Развитие живописного искусства и скульптуры

Вторая половина XIX в. в истории русского изобразительного искусства занимает особое место, поскольку именно в этот период свои бессмертные творения создали такие великие русские художники-реалисты, как И.Н. Крамской, Н.Н. Ге,В.Г. Перов,В.И. Суриков, Н.Е. Репин, И.И. Шишкин, И.И. Левитан, В.М. Васнецов, В.А. Серов и многие другие живописцы.

Начинался этот «золотой век» русской живописи с банального бунта четырнадцати выпускников Петербургской Академии художеств, которые в 1863 г. отказались от участия в академическом конкурсе создания картин, посвященным традиционным мифологическим сюжетам. Идейным вдохновителем бунтарей стал известный историк искусства, художественный и музыкальный критик Владимир Васильевич Стасов, а их организатором Иван Николаевич Крамской.

В том же году бунтари создали Артель петербургских художников, которая в 1870 г. стала называться «Товариществом передвижных художественных выставок», членами-учредителями которой стали И.Н. Крамской, Г.Г. Мясоедов, В.Г. Перов и Н.Н. Ге. Наиболее видными членами этого товарищества, помимо названных художников, которые стали называться «передвижниками», были А.К. Саврасов, И.И. Шишкин, А.И. Куинджи, В.Д. Поленов, И.Е. Репин, В.Е. Маковский, В.И. Суриков, В.М. Васнецов, И.И. Левитан и многие другие.

Иван Николаевич Крамской (1837–1857) – выдающийся русский живописец и теоретик искусства, творчество которого в основном было посвящено жанру портрета. Самыми известными психологическими портретами мастера стали его «Автопортрет» (1867) и портретные изображенияЛ. Толстого (1873), М. Антокольского (1876), Н. Некрасова (1877), С. Крамского (1879), М. Салтыкова-Щедрина (1979), И. Шишкина (1880), П.М. Третьякова (1881) и многих других. Не менее интересны и многие фигурные композиции мастера: «Портрет крестьянина» (1866), «За чтением» (1866–1869), «Охотник» (1871), «Пасечник» (1872), «Оскорбленный еврейский мальчик» (1874), «Созерцатель» (1876) и «Крестьянин с уздечкой» (1883). Кроме того, кисти И. Крамского принадлежалирелигиозно - философские полотна «Русалка» (1871), «Христос в пустыне» (1872) и «Осмотр старого дома» (1874).

В последнее десятилетие И. Крамской увлекся сюжетными композициями («Некрасов в период «Последних песен» 1877) и пейзажем– «Жуковка. Озеро» (1879), «Лунная ночь» (1880) и «Сиверская. Река Оредеж» (1883), а так же создал два самых знаменитых своих полотна «Неизвестная» (1883) и «Неутешное горе» (1884).

Василий Григорьевич Перов (1834–1882) – выдающийся русский художник-бытописец, который еще будучи студентом создал первые свои картины, пронизанные социальной сатирой«Приезд станового на следствие» (1857) и «Первый чин» (1860). После получения Большой золотой медали Академии художеств за картины «Проповедь в селе», «Старики-родители на могиле сына», «Сельский крестный ход на Пасхе» и «Чаепитие в Мытищах» (1860–1861), он уезжает в Европу, где создает знаменитую картину «Савояр» (1863–1864).

Вернувшись в Москву, в 1865–1871 гг. В. Перов создал самые блестящие жанровые полотна, принесшие ему всеобщую признательность и славу выдающегося живописца: «Монастырская трапеза», «Проводы покойника», «Утопленница», «Приезд гувернантки в купеческий дом», «Тройка» «Последний кабак у заставы», «Птицелов», «Охотники на привале» и другие.

В последние годы своей жизни В. Перов написал ряд психологических портретов, в частности А. Островского (1871), Ф. Достоевского (1872) и И. Тургенева (1873), а также увлекся религиозной живописью и создал картины «Христос в Гефсиманском саду», «Снятие с креста», «Распятие» и «Весна».

Николай НиколаевичГе (1831–1894) – выдающийся русскийисторический живописеципортретист.Первый период его творчества (1857–1862), связанный с Италией, ознаменовался написанием работ на темы античности и средневековья: «Смерть Виргинии», «Любовь весталки» и «Разрушение Иерусалимского храма». После возвращения на родину он создает знаменитое полотно «Тайная вечеря» (1863), а в 1864–1869 гг. Н. Ге вновь живет и работает в Италии, где создает ряд разножанровых картин: «Вестники Воскресения» (1867), «В Гефсиманском саду» (1868–1869) и знаменитый портрет А. Герцена (1867).

В 1870–1890-х гг. художник создает самые значительные полотна, которые принесли ему славу выдающегося живописца: «Петр I допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе» (1871), «Екатерина II у гроба Елизаветы» (1874), «Пушкин в селе Михайловском» (1875), портреты И. Тургенева (1871). М. Антокольского (1871), М. Салтыкова-Щедрина (1872), Н. Некрасова (1872), Л. Толстого (1884), Н. Петрункевича (1893) и «Автопортрет» (1893).

Последние годы, после отъезда из Петербурга на хутор в Черниговскую губернию, творчество Н. Ге было посвящено религиозным сюжетам: «Милосердие» (1880), «Выход с Тайной вечери» (1889), «Что есть истина» (1890), «Совесть» (1891), «Голгофа» (1892) и «Распятие» (1892–1894).

Алексей Кондратьевич Саврасов (1830–1897) – выдающийся русский художник-пейзажист, академик живописи и многолетний руководитель пейзажного класса в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Кисти А. Саврасова принадлежали многие пейзажные полотна: «Вид в окрестностях Ораниенбаума» (1854), «Пейзаж с рекой и рыбаком» (1859), «Сельский вид» (1867), «Лосиный остров» (1869), «Разлив Волги под Ярославлем» (1871), «Печерский монастырь близ Н. Новгорода» (1871) и знаменитая картина «Грачи прилетели» (1871).

Иван Иванович Шишкин (1832–1898) – крупнейший русскийхудожник-пейзажист,который в 1860–1880-х гг. создает самые известные свои полотна: «Вид на острове Валааме» (1860), «Вид в окрестности Дюссельдорфа» (1865), «Лесная глушь» (1872), «Сосновый бор» (1872), «На покосе в дубовой роще» (1874), «Рожь» (1878), «Корабельная роща» (1881), «Сосны, освещенные солнцем» (1886) и «Утро в сосновом лесу» (1889).

Архип Иванович Куинджи (1842–1910) – выдающийся русский художник-пейзажист, первые работы которого были навеяны идеями романтизма – «Татарская сакля» (1869) иэстетикой реализма«На острове Валааме» (1873), «Ладожское озеро» (1873), «Забытая деревня» (1874), «Чумацкий тракт» (1875) и другие.

Вскоре А. Куинджи выработал особую, декоративную манеру письма, в которой были созданы его самые знаменитые полотна: «Украинская ночь» (1876), «Березовая роща» (1879), «Лунная ночь на Днепре» (1880), «Вечер на Украине» (1880) и «Днепр утром» (1881). В 1880-е гг. он отходит от творчестваи возвращается к профессии живописца только через десять лет, создав под влиянием декадентства еще ряд интересных работ – «Красный закат» (1899), «Дубы» (1900) и «Закат в степи» (1900).

Василий Дмитриевич Поленов (1844–1927) – выдающийся русскийхудожник-пейзажист, кисти которого принадлежали изумительные пейзажи «Московский дворик» (1878), «Бабушкин сад» (1879), «Заросший пруд» (1880), «Старая мельница» (1880) и философское полотно «Больная» (1886).

Илья Ефимович Репин (1844–1930) – великий русский художник, наиболее ярко воплотивший в своих выдающихся работахторжество критического реализма в русском изобразительном искусстве: «Бурлаки на Волге» (1872), «Под конвоем» (1878), «Арест пропагандиста» (1878), «Правительница Софья Алексеевна» (1879), «Отказ от исповеди» (1879–1885), «Крестный ход в Курской губернии» (1880–1883), «Сходка» (1883), «Не ждали» (1884), «Иван Грозный и его сын Иван» (1885), «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» (1891) и «Торжественное заседание Государственного Совета» (1901–1903).

С 1881 г. по заказу П. ТретьяковаИ. Репин начинает работать над серией портретов своих современников, среди которых особым мастерством отличались портреты М. Мусоргского (1881), Тургенева (1882), Н. Пирогова (1882), П. Стрепетовой (1882), Толстого (1883/87), Ф. Листа (1887), М. Глинки (1887) и многих других.

Владимир Егорович Маковский (1846–1920) – выдающийся русский художник-бытописец, гениально отобразивший в своих картинах сцены из русской жизни того времени: «Игра в бабки» (1870), «В приемной у доктора» (1870), «Любители соловьев» (1872–1873), «Посещение бедных» (1874), «Ожидание» (1875), «Варенье варят» (1876) и «Друзья–приятели» (1878) и «Осужденный» (1879). В 1880–1890-х гг., овладев мастерством пленэрной живописи, художник создает новые полотна: «В четыре руки» (1880), «Крах банка» (1881), «В передней» (1884), «По начальству» (1888), «Объяснение» (1889–1891), «Первый фрак» (1892), «Не припомню…» (1898) и другие.

Василий Иванович Суриков (1848–1916) – великий русский живописец,вошедший в историю русского искусства как автор знаменитых исторических полотен «Княжий суд» (1874),«Утро стрелецкой казни» (1878–1881), «Меншиков в Березове» (1881–1883), «Боярыня Морозова» (1885–1887), «Взятие снежного городка» (1891), «Покорение Сибири Ермаком» (1895) и «Переход Суворова через Альпы» (1899).

Кроме того, кисти выдающегося художника принадлежали замечательные пейзажи – «Вид памятника Петра I на Сенатской площади в Петербурге»,«Улица в Риме», «Собор Святого Петра в Риме», «Неаполь. Набережная», «Сцена из римского карнавала» и портреты – «Портрет С. Кропоткиной с гитарой» (1882)«Старик огородник» (1883), «Портрет М. Черняева» (1884), «Портрет П. Суриковой» (1887), «Портрет дочери Оленьки» (1888) и «Казачка» (1898).

Виктор Михайлович Васнецов (1848–1926) – выдающий русский живописец-жанрист, создавший в первый период своего творчества несколько блестящих полотен: «Нищие-певцы» (1872), «Чаепитие» (1873), «С квартиры на квартиру» (1875), «Балаганы в Париже» (1876), «Военная телеграмма» (1878) и «Преферанс» (1879). После возвращения из Парижа в Москву наступил новый этап его творчества, связанный с обращением художника к былинно-сказочным и историческим сюжетам. Именно в этом жанре он создал самые знаменитые свои полотна – «После побоища Игоря Святославича с половцами» (1880),«Ковер-самолет» (1880),«Аленушка» (1881), «Битва славян с кочевниками» (1881), «Витязь на распутье» (1882), «Иван-царевич на сером волке» (1889), «Богатыри» (1898) и другие.

Кроме того, В. Васнецов писал прекрасные реалистические портреты, в частности «Портрет крестьянина И. Петрова» (1884), «Портрет М. Антокольского» (1884),«Портрет Т. Мамонтовой» (1884) и знаменитый портрет «Царь Иван Грозный» (1897). В. Васнецов вошел в историю русского изобразительного искусства и как блестящий театральный художник, автор фресковых росписей Владимирского собора в Киеве и как архитектор, создавший проекты знаменитой «Новгородско-псковской» церквушки (1881–1882) и «Избушки на курьих ножках» (1883) в подмосковном Абрамцево, и центрального фасада Третьяковской художественной галереи в Москве.

Исаак Ильич Левитан (1860–1900) – выдающийся русский художник, который за свою короткую жизнь создал огромное количество блестящих пейзажных полотен: «Вечер» (1877), «Солнечный день. Весна» (1877), «Осенний день. Сокольники» (1879), «Вечер на Волге» (1886–1888), «Ветхий дворик. Плес» (1888–1890), «Вечер. Золотой Плес» (1889), «У омута» (1892), «Владимирка» (1892), «Сумерки. Стога» (1899), «Летний вечер» (1900) и другие. Но, безусловно, подлинными шедеврами художника стали его картины «Березовая Роща» (1885–1889), «Март» (1895–1897), «Весна – большая вода» (1895–1897), «Свежий ветер» (1895–1897) и «Озеро» (1899–1900).

Среди других художников-передвижников, оставивших заметный след в истории русского изобразительного искусства, следует особо выделить: Григория Григорьевича Мясоедова («Земство обедает» 1882, «Косцы» 1887); Константина Егоровича Маковского («Дети, бегущие от грозы» 1872); Иллариона Ивановича Пряшникова («Шутники» 1865, «Порожняки» 1872); Николая Александровича Ярошенко («Кочегар» 1878, «Заключенный» 1878,«Всюду жизнь» 1888);Василия Максимовича Максимова («Семейный раздел» 1876); Константина Аполлоновича Савицкого («Встреча иконы» 1878, «На войну» 1888); Федора Алексеевича Васильева («Перед дождем» 1869, «Оттепель» 1871, «Мокрый луг» 1872, «В крымских горах» 1873) и Николая Алексеевича Касаткина («Соперницы» 1890, «Трамвай пришел» 1894, «Шахтерка» 1894, «Углекопы. Смена» 1895, «В коридоре окружного суда» 1897, «Арестантки на свидании» 1898).

Значительный вклад в развитие русского изобразительного искусства второй половины XIX в. внесли продолжатель традиций романтизмаИ.К. Айвазовский, реализмаВ.В. Верещагин и ярчайший представитель академизмаГ.И. Семирадский.

Иван Константинович Гайвазовский (Айвазовский) (1817–1890) – выдающийся русский живописец-маринист и пейзажист,который после двадцатилетнего перерыва вернулся к своей профессии и создал на закате своей жизни картины «Чесменский бой» (1886), «Пушкин на берегу моря» (1887), «Бриг «Меркурий» (1892), «Прощание Пушкина с морем» (1897) и «Пушкин среди гурзуфских скал» (1899).

Василий Васильевич Верещагин (1842–1904) – выдающийся русскийживописец-баталист,который, будучи активным участником среднеазиатских походов (1869–1873) и русско-турецкой войны (1877–1878), с натуры написал более 140 блестящих полотен, в том числе картины «Забытый» (1871), «Апофеоз войны» (1871–1872), «Окружили – преследуют» (1873), «Смертельно раненный» (1873), «Шипка-Шейново» (1878–1879), «Побежденные. Панихида» (1878–1879), «На Шипке все спокойно!» (1878–1879), «Перед атакой» (1881) и «После атаки. Перевязочный пункт под Плевной» (1881).

В 1880-х гг. В. Верещагин написал три картины, осуждающие смертную казнь: «Римская казнь»,«Английская казнь в Индии» и «Казнь через повешение в России», а в 1890-е гг. он создал цикл работ под общим названием «Наполеон в России» (1889–1900), среди которых наибольшую известность получили его картины «Конец Бородинского боя», «В Кремле пожар», «Расстрел поджигателей», «На большой дороге. Отступление, бегство» и «Ночной привал великой армии».

Генрих Ипполитович Семирадский (1843–1902) – выдающийся представитель русской академической школы, который за свою творческую карьеру создал большое количество работ исторического и библейско-религиозного характера: «Доверие Александра Македонского к его врачу Филиппу» (1870), «Христос и грешница» (1871–1872), «Светочи Нерона» (1877), «Фрина на празднике Посейдона в Элевзисе» (1889), «Исаврийские пираты, продающие свою добычу» (1889) и «Дерцея на римском цирке» (1898). Кроме того, для Исторического музея в Москве Г. Семирадский создал два огромных исторических панно «Похороны древнего руса в Болгарах» (1883) и «Тризна дружинников Святослава при осаде Доростола» (1885).

В 1880-х в русское изобразительное искусство пришла целая плеяда блестящих молодых художников, в том числе М.А. Врубель, К.А. Коровин, А.Е. Архипов, М. Нестеров и В.А. Серов.

Михаил Александрович Врубель (1856–1910) – выдающийся русский художник,среди работ которого особым изяществом, необычной цветовой гаммой и мозаичной манерой исполнения в стиле модерн отличались знаменитая трилогия «Демон сидящий» (1890), «Демон летящий» (1891) и «Демон поверженный» (1891), два панно «Суд Паиса» (1893) и «Богатырь» (1898) и картины «Испания» (1894), «Гадалка» (1895) «Фауст» (1896), «Принцесса Греза» (1896), «Микула Селянинович» (1896), «Пан» (1899), «К ночи» (1900), «Царевна-Лебедь» (1900) и «Сирень» (1900). Кроме того, кисти М. Врубеля принадлежали и несколько портретов, в частности «Портрет С. Мамонтова» (1897) и «Портрет Н. Забелы-Врубель, жены художника, в летнем туалете Empire» (1899).

Константин АлексеевичКоровин (1861–1939) – выдающийся русский живописец и театральный художник, который в начале своего творческого пути создал известные картины «Портрет хористки» (1883), «У балкона. Испанки Леонора и Ампара» (1886), «Северная идиллия» (1886), «Зимой» (1894), «Мостик» (1895) и другие.

Рис. 13. Блюдо «Садко» Врубель (Источник)

Абрам Ефимович Архипов (1862–1930) – известный русский живописец, создавший вконце столетияцелый ряд выдающихся жанровых полотен: «Подруги» (1886), «Иконописец» (1889), «По реке Оке» (1890), «Лед пошел» (1895), «Обратный» (1896), «Поденщицы на чугунолитейном заводе» (1896) и «Прачки» (1899–1901).

Михаил Васильевич Нестеров (1862–1942) – выдающийся русский художник, который начал свой путь в искусстве с создания жанровых картин: «Жертва приятелей» (1881) и «Экзамен в сельской школе» (1884), а затем, после смерти жены, он обратился к историко-религиозной тематике и написал знаменитые полотна «Пустынник», «Видение отрока Варфоломея», «Юность Сергия», «Под благовест», «Великий постриг» и другие. Кроме того, он принял активное участие в росписи Владимирского собора в Киеве, Марфо-Мариинской обители в Москве,храма Александра Невского в Абастумане и храма Спаса на Крови в Петербурге.

Валентин Александрович Серов (1865–1911) – выдающийся русский художник-портретист и график, создавший в первый период своего творчества знаменитые полотна «Девочка с персиками» (1887), «Девушка, освещенная солнцем» (1888), портреты И. Забелина (1892), И. Левитана (1893), Н. Римского-Корсакова (1898), Мики Морозова (1901) и жанровые картины «В деревне. Баба с лошадью» (1898) и «Встреча. Приезд жены к ссыльному» (1898).

В конце XIX в. в ряды русских живописцев приходит новое поколение художников,творческий потенциал которых в полной мере раскроется в первой половине ХХ в. К числу самых одаренных их них принадлежали:

Филипп Андреевич Малявин (1869–1940) – один из видных представителей нового объединения художников «Мир искусства», который в этот период создал несколько интересных работ: «Крестьянская девушка с чулком» (1895) «Портрет К. Сомова» (1895),«Портрет матери» (1896), «Портрет Д. Татаринцевой» (1898), «Смех» (1899) и «Портрет И. Репина» (1900).

Константин Андреевич Сомов (1869–1939) – известный русский художник и график, кисти которого принадлежаласерияретроспективных портретов женщин, облаченных в платья прошлых веков: «Портрет А. Бенуа» (1896), «Дама в голубом» (1900) и другие.

Николай Константинович Рерих (1874–1947) – выдающийся русский художник, который начал свою творческую карьеру с созданиясерии картин, посвященных началу Руси: «Гонец. Восстал род на род» (1897), «Сходятся старцы» (1899), «Поход» (1899), «Красные паруса. Поход Владимира на Корсунь» (1901) «Идолы» (1901) и «Заморские гости» (1901).

Вторая половина XIX в. стала временем дальнейшего развития жанра монументальной и пластической скульптуры, в котором работали:

Михаил Осипович Микешин (1836–1896) – выдающийся русскийскульптор-монументалист, по проектам которого были воздвигнуты многие памятники, в том числе «Тысячелетие России» в Новгороде (1862), Екатерине II в Петербурге (1868–1869), Богдану Хмельницкому в Киеве (1869–1888), адмиралам П. Нахимову и В. Истомину в Севастополе (1870-е гг.) и матросу П. Шевченко в Николаеве(1890).

Александр Михайлович Опекушин (1841–1923) – выдающийся русский скульптор-монументалист, который был автором знаменитых памятников А.С. Пушкину в Москве (1880),Петербурге (1884) и Кишиневе (1884), бронзовых скульптурных изображений Петра I (1862), графа А. Орлова, графа А. Безбородко, адмирала В. Чичагова (все 1868–1869), памятников адмиралу С. Грейгу в Николаеве (1882), академику К.М. Бэру в Тарту (1886) и М.Лермонтову в Пятигорске (1889).

Марк Матвеевич Антокольский (1843–1902) – выдающийся русскийскульптор, работавший в жанре пластической и монументальной скульптуры. Среди его пластических скульптур особым мастерством отличались горельефы «Инквизиция» (1863–1869), «Портной» (1864) и «Скупой» (1865) и надгробие на могиле княгини М. Оболенской. А среди произведений монументального искусства – мраморные и бронзовые статуи Ивана Грозного (1871), Петра I (1872),Ермака (1891), Нестора-летописца (1901) и памятник академику Я. Гроту в Петербурге (1895).

Кроме того, живя в Париже и Риме, М. Антокольский создал статуи «Смерть Сократа» (1876), «Христос перед судом народа» (1878), «Спиноза» (1881), «Мефистофель» (1883) и «Не от мира сего» (1888), которые принесли ему мировую известность и славу.

Кроме того, в конце XIX в. интересные скульптурные композиции были сделаны М. Врубелем«Морской царь» «Садко», «Берендей» и «Весна», и ученицей О. РоденаАнной Семеновной Голубкиной (1864–1927), которая в начале своей творческой карьеры создала бронзовые бюсты «Железный» (1897) и «Рабочий» (1899).

Говоря о развитии русского изобразительного искусства второй половины XIX в. необходимо помянуть добрым словом двух выдающихся русских промышленников и меценатов, без которых расцвет русского живописного искусства вряд ли был бы возможен, – Павла Михайловича Третьякова и Савву Ивановича Мамонтова.

Савва Иванович Мамонтов (1841–1911) – видный представитель старинного московского купеческого рода, который в 1870 г. в своем имении Абрамцево создал уникальный центр художественной жизни России.В этом имении, которое для многих художников стало вторым домом, жили и творили В. Васнецов, И. Репин, В. Поленов, В. Серов, М. Врубель, К. Коровин, М. Нестеров и многие другие русские живописцы.

Павел Михайлович Третьяков (1832–1898) тожепроисходил из старинного московского купеческого рода и с 1856 г. стал собирать картины русских художников. Постепенно это увлечение молодого купца превратилось в главное дело его жизни. И к началу1890-х гг. его собрание картин достигло уровня крупного художественного музея, поглотив практически все состояние великого мецената. В 1892 г.П. Третьяков завещал свое собрание картин великих русских художников в дар городу Москве, благодаря чему в 1898 г. возникла знаменитая Третьяковская галерея.

В том же 1898 г. в Михайловском дворце был открыт знаменитый Русский музей, коллекцию которого составили произведения выдающихся русских художников Эрмитажа, Петербургской Академии художеств и ряда императорских дворцов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: