Для выполнения заданий ребенку дается лист машинописной нелинованной бумаги и карандаш. На обороте листа в верхней левой части помещен образец письменных букв 2-го задания, в нижней левой части – образец группы точек.
Задание 1.
Нарисуй мужчину. Как ты умеешь. (Больше никаких пояснений, помощи или привлечения внимания к ошибкам и недостаткам рисунка не допускается. Если ребенок нарисовал женщину, то его просят нарисовать и мужчину.
Если ребенок категорически отказывается рисовать мужчину, это может быть связано с неблагополучием в семье ребенка.) Оценка рисунка:
- 1 балл (наилучший результат) выставляется при выполнении следующих условий: нарисованная фигура должна иметь голову, туловище, конечности, причем голова с туловищем соединена шеей и не должна быть больше туловища. На голове есть волосы (возможно они закрыты кепкой, шляпой) и уши, на лице – глаза, нос, рот. Руки заканчиваются пятипалой кистью. Ноги внизу отогнуты. Фигура имеет мужскую одежду и нарисована синтетическим способом, т. е. вся фигура (голова, шея, туловище, руки, ноги) рисуется сразу как единое целое, а не составляется из отдельных законченных частей. При таком способе рисования всю фигуру можно обвести одним контуром, не отрывая карандаша от бумаги. На рисунке видно, что руки и ноги как бы «растут» из туловища, а не прикреплены к нему. В отличие от синтетического, более примитивный аналитический способ рисования предполагает изображение отдельно каждой из составляющих частей фигуры. Так, например, сначала рисуется туловище, а затем к нему прикрепляются руки и ноги.
- 2 балла – выполнение всех требований, кроме синтетического способа рисования. Три отсутствующие детали (шея, волосы, один палец руки, но не часть лица) можно не учитывать, если фигура нарисована синтетическим способом.
- 3 балла – фигура имеет голову, туловище, конечности. Руки и ноги нарисованы двумя линиями (объемные). Допускается отсутствие шеи, волос, ушей, одежды, пальцев и ступней.
- 4 балла – примитивный рисунок с головой и туловищем. Конечности нарисованы только одной линией каждая.
- 5 баллов (наихудший результат) — отсутствует четкое изображение туловища («головоножка») или обеих пар конечностей. Каракули.
Данное задание оценивает общий интеллектуальный уровень ребенка.
Задание 2.
Копирование слов, написанных письменными буквами: «Посмотри, здесь что-то написано. Ты попробуй написать точно также».
Предлагается скопировать фразу написанную письменными, а не печатными буквами. Если ребенок умеет читать и пишет фразу печатными буквами, то надо ему предложить скопировать образец иностранных слов, также написанных письменными буквами
Оценка результатов:
- 1 балл – хорошо и полностью разборчиво скопирован написанный образец. Буквы превышают размер букв образца не более чем в два раза. Первая буква по высоте явно соответствует прописной букве. Буквы четко написаны в три слова. Скопированная фраза отклоняется от горизонтальной линии не более чем на 30 градусов.
- 2 балла – разборчиво скопирован образец, но размер букв и соблюдение горизонтальной линии не учитываются.
- 3 балла – явная разбивка надписи минимум на две части. Можно понять хотя бы 4 буквы образца.
- 4 балла – с образцом совпадают хотя бы 2 буквы. Воспроизведенный образец все еще создает строку надписи.
- 5 баллов – каракули.
Диагностируется сенсомоторная координация, произвольность внимания, координация зрения и движений тонкой моторики руки.
Задание 3.
Срисовывание группы точек: «Посмотри, здесь нарисованы точки.
•••
•••
•••
•
Попробуй вот здесь, рядом, нарисовать точно так же». При этом нужно показать, где ребенок должен нарисовать. Во время выполнения ребенком задания надо следить за его действиями и делать пометки. Обратить внимание, какой рукой рисует ребенок, перекладывает ли карандаш из одной руки в другую, вертится слишком много, роняет ли карандаш и т. п.
Оценка результатов:
- 1 балл – отклонение совершенное копирование образца. Допускается незначительное одной точки от строки или колонки. Уменьшение образца допустимо, а увеличение не должно быть более чем вдвое. Рисунок должен быть параллелен образцу.
- 2 балла – число и расположение точек должно соответствовать образцу. Можно не учитывать отклонение не более трех точек на половину зазора между строкой и колонкой.
- 3 балла – рисунок в целом соответствует образцу, не превышая его по ширине и высоте более чем вдвое. Число точек может не соответствовать образцу, но их не должно быть больше 20 или меньше 7. Допускается любой поворот, даже на 180 градусов.
- 4 балла – контур рисунка не соответствует образцу, но все же состоит из точек. Размеры образца и число точек не учитываются. Иные формы, например линии, не допускаются.
- 5 баллов – каракули.
Итоги:
Находится суммарное число баллов по трем заданиям.
Если сумма баллов равна
3 - 6 баллов — готовность к школе высокая,
7-11 баллов - средняя зрелость,
12-15 баллов - готовность ниже нормы,
таких детей необходимо углубленно обследовать.
Результат тестового испытания можно рассматривать как основание для заключения о школьной зрелости и нельзя интерпретировать как школьную незрелость (возможны случаи, когда способные дети схематично рисуют человека и поэтому получают плохие результаты).
Список литературы
1. Божович Л.И. Психологические вопросы готовности ребенка к школьному обучению. Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста. М.: Изд – во АПН РСФСР, 1948.
2. Венгер Л.А. Психологическая готовность к обучению в школе. Развитие мышления и умственное воспитание дошкольников. М., 1985.
3. Венгер Л.А., Венгер А.Л. Готов ли ваш ребенок к школе? М.: Знание, 1994.
4. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. М.: Комтекс -Центр. 1993.
5. Диагностика учебной деятельности и интеллектуального развития детей. Под редакцией Д.Б.Эльконина, А.Л.Венгера.
6. Ермолаева М.В., Миланвич Л.Г. Методы работы психолога с детьми дошкольного возраста. М.: Институт практической психологии, 1996.
7. Запорожец А.В. Избранные психологические труды. Т.1, 2. М.: Педагогика, 1986.
8. Немов Р.С. Психология. М.: Просвещение. 1995. – Т.2.
9. Немов Р.С. Психология: учебник для студентов высших педагогических учебных заведений. Кн.3 Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики. – М.: ВЛАДОС., 1998.
10. Осницкий А.К. Психология самостоятельности. Методы исследования и диагностика. М.: Издательство «Эль-Фа», 1996.
11. Савельева Н. Настольная книга педагога-психолога дошкольного образовательного учреждения. – Ростов н./Д: Феникс, 2004.