Развитие науки и техники

Развитие просвещения

В июле 1861 г. был учрежден специальный Комитет по подготовке школьной реформы под председательством нового министра народного просвещения А.В. Головнина. После обсуждения проектов реформы в этом Комитете в июне 1864 г. Александр II подписал «Положение о начальных народных училищах», в соответствии с которым, наряду с Министерством народного просвещения право открытия трехклассныхначальных народных училищ было предоставлено частным лицам и уездным земствам.В результате реализации этого «Положения» в пореформенной России возникло четыре вида начальных народных училищ: частные, министерские (государственные), земские и церковно-приходские, находящиеся в ведении Святейшего Синода.

В ноябре 1864 г. Александр II утвердил «Устав гимназий и прогимназий», в соответствии с которым: 1.Среднее образование становилось бессословным, и право обучения в гимназии получали представители всех сословий Российской империи, независимо от их вероисповедания. 2. Во всех гимназиях сохранялся семилетний срок обучения, а сами гимназии разделялись на классические и реальные. В классических гимназиях основной акцент делался на изучении классических языков и предметов гуманитарного цикла, а в реальных гимназиях основной акцент делался на изучении предметов естественно-научного и физико-математического цикла. 3. Выпускники классических гимназий получали право поступления в университеты без сдачи вступительных экзаменов, а выпускники реальных гимназий могли поступать только в технические высшие заведения. 4. Учреждались прогимназии с четырехлетней программой обучения, после окончания которых выпускники мог либо закончить свое образование, либо продолжить его, поступив в пятый класс классической гимназии.

Рис. 1. Фото гимназистов и студентов в форме (Источник)

Все гимназии и прогимназии предназначались только для обучения лиц мужского пола. Система женского образования существовала отдельно и базировалась на системе закрытых дворянских институтов «благородных девиц». Но с 1858 г. стали возникать первые женские училища для представительниц податных сословий, которые в 1862 г. обзавелись собственным типовым уставом и были переименованы в женские гимназии. Итоги реформирования начального и среднего образования, при всех недостатках, были впечатляющими: за сорок лет количество школ и гимназий выросло в десять раз (с 8 тыс. до 80 тыс. заведений), а количество школяров и гимназистов в восемь с половиной раз (с 450 тыс. до 3.8 млн человек).

В ноябре 1861 г. была создана Комиссия по реформе высшей школы, в состав которой вошли все попечители учебных округов, ректора и профессура самых авторитетных университетов и институтов страны. В начале 1862 г. был подготовлен проект нового «Университетского устава», который после его обсуждения и согласования в различных правительственных инстанциях, был подписан императором июне 1863 г.

Действие «Университетского устава» распространялось только на пять российских университетов: Московский, Петербургский, Казанский, Харьковский и Киевский, поскольку Дерптский, Гельсингфорский и Варшавский университеты ужеимели собственные уставы. В соответствии с этим «Уставом»: 1. Во всех университетах создавались четыре факультета: юридический, историко-филологический, физико-математический и медицинский.2. Все университеты получили статус автономных учреждений, иотныне самуниверситетский совет мог самостоятельно решать все научные, учебные и административные и финансовые вопросы.

Рис. 2. 2-я мужская гимназия Одессы (Источник)

Студенты всех российских университетов делились на две категории: своекоштных, которые сами платили за свое обучение, и казеннокоштных, которые находились на государственном обеспечении. Общее количество студентов университетов в 1863–1895 г. выросло в три раза и составило 17 тыс. человек.

Одновременно с реформой высшей школы был продолжен курс на расширение всей сети высших учебных заведений. В пореформенный период были открыты Новороссийский Императорский университет в Одессе (1862), Петровская земледельческая и лесная академия в Москве (1865),Московское высшее техническое училище (1866), Лубянские женские курсы вМоскве (1869), Владимирские женские курсы в Петербурге (1870), Систематические женские курсы в Киеве (1870), Высшие женские медицинские курсы в Петербурге (1872), Высшие женские курсы профессора В.И. Герье в Москве (1872), Высшие женские курсы в Казани (1876), Бестужевские женские курсы в Киеве (1878), Высшее техническое училище Министерства почт и телеграфа в Петербурге (1886), Сибирский Императорский университет в Томске (1880), Харьковский технологический институт (1890), Томский политехнический институт (1896), Петербургский медицинский институт (1897), Киевский политехнический институт (1898), Петербургский политехнический институт (1899) и другие. Всего к концу XIX в. в России существовало 63университета и института, где обучалось более 17 тысячстудентов.

В высших учебных заведениях страны работали многие выдающиеся русские ученые, которые внесли огромный вклад в развитие национальной науки: Д.И. Менделеев, А.М. Бутлеров, В.В. Марковников, А.Г. Столетов, И.М. Сеченов, И.И. Мечников, К.А. Тимирязев, С.М. Соловьев, В.О. Ключевский, Ф.И. Буслаев и другие.

В эпоху либеральных реформ была проведена и реформа военного образования. В 1863 г. для подготовки младших офицеров все кадетские корпуса были преобразованы в военные гимназии. В 1864 г. для подготовки среднего офицерского состава были учреждены военные училища, а для специальной подготовки военных инженеров, артиллеристов и кавалеристов было создано 16 юнкерских училищ. Кроме того, для подготовки старшего офицерского состава была проведена реформа Военно-медицинской Академии,Николаевской инженерной Академии,Михайловской артиллерийской Академии, Военно-морской Академии и Военной Академии Генерального штаба.

Новый этап в политике образования был связан с неудачным покушением на Александра II, совершенным студентом Д. Каракозовым в апреле 1866 г. В результате этих драматических событий либеральный министр народного просвещения А. Головнин был заменен графом Д.А. Толстым, который был настроен значительно консервативнее своего предшественника. В июле 1871 г. был издан новый «Гимназический устав», в соответствии с которым: а) были ликвидированы все реальные гимназии; б) срок обучения в классических гимназиях увеличивался до восьми лет; в) за счет сокращения предметов гуманитарного цикла существенно расширялась программа изучения древних классических языков, что рассматривались как главное средство борьбы с «материализмом и нигилизмом». В июле 1872 г. было издано новое «Положение», согласно которому все реальные гимназии преобразовывались в реальные училища с шестилетним сроком обучения.

После убийства Александра II и прихода к власти Александра III политика царского правительства в области образования значительно ужесточается. В частности, с подачи нового главы правительства графа Д. Толстого и нового министра народного просвещения графа И.Д. Делянова стала проводиться политика контрреформ в системе средней и высшей школы: 1. В 1882–1883 гг. были закрыты практически все Высшие женские курсы.2. В августе 1884 г. был издан новый «Университетский устав», который значительно урезал автономию высших учебных заведений.3. В 1885 г. все реальные гимназии были преобразованы в технические школы, выпускникам которых было категорически запрещено продолжать свое обучение в любом высшем учебном заведении. 4. В июне 1887 г. был издан знаменитый «Циркуляр о кухаркиных детях», который фактически восстановил сословный принцип комплектования средней школы, запретив выходцам из податных сословий поступать на учебу в гимназии и технические школы.

Развитие науки и техники

Вторая половина XIX в. стала временем дальнейшего развития русской национальной науки. Наиболее значительные успехи и открытия в этот период были достигнуты в естествознании и физико-математических науках – математике, физике, химии, биологии и медицине.

В области математических наук лидирующее положение заняла Петербургская научная школа, которую долгие годы возглавлял академик П.Л. Чебышев, которыйсделал целый ряд крупных открытий в теории чисел и теории вероятностей и создал ряд фундаментальных работпо математическому анализу, обосновав, в частности, теорию наилучшего приближения функций с помощью многочленов. Крупные открытия в области математики были сделаны и его учениками А.А. Марковым, А.М. Ляпуновым и С.В. Ковалевской (рис. 3).

Рис. 3. Софья Ковалевская (Источник)

В области теоретической и экспериментальной физики значительные открытия были сделаны целой плеядой выдающихся русских ученых. Так, академик А.Г. Столетов стал основоположником теории магнетизма и фотоэлектрических явлений и автором первого закона фотоэффекта. Профессор Н.А. Умов стал автором учения о движении энергии иввел в научный оборот понятия плотность потока энергии и уравнение движения энергии.

Теоретические работы русских ученых в области физики сыграли исключительно важную роль в развитии технического прогресса: а) В 1872 г.А.Н. Лодыгин изобрел и запатентовал электрическую(вольфрамовую)лампу накаливания;б) В 1875 г. П.Н. Яблочков изобрел и запатентовал дуговую лампу накаливания и первым осуществил трансформацию переменного тока;в) В 1882 г. А.Ф. Можайский изобрел и запатентовал первый в мире самолет; г) В 1893 г. Э.К. Циолковский изобрел первый в мире ракетоплан, положив начало теории реактивного движения;д) В 1895 г. А.С. Попов изобрел беспроводную электрическую связь или первое в мире радио.

Рис. 4. Ледокол «Ермак», с него впервые была осуществлена первая радиопередача при помощи радиопередатчика Попова (Источник)

В области органической и неорганической химии были достигнуты не менее значимые результаты. Академик А.М. Бутлеров в 1861 г. создал и научно обосновал фундаментальную теорию химического строения веществ и синтезировал целый ряд органических соединений, в частности уротропин и полимер формальдегида. Профессор В.В. Марковников продолжил разработку структурной теории органических соединений и в 1865 г. открыл изомерию жирных кислот, а в 1882–1883 гг. исследовал химический состав кавказской нефти и открыл нафтены. Академик Н.Н. Бекетов стал основоположником русской школы физической химии, открыл новый способ восстановления металлов из их окислов и исследовал процесс вытеснения металлов из растворов их солей водородом при определенном давлении.

Но, безусловно, самым выдающимся химиком второй половины XIX в. был профессор Д.И. Менделеев, который вошел висторию науки как автородного из основных законов всего естествознания – периодического закона химических элементов. Кроме того, он заложил основы теории растворов и промышленногокрекинга нефти.

В области биологии и медицины были созданы целые научные направления и школы, завоевавшие мировую известность. Так, академик И.М. Сеченов в своем классическом труде «Рефлексы головного мозга» (1866) обосновал рефлекторную природу сознательной и бессознательной деятельности и показал, что в основе психических явлений лежат физиологические процессы. Кроме того, он открыл явления суммации в центральной нервной системе, установил наличие ритмических биоэлектрических процессов и обосновал взаимосвязь процессов обмена веществ с возбуждением.

Позднее работы по изучению условных рефлексов головного мозга и типов центральной нервной системы будут продолжены другим великим русским физиологом,академиком И.П. Павловым, который за свои классические труды по физиологии кровообращения и пищеварения будет удостоен Нобелевской премии (1904).

Весомый вклад в развитие отечественной биологии внес академик А.О. Ковалевский, который стал одним из основоположников сравнительной эмбриологии и физиологии животных. В результате своих исследований он установил общие закономерности развития позвоночных и беспозвоночных животных, доказав эволюционное родство этих групп животных, а также открыл фагоцитарные органыу беспозвоночных животных и показал их роль в метаморфозе насекомых.

Академик И.И. Мечников стал одним из основоположников сравнительной патологии, эволюционной эмбриологии и иммунологии. Онсоздал учение о защитных факторах организма и теорию происхождения многоклеточных организмов, а такжестал автором знаменитого труда «Невосприимчивость в инфекционных болезнях» (1901), в которой изложил фагоцитарную теорию иммунитета, удостоенную Нобелевской премии (1908).

Значительный вклад в развитие отечественной медицины внес профессор С.П. Боткин (рис. 5), которому принадлежали фундаментальные труды по клинике и патогенезу заболеваний сердечно-сосудистой системы, инфекционных болезней и анемии.

Рис. 5. Доктор Боткин в кругу семьи (Источник)

Во второй половине XIX в. важные открытия были сделаны в ботанике, палеонтологии, почвоведении и географии. Так, академик А.Н. Бекетов сталосновоположником учения о морфологии и географии растений и внес весомый вклад в изучение закономерностей строения вегетативных органов растений, зональности растительного покрова и его целесообразности в живой природе.

Профессор К.А. Тимирязев стал родоначальником научной школы физиологов растений, в своей знаменитой работе «Жизнь растений» (1878) он открыл законы фотосинтеза – роли солнечного света в образовании органических веществ и растений.

Основоположником отечественной эволюционной палеонтологии стал профессор В.О. Ковалевский, который, опираясь на эволюционное учение Ч. Дарвина, создал ряд научных трудов по истории развития копытных животных и проблем филогенеза позвоночных животных.

Профессор В.В. Докучаев в своей знаменитой работе «Русский чернозем» (1883) заложил основы генетического почвоведения и впервые предложил научную классификацию почв и создал учение о географических зонах (1886).

Во второй половине XIX в. Русское географическое общество организовало целый ряд крупных геологических, биологических, антропологических и этнографических экспедиций, среди которых особую научную ценность имели:

а) 1856–1857гг. – экспедиция П.П. Семенова-Тян-Шанского в Среднюю Азию, в ходе которой были подробно исследованы предгорья и вершины Тянь-Шаня.

б)1867–1869 гг. и 1870–1885 гг. – экспедиции Н.М. Пржевальского по Уссурийскому краю, Монголии, Маньчжурии, Джунгарии, пустыне Гоби, Тань-Шаню и Тибету, в ходе которых была собрана уникальная коллекция местных растений и животных, открыты новые горные хребты, озера и т. д.

в)1870–1880-е гг. – экспедиции Н.Н. Миклухо-Маклая в Северную Африку, Канарские острова, Австралию, Новую Гвинею и Океанию (Филиппины, Малайзия, Малакка), в ходе которых был собран уникальный антропологический и этнографический материал.

Говоря о развитии русской географической науки, особо следует отметить заслуги председателя Русского географического общества, академика П.П. Семенова-Тян-Шанского, под руководством которого вышли два фундаментальных исследования: 5-томный «Географическо-статистический словарь Российской империи» (1863–1885) и 30-томное собрание «Россия. Полное географическое описание нашего Отечества» (1899–1914).

Вторая половина XIX в. ознаменовалась крупными достижениями и в области гуманитарных наук, в частности истории, лингвистики и филологии.

В развитии русской исторической науки самое почетное место по праву принадлежит великому русскому историку, профессору кафедры русской истории Московского университета, академику С.М. Соловьеву, который совершил настоящий научный подвиг, создав 29-томную «Историю России с древнейших времен» (1851–1879). Э тот фундаментальный труд, в котором был обобщен колоссальный, главным образом архивный, материал, представлял собой вершину русской историографии,который не потерял своей научной значимости до сих пор.

Достойным учеником С. Соловьева стал другой великий русский историк, академик В.О. Ключевский, который стал автором классических трудов по отечественной истории, историографии и источниковедению: «Древнерусские жития святых как исторический источник» (1865), «Боярская дума в Древней Руси» (1882), «Происхождение крепостного права» (1885), «Русский рубль XVI–XVII вв. и его отношение к нынешнему» (1887) и многих других. Кроме того, он вошел в историю русской исторической науки как непревзойденный лектор, прочитавший в 1880-х гг. студентам Московского университета свой знаменитый «Курс лекций по русской истории», опубликованный в пяти томах в 1904–1911 гг.

Значительный вклад в развитие русской исторической науки внесли и многие другие историки, в частности В.И. Сергеевич («Лекции и исследования по истории русского права» 1883),Н.М. Костомаров («Русская история в жизнеописании ее главнейших деятелей» 1886), П.Н. Милюков («Очерки по истории русской культуры» 1896–1903), С.Ф. Платонов («Очерки по истории смуты в Московском государстве XVI–XVII вв.» 1899, «Лекции по русской истории» 1900), Н.П. Павлов-Сильванский («Государевы служилые люди» 1898, «Феодальные отношения в удельной Руси» 1900) и другие.

Заметный вклад в развитие русской исторической науки внесли многие русские медиевисты и специалисты по истории нового времени, в частности профессора Н.И. Кареев, В.И. Герье и М.М. Ковалевский (рис. 6).

Рис. 6. М.М. Ковалевский (Источник)

Значительных успехов во второй половине XIX в. добились русские филологи и лингвисты, среди которых особо следует отметить работы академиков Ф.И. Буслаева «Исторические очерки русской народной словесности и искусства» (1861); И.И. Срезневского «Материалы для словаря древнерусского языка по письменным памятникам» (1893–1903),В.Ф. Миллера «Очерки русской народной словесности» (1894),А.Н. Пыпина «История русской литературы» (1898–1899), А.А. Шахматова «Разыскания о древнейших русских летописных сводах» (1899) и Я.К. Грота, которыйустановил нормы русского правописания, сохранившиеся вплоть до орфографической реформы 1918 г.

Вторая половина XIX в. стала временем ожесточенной борьбы различных направлений в русской философской мысли – субъективных и объективных идеалистов, материалистов-диалектиков и материалистов-махистов и других. Не вдаваясь в сущность этой борьбы, мы назовем имена самых интересных и самобытных русских философов того времени: Ф.М. Достоевский («Дневник писателя»), Н.Я. Данилевский («Россия и Европа»), П.Д. Юркевич («Христианская антропология»), Н.Ф. Федоров («Философия общего дела»), Н.Н. Страхов («Мир как целое»), Н.Г. Чернышевский («Эстетические отношения искусства к действительности»), К.Н. Леонтьев («Восток, Россия и славянство», «Отшельничество, монастырь и мир»), Д.И. Писарев («Разрушение эстетики»), В.С. Соловьев («Оправдание добра», «Религиозные основы жизни»), Г.В. Плеханов («О моническом взгляде на историю»), Е.Н. Трубецкой и С.Н. Трубецкой («Основания идеализма», «О природе человеческого сознания»).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: