Законодательные требования

Содержание

Введение

Глава 1. Нравственный облик государственного служащего. Требования к служебному поведению

Законодательные требования

Этика государственной службы. Требования, предъявляемые к государственному служащему

Понятие нравственных критериев отбора на государственную службу

Глава 2. Нравственный облик современного государственного служащего в органах государственной службы

Методы отбора на государственную службу

Влияние этических норм при отборе кандидатов на государственную службу, нравственный облик государственного служащего

Заключение

Список использованной литературы

Приложение

 



Введение

 

Тема настоящей работы - «Нравственный облик государственного служащего», тесно соприкасается с понятиями нравственность, духовность, культура... Над этими понятиями мы задумываемся все чаще, размышляя о путях становления новой российской государственности, о дальнейшем реформировании государственной службы.

Сегодня каждому здравомыслящему человеку понятно, что без опоры на прочные нравственные основания реализовать идеи демократии и социальной справедливости невозможно, их забвение чревато большими личностными и социальными трагедиями. Никакими общими рассуждениями типа «государственный аппарат должен служить людям, быть открытым и демократичным», «государственный служащий должен быть честным, принципиальным, заботиться об общественных интересах, не брать взяток и не использовать свое служебное положение в корыстных целях» делу не поможешь.

Актуальность исследования заявленной темы обоснована тем, что духовно-нравственные проблемы столь сложны, неоднозначны и так трудно поддаются какой-либо формализации, что практически невозможно дать в этом отношении конкретные рекомендации, создать какие-либо схемы и структуры. Не случайно право на существование этики государственного служащего как научной дисциплины, а, следовательно, и специального учебного предмета, обсуждается давно и вызывает немало споров. Так в настоящее время под этикой государственной службы понимается вид профессиональной этики, вместе с тем ее можно трактовать как науку о приложении моральных принципов к поведению должностных лиц в организациях, в данном случае в аппаратных структурах государственной власти и местного самоуправления. Вопросы этики приобретают значимое влияние не только в повседневной деятельности государственного служащего.

Под этим углом зрения и следует изучать нравственные основы государственной и муниципальной службы, анализировать нравственное сознание и нравственное поведение служащих, а также нравственный облик самого государственного служащего.

Главная задача изучения нравственных проблем государственной и муниципальной службы заключается в том, чтобы через познание природы и специфики общих моральных принципов исследовать основные тенденции и закономерности нравственного развития аппарата современного Российского государства, определить основные нравственные требования к служащим управленческих структур.

Теоретической основой работы стало изучение существующей нормативно-правовой базы о государственной службе в РФ, особое внимание уделено правовому анализу Федеральных Законов №104 от 27.05.2003 «О системе государственной службы Российской Федерации» [3] и №79 от 02.08.2004 «О государственной гражданской службе Российской Федерации» [4]. Также проанализированы основные подзаконные акты Указы Президента N 111 от 01.02.2005 «О порядке сдачи квалификационного экзамена государственными гражданскими служащими РФ и оценки их знаний, навыков и умений (профессионального уровня)», №885 от 12.08.2002 «Об утверждении общих принципов служебного поведения государственных служащих» [5]. Также значительное внимание уделено специальным научным исследованиям в указанной сфере [7; 11; 17; 20; 23; 31; 32].

Целью данной работы является анализ нравственного облика государственного служащего.

Для выполнения поставленной цели в аттестационной работе решаются следующие задачи:

1. дать понятие государственной службы в законодательстве РФ и определить принципы государственной гражданской службы;

2. определить законодательные требования, предъявляемые к служебному поведению государственных служащих;

.   дать понятие нравственных критериев отбора на государственную службу;

.   выявить значение критериев нравственности в кадровой работе;

.   проанализировать представления государственных служащих о нравственном облике современного государственного служащего.

Решение этих задач позволит нам выявить сущность, роль и место морали в системе государственно-управленческих отношений, анализировать моральное состояние персонала государственной и муниципальной службы в целом, а также теоретически обосновать и раскрыть содержание моральных требований и идеалов, принципов и нравственных норм, присущих системе государственного и муниципального управления, проанализировать наиболее типичные для аппарата государственного управления нравственные ситуации, конфликты, предложить эффективные способы их преодоления.

Работа состоит из двух глав, каждая из которых поделена на пункты, соответствующие тематике, заявленной в названии главы. Такое деление представляется наиболее уместным для всестороннего анализа обозначенной в названии работы темы.



Глава 1. Нравственный облик государственного служащего. Требования к служебному поведению

 

Законодательные требования

 

Закон является инструментом кадровой политики в органах государственной власти, на его основе происходит формирование кадрового состава гражданских служащих и регулируется их деятельность.

Отношение к включению в нормативные правовые акты требований к служебному поведению гражданских служащих неоднозначно. Существует мнение, что закрепление законом моральных норм и требований - это формальное, искусственное действие [29].

Другая точка зрения заключается в том, что систематизация нравственных, моральных требований к гражданским служащим помогает им ориентироваться в поведенческих действиях и выступает в качестве критериев оценки сложных нравственных проблем поведения служащих.

Требования к служебному поведению должны определять систему нравственных стандартов, конкретных норм поведения гражданских служащих при реализации полномочий государственных органов. Требования определяют в том числе и этические нормы служебного поведения. Мораль гражданского служащего не может основываться только на собственном представлении о нравственности, она определяется и общественными потребностями. Законодатель при закреплении требований к служебному поведению опирался на реальные нравы и традиции, сообразовывал требования с системой ценностей, существующих в обществе, исторически сложившимися представлениями о морали.

Большинство требований к служебному поведению гражданского служащего связано с обязанностями гражданского служащего (ст. 15), правами (ст. 14), ограничениями (ст. 16), запретами (ст. 17) (Закон «О государственной гражданской службе»). [4]

Необходимо отметить, что сложности при практической реализации положений Закона о служебном поведении и отбора на профессиональную государственную службу связаны с:

субъективностью и поливариантностью оценки моральных, этических, нравственных категорий;

отсутствием интеграции современного российского общества посредством единой морали, отрицанием сложившихся ранее нравственных норм и ценностей;

невозможностью учесть весть спектр поведенческих стратегий и сложностью определения адекватных санкций за нарушение требований к служебному поведению.

Требования к служебному поведению включают в себя три типа нравственных норм:

а) предписывающие (как требуется поступать с точки зрения профессиональной морали гражданского служащего);

б) запретительные (что недопустимо в рамках служебного поведения);

в) рекомендательные (как следует вести себя в той или иной ситуации в служебное и неслужебное время).

В законе нельзя предусмотреть все нравственные коллизии, возникающие в практической деятельности гражданского служащего. Статьи закона не заменяют и личного морального выбора, позиции и убеждений человека, его совести.

Зарубежная практика организации государственной службы свидетельствует о позитивных результатах внедрения требований к служебному поведению служащих. Одним из наиболее известных является Моральный кодекс американского общества государственного управления, в котором содержатся принципы поведения служащих [18].

Следует подчеркнуть, что для оценки этического поведения государственного служащего требуется более высокий стандарт, чем тот, который применяется для оценки нравственности других граждан. Требования к поведению гражданского служащего должны быть более строгими, чем обычные моральные нормы.

Требования предъявляемые к служебному поведению гражданского служащего содержатся в ст. 18 ФЗ «О государственной гражданской службе». [4] К недостаткам ст. 18 Закона можно отнести то, что по сути не определены процедуры принятия нормативных актов государственных органов о служебном поведении, конкретизирующих деятельность служащих применительно к отдельным сферам и специфике целей и функций органов власти; не определены способы контроля и санкции за нарушения.

Указом Президента РФ от 12 августа 2002 г. N 885 «Об утверждении Общих принципов служебного поведения государственных служащих» [5] рекомендовано не только государственным служащим, но и лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации и выборные муниципальные должности, придерживаться Принципов, утвержденных Указом, в части, не противоречащей правовому статусу этих лиц.

По мнению ученых, на данный момент этот нормативный акт можно считать своеобразным кодексом поведения государственных служащих [17].

Установленные данным Указом принципы представляют собой основы поведения государственных служащих, которыми им надлежит руководствоваться при исполнении должностных (служебных) обязанностей.

Так государственный служащий, сознавая свою ответственность перед государством, обществом и гражданами, призван:

1. исполнять должностные (служебные) обязанности добросовестно, на высоком профессиональном уровне в целях обеспечения эффективной работы государственного органа;

2. исходить из того, что признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина определяют основной смысл и содержание деятельности органов государственной власти и государственных служащих;

.   осуществлять свою деятельность в рамках установленной законами и подзаконными нормативными правовыми актами компетенции государственного органа;

.   не оказывать предпочтения каким-либо профессиональным или социальным группам и организациям, быть независимым от влияния со стороны граждан, профессиональных или социальных групп и организаций;

.   исключать действия, связанные с влиянием каких-либо личных, имущественных (финансовых) и иных интересов, препятствующих добросовестному исполнению должностных (служебных) обязанностей;

.   соблюдать установленные законом ограничения для государственных служащих;

.   соблюдать политическую нейтральность, исключающую возможность какого-либо влияния на свою служебную деятельность решений политических партий или иных общественных объединений;

.   соблюдать нормы служебной, профессиональной этики и правила делового поведения;

.   проявлять корректность и внимательность в обращении с гражданами и представителями организаций;

.   проявлять терпимость и уважение к обычаям и традициям народов России, учитывать культурные и иные особенности различных этнических, социальных групп и конфессий, способствовать межнациональному и межконфессиональному согласию;

.   воздерживаться от поведения, которое могло бы вызвать сомнение в объективном исполнении государственным служащим должностных (служебных) обязанностей, а также избегать конфликтных ситуаций, способных нанести ущерб его репутации или авторитету государственного органа;

.   при угрозе возникновения конфликта интересов - ситуации, когда личная заинтересованность влияет или может повлиять на объективное исполнение должностных (служебных) обязанностей, - сообщать об этом непосредственному руководителю и выполнять его решение, направленное на предотвращение или урегулирование данного конфликта интересов;

.   не использовать свое служебное положение для оказания влияния на деятельность государственных органов, организаций, должностных лиц, государственных служащих и граждан при решении вопросов, лично его касающихся;

.   воздерживаться от публичных высказываний, суждений и оценок в отношении деятельности государственных органов, их руководителей, если это не входит в его должностные (служебные) обязанности;

.   соблюдать установленные в государственном органе правила публичных выступлений и предоставления служебной информации;

.   уважительно относиться к деятельности представителей средств массовой информации по информированию общества о работе государственного органа, а также оказывать им в установленных законами случаях и порядке содействие в получении достоверной информации.

Также впервые в Указе Президента N 885 дано определение понятия «конфликт интересов»: это ситуация, когда личная заинтересованность влияет или может повлиять на объективное исполнение должностных (служебных) обязанностей. Определен и порядок действий служащего при угрозе возникновения конфликта интересов, а именно: служащий обязан сообщить об этом непосредственному руководителю и выполнять его решение, направленное на предотвращение или урегулирование конфликта интересов.

Повышенные требования, вполне обоснованно, предъявляются к руководителям. Гражданский служащий, замещающий должность гражданской службы категории «руководители», обязан не допускать случаи принуждения гражданских служащих к участию в деятельности политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений.

Так как гражданский служащий, замещающий должность гражданской службы категории «руководители» наделен значительными организационно-распорядительными полномочиями по отношению к другим государственным служащим, то он призван принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов; не допускать принуждения гражданских служащих к участию в деятельности организаций, если такое действие ставит под сомнение политическую нейтральность, не исключает возможности какого-либо влияния на служебную деятельность решений политических партий или иных общественных объединений.

Необходимо учесть, что хотя перечень требований к служебному поведению гражданского служащего и не является исчерпывающим, смысл требований определяет главное - закон позволяет не дожидаться последствий злоупотреблений гражданских служащих (например, возникновения ненадлежащей выгоды и оснований для привлечения лица к административной или уголовной ответственности), а устранять причины, предпосылки коррупции и иных злоупотреблений на ранних стадиях, на уровне дисциплинарной ответственности.

В данном контексте необходимо также рассмотреть содержание ст. 19 ФЗ «О государственной гражданской службе» [4]. Конфликт интересов - ситуация, при которой личная заинтересованность гражданского служащего влияет или может повлиять на объективное исполнение им должностных обязанностей и при которой возникает или может возникнуть противоречие между личной заинтересованностью гражданского служащего и законными интересами граждан, организаций, общества, субъекта Российской Федерации или Российской Федерации, способное привести к причинению вреда этим законным интересам граждан, организаций, общества, субъекта Российской Федерации или Российской Федерации [22].

Как считает Казаченкова О.В. «при конфликте интересов государственный гражданский служащий делает выбор между личной заинтересованностью как возможностью получения им при исполнении должностных обязанностей доходов (неосновательного обогащения) в денежной либо натуральной форме, доходов в виде материальной выгоды непосредственно для себя, членов своей семьи, иных граждан или организаций, указанных в Законе, и интересами службы, то есть задачами, для выполнения которых образованы федеральные государственные органы, государственные органы субъектов Российской Федерации, и полномочиями, выполнение которых непосредственно возложено на гражданского служащего» [14].

Это означает, что в первую очередь при конфликте интересов страдают интересы службы, в связи с чем, как нам представляется, противоречие возникает не между личной заинтересованностью гражданского служащего и законными интересами граждан, организаций, общества, субъекта Российской Федерации или Российской Федерации, а между ненадлежащим исполнением гражданским служащим возложенных на него должностных обязанностей и указанными законными интересами.

Следовательно, возможность причинения вреда законным интересам граждан, организаций, общества, субъекта Российской Федерации или Российской Федерации находится в прямой зависимости не от личной заинтересованности гражданского служащего, а от необъективного исполнения им должностных обязанностей, произошедшего вследствие влияния на их добросовестное исполнение личной заинтересованности.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: