Тема 8. Роль внутренних связей с общественностью в предотвращении организационных конфликтов.
лекционное занятие (2 часа)
План:
1. Внешние и внутренние условия в организации, способствующие развитию конфликтов.
2. Виды внутриорганизационных конфликтов.
3. PR в роли медиатора в конфликтах.
4. Предотвращение и разрешение конфликтов.
Методы организации мониторинга социального конфликта в корпорации.
Внешние и внутренние условия в организации, способствующие развитию конфликтов.
Конфликт (от лат. - столкновение) - столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений, взглядов; серьезное разногласие, острый спор.
В основе любого конфликта лежит ситуация, включающая:
1) либо противоречивые позиции сторон по какому-либо поводу;
2) либо противоположные цели или средства их достижения в данных условиях;
3) либо несовпадение интересов, взглядов, стремлений и др.
Иными словами, причиной возникновения конфликтов являются противоречия - взаимодействие противоположных, взаимоисключающих сторон. Эти противоречия могут быть самыми разными: внутренними или внешними, основными и второстепенными, субъективными и объективными и т.д. Именно противоречия являются источником возникновения и развития конфликтов.
|
|
Любая конфликтная ситуация содержит субъектов возможного конфликта и его объект.
В коллективе конфликт возникает, когда одна из сторон считает, что действия или намерения другой стороны ей угрожают, дискриминируют ее, создают неравное положение, принижают значимость се роли и т.п.
Чтобы конфликт начал развиваться, необходим инцидент, когда одна из сторон начинает действовать, ущемляя интересы другой стороны. Если другая сторона отвечает тем же, конфликт переходит из потенциального в реальный (актуальный).
При этом необходимо иметь в виду, что:
- конфликты не всегда возникают из-за реальных действий, иногда достаточно подозрения одного лица, что другое лицо планирует против него нечто неблагоприятное;
- конфликты не являются объективным явлением и существуют независимо от ощущений противоположной стороны.
Конфликт в организации (трудовом коллективе) — это открытая форма существования противоречий интересов, возникающих в процессе взаимодействия людей при решении вопросов производственного и личного характера.
Как правило, организационному конфликту предшествует повышение степени эмоциональной и психологической напряженности его будущих участников. Такая напряженность становится следствием серьезного нарушения принципов справедливости (по мнению членов организации) и означает готовность людей к восстановлению ситуации, в том числе и путем участия в конфликте в качестве одной из противоборствующих сторон. В организации основными симптомами проявления эмоционально-психологической напряженности становятся отказ от сотрудничества, скрытый или открытый саботаж некоторых распоряжений руководства, отрицательно сказывающихся на общей производительности труда. Социальная напряженность – это нарушение нормальных отношений и неадекватное поведение работников организации.
|
|
Выделяют две группы факторов, способствующих возникновению социальной напряженности в трудовом коллективе: внутренние и внешние.
1. К внутренним факторам относятся:
· невыполнение руководством организации своих обещаний и нежелание объяснить людям действительное состояние дел;
· нарушение режима производства;
· срыва поставок сырья и материалов, и т. п.;
· невозможность для работников получить высокую зарплату;
· отсутствие видимых результатов предметной заботы об улучшении условий труда, быта и отдыха персонала (отсутствие проявлений реальной заботы руководства об улучшении условий труда и отдыха подчиненных);
· наличие конфронтации между управленческим персоналом и рядовыми работниками, вызванное непропорциональным (несправедливым) распределением материальных благ и премий;
· внедрение инноваций и радикальных преобразований без учета интересов персонала;
· активность (провокационная деятельность) неформальных лидеров.
2. К внешним факторам относятся:
· дестабилизация обстановки в стране, столкновение интересов различных политических групп;
· возникновение дефицита финансовых и производственных ресурсов (недостаток продуктов питания и товаров первой необходимости);
· ущемление (отмена) социальных льгот в новых законодательных актах;
· резкое ослабление правовой социальной защиты интересов членов трудового коллектива;
· обеспечение честного и добросовестного труда, незаконное и необоснованное обогащение.
Развитие большинства организационных конфликтов выражается в усилении конфронтации частных и общих интересов участников конфликта. Это соотношение может принимать различные формы:
1. полное тождество (однонаправленность) интересов;
2. наличие различий в направлении интересов (большая выгода для одних и меньшая для других);
3. прямо противоположная направленность интересов (выгода для одних оборачивается серьезным ущербом для других).
Сотрудники, имеющие разные статусы и занимающие различные позиции в организационной иерархии, могут реально осознавать или не осознавать наличие собственных объективных интересов и их противоречие с интересами коллег или общеорганизационными целями. При этом источником организационных конфликтов становятся только осознанные интересы, выражающиеся в активных действиях индивида. Подобное осознание может:
1. стать результатом самостоятельного анализа организационных процессов и собственного места в организации;
2. сложиться под влиянием мнения других сотрудников и в какой-то степени явиться элементом манипулирования для достижения их целей;
3. выражаться в иллюзорном представлении в противоположности интересов и потребностей.
В последнем случае конфликт возникает на искусственной почве. В то же время осознание противоположности интересов автоматически не приводит к возникновению конфликта, необходимо осуществление открытых конфликтных действий. Конфликт может возникнуть и в случае, когда его участники принимают различие интересов за их противоположность.
В плане потенциальной конфликтной ситуации система отношений на предприятии будет обладать своей спецификой. К примеру, отношения в рамках субординации «руководитель-подчиненный» и деятельность в системе «человек-человек» объективно обладают предпосылками к конфликту. Подчиненный обязан исполнять приказы руководителя из-за функциональной и личностной стороны субординации. Однако, сама частота возникающих конфликтов во многих аспектах будет зависеть от того, насколько часто они взаимодействуют.
|
|
Субъективные причины появления конфликтов бывают крайне ситуативными – то, что в одной из компаний будет принято за норму, в другой – потенциальная причина для развития конфликтной ситуации. Важно отметить, что зачастую такие конфликты будут деструктивными. В наиболее общем виде к ряду подобных причин относят неверные действия руководства, подчиненных или же их сочетание. Управленческие и личностные причины также называют субъективными.
Управленческие причины – это неоптимальные, необоснованные и ошибочные решения, недостаточная профессиональная компетентность руководителей, неравномерно распределенная служебная нагрузка среди работников, нарушенная система стимулирования труда. К личностным причинам относят культуру поведения и стиль руководства, которые не принимаются подчиненными.
Вне зависимости от того, по какой причине возник тот или иной конфликт, руководитель обязан справляться со своей основной задачей, в которую входит предупреждение и конструктивное разрешение конфликтов. Предупредить конфликт возможно с помощью грамотной организации управленческой деятельности, бесконфликтного взаимодействия и общения с подчиненными. Разрешить конфликт можно при учете интересов противодействующих сторон, а также принимая во внимание разницу в должностных статусах, индивидуально-психологические особенности, эмоциональное состояние работников и применяя подход разрешения возникшего конфликта с позиции различных сторон.
Большинство исследователей пишут, что если в организации нет конфликтов, то это говорит о негативной стороне ее развития. Данное утверждение является спорным, однако оно еще раз обращает внимание на то, что конфликты в организации выполняют как положительную, так и отрицательную функцию.
|
|
Функции конфликтов
Функции конфликтов принято условно делить на общие и личностные. Общие функции имеют место на разных уровнях социальной системы, а личностные – влияют непосредственно на саму личность. Общие функции также принято отождествлять с положительными и негативными последствиями конфликтов.
К положительным функциям относятся:
· интеграционная – первоначальное установление единства или же восстановление его. Специфику этой функции будет определять тип конфликта и особенности группы;
· трансформационная – эта функция предполагает трансформацию норм в зависимости от новых условий и будет свойственна гибким структурам;
· обнаружение и фиксация существующих противоречий как условие для того, чтобы достигнуть равновесия;
· разрешение противоречий и снятие напряжения внутри организации – снятие стресса за счет конфликта;
· превентивная и стабилизационная – испытав определенное потрясение, члены организации будут стараться подходить к разрешению возникающих противоречий куда более разумно. Более того, конфликт способен ярко продемонстрировать соотношение действующих сил в организации, что будет способствовать снижению риска необдуманных противоречий в будущем;
· творческая – конфликт служит как источник дополнительной творческой групповой активности;
· выявляющая управленческие организационные проблемы.
Негативные функции (последствия) конфликтов:
· возможная дезорганизация и дестабилизация коллектива;
· серьезные эмоциональные и материальные затраты на участие в конфликте, которые ведут к снижению темпа роста и развития предприятия;
· ухудшение дисциплины и социально-психологического климата в рабочем коллективе;
· увлеченность конфликтом может вылиться в ущерб работе;
· дезинтеграция компании;
· разрушение системы организационных и межличностных отношений, сложившихся прежде, неприязненное отношение к противостоящей стороне;
· проблемы в восстановлении деловых взаимоотношений;
· закрепление насильственного решения проблем в социальном опыте личности и группы. Одержав однажды победу с помощью насилия, человек будет воспроизводить данный опыт в других ситуациях взаимодействия в социуме, аналогичных этой.
Важно обозначить, что последствия конфликта зависят от его разрешения и исхода – они могут быть как положительными, так и отрицательными. К примеру, поведение руководства может как сплотить коллектив, так и дезинтегрировать его.
Принято выделять специфические функции, которые являются следствием правильной работы с конфликтом:
· информационная. Она обладает двумя сторонами – сигнализирующей и коммуникативной. Первая указывает на существующие в рамках организации противоречия. Вторая – призвана определить, нужно ли усилить коммуникативный обмен для того, чтобы получить информацию об иной стороне конфликта;
· диагностическая. Она дополняет понимание участников конфликта друг о друге как о личностях и профессионалах;
· инновационная. Позволяет преодолеть разнообразные препятствия на пути развития коллектива – как экономического, так социального и духовного. Грамотно урегулированный конфликт способен улучшить психологическое состояние коллектива и усилить социальную активность благодаря трансформации межличностных отношений.
Следовательно, осознание причин, видов и предполагаемых участников конфликта будет способствовать лучшему управлению им в организации, а также максимально быстрому разрушению конфликтов, носящих деструктивный характер.
Модель конфликта как процесса