После завершения работы по отбору методик для проведения констатирующего эксперимента, мы приступили собственно к осуществлению задач второго этапа, используя подобранные методики.
Диагностика развития общения со сверстниками осуществлялась нами на базе МОУ д/с № 60 г. Волгограда. За детьми мы наблюдали в естественных условиях, с применением следующих ситуаций общения: «Непосредственное общение»; «Общение с участием взрослого»; «Совместная деятельность с предметами». В протоколе регистрации параметров общения (см. Приложение 2.), используя шкалу оценки параметров развития общения со сверстниками, фиксировали развитие того или иного параметра в зависимости от ситуации общения - обводили соответствующий балл (см. там же). Примером может послужить регистрация параметров общения Софьи К. (4 года) со сверстниками. В процессе наблюдения за девочкой в различных ситуациях общения, отметили следующее: Софья К. не проявляет особого интереса к деятельности сверстника; действует неуверенно по отношению к своим ровесникам; инициативные обращения к ним не отличаются настойчивостью (иногда откликается на предложения взрослого сделать что-нибудь вместе со сверстником (построить домик, поменяться игрушками), но предложение отдать игрушку сверстнику вызывает протест, лишь изредка смотрит в глаза сверстнику, эпизодически выражает свое эмоциональное состояние (улыбается, сердится), мимика девочки преимущественно спокойная, не заражается эмоциями от сверстника; активная речь ребенка состоит из отдельных фраз: «Я так не буду!», «Отдай! Моя кукла!». Данная характеристика дает нам возможность определить уровень развития общения Софьи со сверстниками. Что касается обнаруженных параметров общения со сверстниками у Софьи Г., то мы оценили их в следующей последовательности, в общем, для всех наблюдаемых ситуаций общения:
|
|
▪ интерес - 1 балл;
▪ инициативность - 2 балла;
▪ чувствительность - 2 балла;
▪ просоциальные действия -1 балл;
▪ средства общения: экспрессивно-мимические - 1 балл;
активная речь - 4 балла.
Итак, исходя из полученных результатов, можно отметить, что у Софьи средний уровень развития общения со сверстниками.
Таким же образом нами были зарегистрированы и оценены параметры общения со сверстниками всех диагностируемых детей. Представим полученные результаты в таблице 1.
Таблица 1 - Уровни развития общения со сверстниками детей дошкольного возраста (в баллах)
№ п/п | Имя, фамилия, возраст ребенка. | Уровни развития общения со сверстниками |
1. | Арабаджи Даша (4,5 г.) | 1 |
2. | Бараков Денис (4г. 7 мес) | 2 |
3. | Воробьёв Андрей (4г.10мес.) | 2 |
4. | Евсикова Валерия(5 лет) | 2 |
5. | Иванов Егор(4г.8мес) | 2 |
6. | Казакова Дарина(4г11мес) | 3 |
7. | Котляров Дмитрий (4г.5мес) | 2 |
8. | Краснов Сергей (5 лет) | 2 |
9. | Кузнецова София(4г.) | 1 |
10. | Лисина Полина (4г.5мес.) | 1 |
11. | Лисицин Максим (4,5г.) | 1 |
12. | Межерицкий Роман (4г.10мес.) | 2 |
13. | Мельникова Валерия(4г.10мес.) | 3 |
14. | Никифоров Егор(4г.7мес.) | 2 |
15. | Неупокоева Ангелина(4г.8мес.) | 2 |
16. | Попов Артём (4г.9мес.) | 2 |
17. | Родионова София(4г.11мес.) | 3 |
18. | Садчиков Артём(4г.9мес.) | 2 |
19. | Серова Вероника(4г.5мес) | 1 |
20. | Фетисов Арсений(5 лет) | 2 |
21. | Шаймарданова Лада(4г.9мес) | 2 |
22. | Шишкан Никита (4г.8мес.) | 2 |
23. | Щуркина Маша(4г.10мес.) | 2 |
|
|
В целом в группе можно наблюдать следующую ситуацию развития общения детей дошкольного возраста друг с другом:
у 22% детей низкий уровень развития общения;
у 65% детей - средний уровень;
у 13% - высокий уровень развития общения.
Результаты психодиагностического обследования по выявлению общей характеристики и установлению возможных типов общения и сотрудничества ребёнка со сверстниками (по методике Е.Е. Кравцовой «Лабиринт») представлены в Таблице 2.
Таблица 2 - Сводные результаты по методике «Лабиринт»
Тип общения | Абс. | % |
1 | 0 | 0 |
2 | 2 | 9 |
3 | 2 | 9 |
4 | 9 | 39 |
5 | 7 | 30 |
6 | 3 | 13 |
По результатам проведённого диагностического исследования можно выделить группу дошкольников 39%, у которых преобладает 4 тип общения - кооперативно-соревновательный. Данный тип характеризуется у детей принятием и удержанием задачи, задающей контекст их деятельности, однако стоит заметить, что у детей устанавливаются и сохраняются на протяжении всей игры стабильные соревновательные отношения с партнёром. Участники внимательно следят за действиями партнёра, соотносят с ними свои действия, планируют их последовательность и предвосхищают результаты. Подсказки взрослого воспринимаются адекватно, как наведение на способ решения сложившейся задачи.
У 30% дошкольников преобладает 5 тип общения. Дети с этим типом общения способны к подлинному сотрудничеству и партнёрству в ситуации общей задачи. У них уже не наблюдается соревновательных отношений. Они подсказывают друг другу, сопереживают успехам партнёра. Подсказка взрослого принимается адекватно, но её использование также ситуативно. Дети, отнесённые к данному типу развития общения со сверстниками, активно сопереживают партнёру.
Также выделяется группа дошкольников 13%, у которых наивысший 6 тип общения. У детей с таким можно заметить устойчивый уровень сотрудничества, они относятся к игре как к совместной, общей задаче, стоящей перед обоими партнёрами. Они сразу же, не дотрагиваясь до машинок, начинают искать общий способ решения. Эти испытуемые планируют «стратегию» проведения машинок, составляют общий план действий, своих и партнёра.
У 9% дошкольников преобладает 3 тип общения. У представителей этого типа впервые возникает действительное взаимодействие, но оно носит ситуативный и импульсно-непосредственный характер - в каждой конкретной ситуации и по поводу каждой машинки дети пытаются договориться и согласовать свои действия. Подсказка взрослого принимается, но используется лишь для данной конкретной ситуации. Эти дети довольно активно общаются между собой.
И 9% дошкольников имеют 2 тип общения. Они принимают задачу, но не могут удержать её на протяжении всей игры. У данных детей наблюдается скованность движений, зажатость, не уверенность в себе.
Итак, исходя из полученных результатов диагностического исследования, мы можем сделать вывод, что детям среднего дошкольного возраста присущи следующие особенности общения: интерес к сверстнику, стремление ребёнка привлечь внимание сверстника к своим действиям, желание ребёнка действовать совместно, подражание действиям сверстника, желание делать что-то вместе, отсутствие вежливости и щедрости.
|
|