Глава 2. Эмпирическое изучение межличностных взаимоотношений детей со сверстниками

Методы изучения общения детей дошкольного возраста

 

Обобщив теоретический материал, в качестве рабочей гипотезы мы предположили, что у детей среднего дошкольного возраста общение со сверстником носит ситуативный характер. С целью проверки выдвинутого предположения нами была проведена исследовательская работа.

Цель исследования: изучить особенности общения со сверстниками у детей среднего дошкольного возраста.

В соответствии с целью были определены задачи исследования:

. Подобрать методики, направленные на диагностику общения со сверстниками у детей дошкольного возраста.

. Организовать диагностическое обследование детей по подобранным методикам.

. Сравнить полученные в результате исследования данные.

. Подвести итог по результатам, сделать выводы.

Первый этап нашей экспериментальной работы посвящён отбору наиболее эффективных методов и приемов, диагностических методик, направленных на изучение особенностей общения со сверстниками у детей дошкольного возраста. В поиске наиболее оптимальных, соответствующих возрастным методов исследования и эффективных методик, направленных на изучение особенностей общения их со сверстниками, мы обратились к изучению практической литературы по детской психологии различных авторов (Г.А. Урунтаевой, Р.С. Немова; О.Н. Истратовой). Таким образом, проанализировав перечисленные работы, подошли к выбору методик:

. «Диагностика развития общения со сверстниками» Орлова И.А., Холмогорова В.М. (см. приложение № 1);

. Диагностическая методика Е.Е. Кравцовой «Лабиринт» (см. приложение № 3).

Диагностика развития общения детей со сверстниками (Приложение 1.) Разработанная Орловой И.А. и Холмогоровой В.М., эта методика предполагает в процессе наблюдения вести регистрацию отдельных действий ребёнка к сверстнику (интереса ребёнка к сверстнику, чувствительности к воздействиям, инициативности ребёнка в общении, просоциальных действий, сопереживания и средств общения).

Цель: выявить уровень сформированности коммуникативного навыка детей дошкольного возраста со сверстниками.

Показателями общения детей со сверстниками служат такие параметры общения как:

Интерес к сверстнику (обращает ли ребенок внимание на сверстника, рассматривает его, знакомится с его внешностью (подходит ближе к сверстнику, рассматривает его одежду, лицо, фигуру).

Инициативность (стремление ребенка привлечь внимание сверстника к своим действиям, взгляды в глаза, адресованные улыбки, демонстрация своих возможностей, вовлечение в совместные действия).

Чувствительность (активность) - стремление ребенка к взаимодействию со сверстником, желание ребенка действовать совместно, способность реагировать на воздействия сверстника и отвечать на них, наблюдение за действиями сверстника, стремление подстроиться под них, подражание действиям сверстника.

Просоциальные действия (способность ребенка учитывать желания сверстника, умение поделиться, помочь, делать что-то вместе).

Средства общения (действия, посредством которых ребенок стремится привлечь к себе внимание сверстника, вовлекает его в совместные действия и

участвует в них). Показателями данного параметра являются:

экспрессивно-мимические средства (эмоциональная окрашенность действий детей, раскованность сверстников);

активная речь.

Методика Е.Е. Кравцовой «Лабиринт» направлена на выявление общей характеристики общения ребёнка со сверстником и установления его типа (см. Приложение 3.).

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: