быть проанализированы с позиций ст. 285 УК РФ «Злоупотребление должностными полномочиями» и ст. 286 УК РФ «Превышение служебных полномочий», а также ст. 289 УК РФ «Незаконное участие в предпринимательской деятельности».

Объективная стороназлоупотребления должностными полномочиями (ст. 285 УК РФ) характеризуется следующими обязательными признаками в их совокупности: 1) деяние в виде использования должностным лицом своих служебных полномочий вопреки интересам службы; 2) наступление последствий в виде существенного нарушения прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства; 3) причинная связь между деянием и последствием.

Злоупотреблением должностными полномочиями признаются такие действия субъекта, которые вытекали из его служебных полномочий и связаны с осуществлением прав и обязанностей, которыми наделено данное лицо. Поэтому простое использование своего авторитета, без реализации своих должностных полномочий, исключает уголовную ответственность по ст. 285 УК РФ.

Одним из мотивов совершения этого преступления является корысть: извлечение какой-либо имущественной выгоды в результате определенных действий в интересах третьих лиц или каких-либо структур.

Субъектами преступления являются те же должностные лица, которые были рассмотрены ранее применительно к взяточничеству.

Объективная сторона превышения должностных полномочий (ст. 286 УК РФ) заключается в совершении должностным лицом действий, явно выходящих за пределы его прав и полномочий. Это могут быть действия, относящиеся к полномочиям другого лица, действия, которые должностное лицо хотя и могло по статусу совершать, но при наличии особых обстоятельств, указанных в законе или в подзаконном акте. И, наконец, это могут быть действия, которые никто и ни при каких обстоятельствах не вправе совершать. Субъекты те же, что и в ст. 285 УК РФ.

Одним из квалифицирующих признаков является совершение противоправного деяния лицом, занимающим государственную должность Российской Федерации или субъекта Российской Федерации, а равно главой местного самоуправления.

Весьма интересным представляется изучение и анализ вопросов борьбы с коррупции и коррупционными преступлениями, исследуя с этой целью такие нормативные правовые акты, как Указы Президента Российской Федерации. Несмотря на то, что многие из приводимых Указов Президента Российской Федерации в настоящее время, в силу естественных причин, уже утратили сила и не действуют, автор дипломной работы, тем не менее, считает необходимым поместить соответствующие сведения из этих правовых актов, поскольку это отражает характер и динамику противодействия коррупционным преступлениям в Российской Федерации.

Незаконное участие в предпринимательской деятельности(ст. 284 УК РФ) имеет непосредственное отношение к Указу Президента Российской Федерации от 4 апреля 1992 г. «О борьбе с коррупцией в системе государственной службы». Объектом незаконного участия в предпринимательской деятельности как уголовно наказуемого преступления является нормальная деятельность органов государственной власти и управления, органов местного самоуправления и муниципальных учреждений. Объективная сторона выражается: 1) в учреждении должностным лицом организации, осуществляющей предпринимательскую деятельность, либо 2) в участии в управлении такой организацией лично или через доверенное лицо и 3) при условии, что эти деяния связаны с предоставлением такой организации льгот и преимуществ или с покровительством в иной форме.

Как известно, Указ Президента Российской Федерации от 4 апреля 1992 г. «О борьбе с коррупцией в системе государственной службы» запрещает служащим, в том числе и должностным лицам государственного аппарата, выполнять иную оплачиваемую работу в других учреждениях на условиях совместительства. Исключение составляют: научная, преподавательская и творческая деятельность. Запрещено также предоставлять за вознаграждение интересы третьих лиц в государственном органе, в котором они работают. Запрет, естественно, относится и к работе по совместительству в различных организациях, осуществляющих предпринимательскую деятельность (например, в качестве члена совета директоров, руководителя, штатного советника и т.п.).

Поэтому центральным объективным признаком состава преступления «незаконное участие в предпринимательской деятельности» является использование виновным своего служебного положения как должностного лица государственного органа или влияния и авторитета, вытекающих из занимаемой им должности, для предоставления организации, осуществляющей предпринимательскую деятельность, определенных льгот и преимуществ или покровительства в иной форме.

Определив объекты и объективную сторону рассмотренных выше преступлений, автор, учитывая также, что эти деяния совершаются с прямым умыслом лицами, достигшими возраста, значительно превышающего возраст наступления уголовной ответственности, считает возможным ограничиться на этом при изложении уголовно-правовых аспектов борьбы с коррупционными преступлениями, поскольку в выпускной квалификационной работе, причем в работе весьма небольшого объема, необходимо отразить и иные аспекты борьбы с преступлениями коррупционной направленности и коррупцией.

 




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: