Влияние этических норм при отборе кандидатов на государственную службу, нравственный облик государственного служащего

государственный служащий этика нравственный

Практическая часть аттестационной работы будет представлять собой анализ анкетирования, проводимого среди государственных служащих Санкт-Петербурга в 2007 году. Подобный анализ позволит нам не только выявить этические критерии отбора на государственную службу, определяемые самими служащими, но и через призму данного исследования попытаться определить нравственный облик государственного служащего.

Предложенная анкета содержит 46 вопросов, выборка проводилась среди госслужащих различных органов государственной власти, всего 50 респондентов. Вопросы расположены в произвольном порядке и нацелены на выявление общих закономерностей в группе однородных вопросов. Тема Анкеты: «влияние этических норм при отборе кандидатов на государственную службу, нравственный облик государственного служащего».

На характеристику респондентов были направлены вопросы с 1 по 5. Среди опрошенных 20 государственных служащих подпали под возрастную категорию 25-30 лет, 19 человек в возрастную категорию 31-40 лет, и только 11 человек в возрастную категорию 40-50 лет.

При этом в категорию 40-50 лет попали 8 из 11 опрошенных руководителей.

Основное количество респондентов - женщины, хотя это соотношение практически приравнено, при этом большая часть мужчин приходится на возрастную категорию от 31 до 40 лет. 12 из 20 опрошенных мужчин, попали именно в эту категорию, 6 мужчин оказались руководителями и попали в возрастную категорию 40-50 лет, и только 2-е специалистов - мужчин попали в возрастную категорию от 25 до 40 лет.

Среди женщин наоборот наибольшее количество респондентов попали в возрастную категорию от 25 до 30 лет (18 из 30 опрошенных), 7 женщин -специалистов попали в возрастную категорию от 31 до 40 лет, 5 женщин - руководителей в возрастную категорию от 40 до 50 лет.

 

Рисунок 1. Распределение респондентов по полу и возрасту

 

Такие цифры вряд ли указывают на существенное омоложение государственной службы, однако, «молодость» опрашиваемых респондентов позволяет с большей уверенностью говорить о сопричастности их к отбору на государственную службу, поскольку около 40% всех опрошенных поступили на государственную гражданскую службу в последние 2-3 года, следовательно, им хорошо известны критерии отбора и методы, с помощью которых формируется кадровый резерв государственной службы.

При этом, практически все опрошенные имеют Высшее образование (85%), но только 10% из них имеет высшее профессиональное образование государственного служащего.

По результатам анализа данного анкетирования, в целях аттестационной работы, составлена таблица с обобщением полученных данных, проанализированы вопросы, связанные с отбором на госслужбу.

Итак, в результате анализа представленного анкетирования необходимо сделать следующие выводы.

Отвечая на вопрос №6, «сопряжена ли ваша работа с постоянным общением с гражданами», 75% респондентов ответили, что их работа сопряжена с общением не только с органами государственной власти, но и с гражданами, соответственно 25% респондентов в своей работе не сопряжены с общением с гражданами, из них практически все 90% подпадают под возрастную группу 25-30 лет и работают в кадровых и архивных отделах.

Вопрос №7 направлен на выяснение нравственной установки респондентов по отношению к складывающимся конфликтным ситуациям.

% всех опрошенных указало, что в случае возникновения конфликтной ситуации с сослуживцами, они будут пытаться разрешить ее мирным путем. Любопытно, что оставшиеся 10% пришлось на возрастную категория от 25 до 30 лет, эти 5 человек оказались специалистами с непродолжительным стажем работы, для которых работа в государственных органах не является моральным призванием.

На 8 вопрос «есть ли в вашем ведении подчиненные» 50% опрошенных ответили да, при этом в этот интервал автоматически попали руководители - 11 человек, 12 человек из числа специалистов попали под возрастную категорию от 31 до 40 лет и только 2 человека из возрастного интервала от 25 до 30 лет указало на наличие у них подчиненных. Показатели между мужчинами и женщинами разделились примерно поровну, 14 из 25 опрошенных респондентов, имеющих подчиненных, оказались мужчинами, 11 - женщинами.

На 9 вопрос, 80% опрошенных (40 из 50) указали, что в отношения с подчиненными следуют четкой субординации и не стараются установить дружественные связи, оставшиеся 10% пришлись на возрастную категорию от 25 до 30 лет, любопытно, что все 10 человек оказались женщинами.

Отвечая на 10 вопрос: «Какие нормы этики наиболее важны» 17 опрошенных ответили, что нравственные ценности (гуманизм, патриотизм), 23 человека ответило, что наиболее важны личностные добродетели, 10 респондентов указали, что считают понятия справедливости, добра важнейшими ассоциациями с государственной службой (см. рис. 2).

 

Рисунок 2. Распределении наиболее важных норм этики

 

При этом из 23 ответивших «личностные добродетели» 18 респондентов оказались женщинами, мужчины же напротив, в большинстве своем делали акцент на общенравственных ценностях 15 из 17 всех ответивших подобным образом.

При этом более 80% всех опрошенных указали, что именно профессионализм является ключевым факторов отбора на государственную службу (вопросы 12, 24). Это в частности подтверждается, тем, что 75% респондентов указали, что моральные качества при поступлении на госслужбу играют важное, но не ключевое значение, при этом 20% опрошенных ответили, что моральные качества вообще несущественны и никак не учитываются при формировании кадрового состава (вопрос №11). Здесь следует отметить, что все эти 20% пришлись на возрастную категорию от 31 до 40 лет, как показало исследование, это наиболее уверенные в своем социальном положении государственные служащие, поэтому такие вопросы как нравственные критерии отбора касаются их в меньшей степени.

Ответы респондентов на вопросы №13,14,25 выявили необходимость дальнейшего совершенствования системы нравственных критериев отбора на государственную службу, служебного поведения государственных служащих, почти 100% опрошенных лиц указали на необходимость принятии Кодекса профессиональной Этики государственного служащего, в аттестационной работе мы уже не раз упоминали о необходимости принятия данного акта. Также практически 100% респондентов ответили, что знакомы с основными принципами работы на государственной службе.

из 50 человек указало, что критерии отбора на государственную службу нуждаются в дальнейшем совершенствовании, только 10 человек посчитало их достаточно четкими, любопытно, что 8 из 10 указанных респондентов оказались руководителями и попали в возрастную категорию от 41 до 50 лет.

Интересным представляется расхождение мнений в вопросах политической и иной нейтральности (вопрос №15), только 20 из 50 опрошенных гос. служащих указали, что политическая нейтральность является непременным условием в государственной службе, еще 20 респондентов посчитали, что политическая заинтересованность не может быть существенным препятствием для осуществления функций государственной службы, 5 из 50 опрошенных затруднились с ответом.

Самое интересное заключается в том, что 15 из 20 указанных респондентов, ответивших, что политическая нейтральность не является непременным условием государственной службы, попали в возрастную категорию от 25 до 30 лет. 5 из ответивших аналогичным образом попали в категорию от 31 до 40 лет.

Также неоднозначным выглядит ответ опрошенных государственных служащих, касающийся использования своего служебного положения для оказания влияния при решений вопросов организациями, должностными лицами или решение вопросов граждан. 10 из 50 респондентов указали, что они используют свое служебное положение в обозначенных целях (вопрос №23). Из них все 10 оказались мужчинами, 5 руководителей и 5 специалистов, возрастные категории поделились примерно поровну.

На вопрос №16 «Проводились ли с Вами за время службы семинары по нормам служебной, профессиональной этики и правил делового поведения?» лишь 25% опрошенных заявили о том, что с ними проводились подобные мероприятия, при этом все 25% (13 человек) попали под возрастную категорию от 25 до 30 лет. Вопрос №29 подтвердил эти данные, большинство респондентов затруднилось назвать конкретные мероприятия, проводимые в их государственном учреждении по оздоровлению моральной и нравственной атмосферы в коллективе.

Более 50% опрошенных приходилось сталкиваться с примерами девиантного поведения при обращении в учреждения государственной службы (вопрос №30), при этом абсолютно все респонденты утверждали, что они проявляют максимальную корректность и внимательность в обращении с гражданами и представителями организаций (вопрос №17).

При этом опрошенные служащие разделились примерно поровну между всеми возрастными категориями и по признаку пола, что подчеркивает взаимообусловленность процессов общения с гражданами с государственной службой в принципе.

Также практически все опрошенные указали, что обычаи и традиции играют значительную роль в работе государственного служащего, однако, никто из респондентов не указал, что значение обычаев и традиций является самым важным (вопросы №18, 19).

На вопрос №20 «Считаете ли вы, что имидж государственного служащего образует имидж государственной службы в целом?» 46 из 50 респондентов ответили да, только 4 человека, причем руководители - мужчины, указали, что имидж самого служащего не влияет на отношение к государственной службе в целом.

Отвечая на 21, 22 вопросы анкеты, государственные служащие практически единогласно ответили, что не станут сообщать о возникновении конфликта интересов с подчиненными или сослуживцами непосредственному руководителю, 44 из 50 опрошенных, а 47 респондентов попытались бы устранить возникший конфликт самостоятельно.

Вопрос 24 условно разделил всех государственных служащих на 2 категории: 29 из 50 опрошенных респондентов (почти 60%) ответили, что главным качеством в работе государственного служащего является профессионализм. 21 респондент указал на добросовестность, как главное качество служащего. Никто из респондентов не выбрал версии «лояльность».

При этом из 29 респондентов, указавших профессионализм как основное качество государственного служащего 20, то есть 100%, оказались мужчинами, напротив 67% всех опрошенных женщин, указало на добросовестность как основной критерий гос. службы. (см. рис. 3).

Ответ на вопрос №26 продемонстрировал толерантность государственных служащих к собственным коллегам, 44 из 50 человек указали, что большинство государственных служащих соответствует занимаемым ими постам, только 6 человек указали, что нет, не соответствуют. При этом все 6 опрошенных государственных служащих оказались специалистами от 25 до 30 лет.

 

Рисунок 3. Качества государственного служащего

 

Отвечая на 27 вопрос, большинство респондентов (75%) указали на важность поиска кандидатов на государственную службу, при этом все служащие в возрастной категории от 31 до 40 и от 41 до 50 лет ответили подобным образом, 25% (13 человек) посчитавшими поиск кандидатов не важным для государственной службы попали под возрастную категорию от 25 до 30 лет.

Вопросы №№33, 34, 38, 39, 45, 46 были посвящены вопросам кадровой политики в учреждении государственного служащего, отношению служащих к современной системе отбора на государственную службу, выяснении основных нравственных и этических норм, учитываемых современным государственными служащими при отборе и осуществлении государственной службы.

Вопросы №№32, 33, 34 показали, что большая часть опрошенных государственных служащих (80%) имеет четкое представление о существующем законодательстве в сфере государственной службе (вопрос №33), оценивают существующие законодательные цензы как соответствующие требованиям, предъявляемым к государственной службе.

На 35 вопрос анкеты 90% всех служащих указало, что при допущении ошибки другим служащим, в первую очередь они информируют самого провинившегося. 10% указали, что доложили бы об этом руководству, ни один респондент «не закрыл бы глаза» на замеченные нарушения.

Отвечая на 36 вопрос, 80% респондентов указали, что конфликты на государственной службе возникают редко, еще 10% указали на то, что конфликты возникают достаточно часто, из них 100% оказались руководителями и попали в возрастную категорию от 41 до 50 лет. При этом 60% респондентов указали на то, что они конфликтные личности, любопытно что 20 из этих 30 опрошенных оказались женщинами, оставшиеся 40% с преобладанием мужчин не признают себя конфликтными личностями.

На вопрос №38 ответы респондентов разделились примерно поровну, те же 20%, что и при ответе на 24 вопрос, указали, что добросовестность является важнейшим качеством в государственной службе, 50% указали на образованность, и 30% остановились на варианте ответственность. Все данные разделились примерно поровну между респондентами мужчинами и женщинами и всеми возрастными категориями.

Также крайне важным представляется ответ респондентов на 41 вопрос проводимого анкетирования. 90% всех служащих, то есть 45 человек, указали на то, что низкая мораль в коллективе сказывается на результатах деятельности госслужбы. Зависимость эффективности государственной службы от уровня морали отражена в рис. 5.

 


Рисунок 4. Приоритет ценностей при отборе на государственную службу

 

Рисунок 5. Эффективность госслужбы в зависимости от уровня морали в (%)

 

Наконец, формулируя собственное определение понятия «профессиональной этики государственного служащего» большинство из опрошенных, сформулировали его, как вид профессиональной этики, устанавливающий нормы нравственного поведения в органах государственной службы.

Автор также замещает государственную должность на государственной службе и находит подобное исследование очень актуальным. Такой способ анализа нравственности современного государственного служащего, как анкетирование, вполне может быть апробирован во многих государственных структурах, в том числе Комитете по строительству.

Эта мысль находит свое теоретическое подтверждение в ходе всей аттестационной работы. Так, нам удалось установить, что законодатель не устанавливает однозначных критериев нравственности государственного служащего, хотя опыт зарубежных стран показывает нам возможность такого закрепления. Теоретическая литература слишком углубленно освещает проблемы самой нравственности, но не дает их анализа в контексте государственной службы, поэтому анкетирование, проводимые среди служащих могут стать хорошей практикой, на основе которой можно будет говорить о реальных основаниях и предпосылках к изменению существующего законодательства в сфере государственной службы.

 




Заключение

Подробно рассмотрев вопросы нравственного облика государственного служащего, а также этических регуляторов деятельности государственного служащего, проблемы нравственности на современной государственной службе, необходимо сделать несколько основных выводов.

В настоящее время при устройстве на государственную службу работодателя интересуют, как правило, знания, умения и опыт работника. Все теоретические разработки направлены на изучение и оценку навыков, умений, интеллекта. При таком подборе кадров совершенно не учитываются психологические особенности и эмоциональное состояние предполагаемых работников. Однако, как показало настоящее исследование, нравственные критерии отбора на государственную службу занимают значительное место в системе требований, предъявляемых к кандидатам на государственную службу, служат формированию профессионального кадрового резерва государственной службы. На это косвенно указывает Федеральный Закон «О государственной гражданской службе» №79 от 02.08.2004 (ст. 18). Более подробно эти требования обозначены в Указе Президента РФ №885 от 12.08.2002 «Об утверждении общих принципов служебного поведения государственных служащих».

Сразу необходимо заметить, что современное законодательство не выработало понятия нравственных критериев отбора и нравственности государственной службы. В научном смысле под нравственными критериями следует понимать основания в государственной службе, определяющее предпочтение, отбор и ранжирование людьми ее элементов и их классов с позиций духовно-нравственных характеристик. Нравственные критерии предопределены поведенческими особенностями, однако, сложившись, они поддерживают устоявшиеся поведенческие образцы.

Для успешного государственного управления во имя создания общества, достойного человека, госаппарат, аппарат органов местного самоуправления должен руководствоваться принципами нравственности и этики государственной службы.

Нравственные принципы реализуются посредством соблюдения соответствующих норм. Отсюда можно подытожить, какие именно нравственные качества должны быть присущи государственному служащему.

Прежде всего, следует назвать нормы общечеловеческого характера (это первый блок): честность, правдивость, доброжелательность, уважение к личности и т. д. Так в аттестационной работе мы указали, что с посетителями представитель власти должен вести себя спокойно, достойно, культурно, избегать легкомысленных обещаний. Разумеется, он должен быть скромен, проявлять заботу о своей репутации и личной независимости. Государственный служащий должен избегать действий, шокирующих окружающих: недопустимы пьянство, неряшливость, легкомыслие, неупорядоченность в семейных делах и т. д.

Эти нормы регулируют практически весь спектр служебных отношений, но особенно их значимость проявляется в сфере взаимодействия государства и общества, государственного аппарата и гражданина. Каждый служащий должен помнить, что по его поведению и поступкам судят не только о нем, но и обо всем ведомстве, власти в целом.

Ко второму блоку в аттестационной работе мы отнесли нравственные нормы внутриаппаратного поведения: коммуникабельность, умение хранить государственную и служебную тайну; дисциплинированность; неприятие таких негативных проявлений, как угодничество, панибратство, сплетни, интриги. А к третьему блоку - нравственные нормы разрешения служебных конфликтов: личная уравновешенность, отсутствие экстремизма, умение находить компромиссы и др.

Характеризуя данные критерии перед нами в аттестационной работе встал вопрос, какие конкретно методы отбора кандидатов на государственную службу, используются в настоящее время.

Закон напрямую указал конкретные методы отбора на государственную службу (п. 19 Положения о конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы РФ), отнеся к ним: индивидуальное собеседование; анкетирование; групповые дискуссии; тестирование; написание рефератов, ключевое значение среди которых приобретают собеседование и тестирования, особенно с точки зрения нравственного облика государственного служащего.

Также в заключении необходимо отметить, что практические все правовые акты, регулирующие деятельность государственных служащих, вопросы формирования кадрового резерва и состава государственной службы, были приняты в последние годы. Таким образом, последние годы в Российской Федерации была проделана исключительно большая работа по становлению и развитию новой системы государственного и муниципального управления и самоуправления, по совершенствованию работы органов власти и управления всех уровней.

Как показал анализ проведенного в работе анкетирования, нравственный облик современного государственного служащего начинает выходить на первый план, осознание государственными служащими необходимости придерживаться норм этики государственной службы очевидно.

Как представляется именно на нравственной основе возможно повысить качество работы государственных служащих и обеспечить решение важнейших государственных программ в экономической, социальной, культурной и других сферах.




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: