Мини-кейс «Управление стрессом»

1. Из предлагаемых ниже, выберите стрессоры, которые явно довлеют над вами:

- напряженность учебы;

- нехватка времени;

- неблагоприятные гигиенические факторы;

- монотонность учебного процесса;

- неудовлетворенность результатами учебы;

- неблагоприятные ситуации в учебной группе;

- трудности во взаимоотношениях со студентами в группе;

- конфликты с преподавателями;

- неприятности с родственниками;

- между работой и учебой;

- тревога о будущем трудоустройстве;

- волнение в связи с предстоящей сессией;

- неудовлетворенность выбранной специальностью;

- отсутствие увлеченностью учебой;

- отсутствие романтического увлечения; любовные переживания;

- финансовая зависимость от родителей;

- тревога по поводу принятого решения; бесхарактерность; плохое самочувствие.

 

2. Разделите выбранные стрессоры на три группы:

а) те, что можете устранить сами;

б) те, что вы можете ослабить;

в) те, что находятся вне вашей воли.

 

Ответьте на вопросы:

1. Как можно устранить стрессоры первой группы?

2.Как ослабить стрессоры второй группы?

3. Как следует поступить со стрессорами третьей группы?


ТЕСТЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ ПО КУРСУ «МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИОННОГО ПОВЕДЕНИЯ»

 

1. Сущность организационного поведения состоит:

а: в систематическом научном анализе поведения индивидов (рабочих лиц), групп, организаций с целью понять, предсказать, усовершенствовать индивидуальное исполнение и функционирование организации с учетом воздействия внешней среды

б: в совокупности действий и поступков, при которых проявляются особенности характера

в: в деятельности, имеющей природные предпосылки

г: в прогнозировании поведения организации

 

2. Выберите наиболее точное определение понятия "организация":

а: объединение работающих вместе людей

б: сознательное объединение работающих совместно людей, постоянно взаимодействующих с внешней средой и использующих различные ресурсы

в: сознательное объединение работающих совместно людей, преследующих достижение определенных целей

г: наличие организационной структуры управления

 

3. Наука об организационном поведении начала развиваться в:

- *** годы

 

4. Автор первого учебника по организационному поведению:

а: Минцберг

б: Лютенс

в: Ансофф

г: Друкер

 

5. Организационное поведение структурно можно разделить на:

- *** уровня

 

6. На каком структурном уровне в организационном поведении исследуется проблема стресса на рабочем месте:

а: индивидуальном

б: групповом

в: организационном

 

7. Под воздействием руководства в организации создаются группы:

а: формальные

б: неформальные

 

8. Под неформальной группой в организационном поведении понимают:

а: реальное поведение людей, их связи и взаимодействия в организации

б: непродолжительный период существования, отсутствие организационной структуры управления

в: взаимоотношения дружески настроенных индивидов

г: объединения, основанные на общих интересах и привязанностях

 

9. Поведение индивида это:

а: совокупность действий и поступков индивида, при которой проявляются особенности его характера, и обнаруживается отношение к предметам и явлениям окружающей действительности

б: постоянная тенденция чувствовать или вести себя определенным образом по отношению к предмету, личности, ситуации

в: совокупность информации об индивиде

г: совокупность поступков индивида

 

10. Компетентность, относящаяся к выполнению работы – это:

а: профессионализм

б: способности

в: навыки

 

11. Умение быстро набирать текст с помощью компьютера – это:

а: индивидуальность

б: навык

в: способность

 

12. Что такое IQ:

а: ментальный возраст

б: хронологический возраст

в: коэффициент умственного развития

 

12. Тесты максимальных проявлений оценивают:

а: личностные качества

б: функционирование интеллекта

 

13. Соотнесите умственную способность и ее характеристику:

а1: гибкость восприятия

а2: беглость мышления

а3: индуктивное мышление

а4: ассоциативная память

а5: объем памяти

а6: способность к быстрому счету

а7: скорость восприятия

а8: дедуктивное мышление

а9: пространственная ориентация и наблюдательность

а10: языковая культура

 

б1: способность воспроизвести в памяти полностью все предметы после одного их представления

б2: способность быстро манипулировать числами в арифметических операциях

б3: способность находить слова, идеи и образные выражения

б4: способность выдвигать и проверять гипотезы, направленные на нахождение взаимосвязей

б5: способность воспринимать пространственные образцы, манипулировать ими или трансформировать их изображение

б6: способность «удерживать в уме» отдельную визуальную конфигурацию

б7: способность восстанавливать воедино отрывочные фрагменты памяти

б8: способность рассуждать на основе сформулированных посылок для получения необходимого вывода

б9: знание слов и их значений, применение этих знаний

б10: скорость нахождения образцов на основе сравнения и выполнения простых задач, включая и визуальное восприятие

 

14. Что такое абсентеизм:

а: отказ от исполнения должностных или других обязанностей работником

б: отрицание работником знания о событии

в: проявление у работника недружественных чувств к другому работнику

 

15. Кто более склонен к абсентеизму:

а: мужчины, поскольку имеют большую склонность к вредным привычкам;

б: мужчины и женщины в равной степени

в: женщины, поскольку они ухаживают за детьми и престарелыми родителями

г: все работающие люди

 

16. Соотнесите черты индивидуальности (модель «Большая пятерка») и их характеристики:

а1: экстраверсия

а2: нейротизм

а3: доброжелательность

а4: сознательность

а5: открытость к познанию

 

б1: фантазии. Действия. Идеи

б2: беспокойство. Концентрация на внутреннем мире.

б3: компетенция. Порядок. Самодисциплина

б4: положительные эмоции. Общительность. Теплота

б5: доверие. Прямодушие. Мягкость

 

17. Эмоциональность как природное свойство личности определяется следующим образом:

а: характеристика личности, которая проявляется в различной степени возбудимости индивида, в динамике его эмоций и чувств, характеризующих отношение к внешнему миру

б: состояние раздражительности личности

в: степень проявления возбудимости

г: агрессивность личности

 

18. Эффект ореола как особенность восприятия личности означает:

а: ошибочное восприятие личности

б: восприятие личности на основе ее самых хороших черт характера

в: восприятие личности на основе выводов, сделанных в процессе постоянного общения

г: восприятие личности на основе одной из черт характера, например, манеры говорить, внешнего вида, привычке улыбаться при общении, и т.д.

 

19. Система мотивов личности, побуждающая ее поступать в соответствии со своими взглядами, принципами, мировоззрением это:

а: направленность личности

б: убеждения

в: привычки

г: настроение

д: стереотипы поведения

 

20. Процесс бессознательного приписывания другому лицу собственных негативных чувств и желаний называется:

а: дискредитация

б: вымещение

в: проекция

г: агрессия

 

21. Стереотипы в отношении работников являются фактором восприятия:

а: внешним

б: внутренним

 

22. Под агрессией личности как психологическим механизмом защиты подразумевается:

а: отрицание причастности индивида к событию или возможному знанию о событии

б: реакция индивида в виде злобных нападок на того, кто дает нелестную, по его мнению, оценку, нарушает сложившийся "Я - образ"

в: проявление недружественных чувств по отношению другого лица

г: бессознательное приписывание другому лицу собственных негативных чувств, желаний, черт

 

23. Причины девиантного поведения сотрудников:

а: наличие субкультур в организации

б: эмоциональная нестабильность личности

в: недостатки воспитания личности, плохо поставленная работа по подбору персонала

г: нежелание работников следовать требованиям организации

 

24. Наблюдение за поведением и получение выводов на его основе называют:

а: социальным познанием

б: абстракцией

в: атрибуцией

г: коммуникацией

 

25. Назовите синоним личностной атрибуции:

а: объективная

б: диспозиционная

в: функциональная

г: внешняя

 

26. Соотнесите типы приверженности (лояльности) работника организации и их характеристики:

а1: аффективная или эмоциональная

а2: поведенческая

а3: нормативная

 

б1: связь работника и организации на основе периферических факторов (стаж, пенсионные планы)

б2: работники отождествляют себя с организацией, воспринимают ее ценности и подчиняются ее требованиям

б3: обязательства возместить работодателю затраты, связанные с обучением или тренингом работника

 

27. Соотнесите фамилии авторов теорий личности и их название:

а1: теории типов

а2: теории черт

а3: психоаналитические и психодинамические теории

а4: бихевиоризм (теории научения)

а5: гуманистические теории («Я-концепция»)

 

б1: Олпорт, Кэттелл

б2: Роджерс, Эриксон

б3: Гиппократ, Айзенк

б4: Уотсон, Скиннер

б5: Фрейд, Юнг, Адлер, Фромм

 

28. Фамилия психолога, связавшего теорию типов личности Гиппократа с понятиями экстраверсии/интроверсии и устойчивости психики…

- ***

 

29. Автор теории, где центральным понятием является архетип личности…

- ***

 

30. Элемент структуры личности по Фрейду, который принимает рациональные решения и связан с логикой реальности:

а: ид

б: суперэго

в: эго

 

31. К ситуационным характеристикам рабочей группы относится:

а: структура

б: групповое сознание

в: размер группы

г: мотивация

 

32. К общим характеристикам группы относится:

а: пространственное расположение

б: наличие общей цели

в: система вознаграждений

 

33. Синоним термина «диффузные группы»:

а: малые

б: проектные

в: слаборазвитые

г: временные

 

34. Группы, выполняющие общие и специальные функции:

а: высокоразвитые

б: управленческие

в: условные

г: целевые

 

35. Соотнесите название теорий возникновения групп и их характеристики:

а1: теория близости

а2: теория равновесия

а3: теория формирования групп

а4: теория обмена

 

б1: общность установок и ценностей

б2: пространственное и географическое единство

б3: эмоциональная близость, разделяемые чувства

б4: получение достойного вознаграждения от сотрудничества

 

36. Начальная стадия развития группы называется …

- ***

 

37. Руководителем Хоуторнских экспериментов был:

а: Тэйлор

б: Мэйо

в: Файоль

г: Уайт

 

38. Расположите в хронологическом порядке стадии развития рабочих групп:

а: Становление норм

б: Формирование

в: Расформирование

г: Бурление

д: Выполнение работы

 

39. Схема взаимоотношений в рабочей группе между должностями называется…

- ***

 

40. Фактическая модель поведения члена группы:

а: ожидаемая роль

б: воспринимаемая роль

в: предписанная роль

 

 

41. Каков оптимальный размер малой рабочей группы:

а: 5 - 7 человек

б: 15 человек

в: 2 - 3 человека

 

43. «Эффект Рингельманна» отражает следующее явление:

а: локус контроля

б: социальную леность

в: групповую сплоченность

г: шаблонное мышление

 

44. Сила стремлений членов группы оставаться вместе и обязательства перед группой:

а: психологическая совместимость

б: конформизм

в: сплоченность

г: единомыслие

 

45. С длительностью периода существования сплоченность группы:

а: повышается

б: понижается

в: остается на прежнем уровне

 

46. К факторам, понижающим уровень сплоченности относится:

а: высокая внешняя угроза

б: большая разница в возрасте членов группы

в: опыт групповой работы

г: распределение ресурсов по групповому принципу

 

 

47. Альтернатива «шаблонного мышления»:

а: групповая поляризация

б: самоцензура

в: разделение ответственности

г: прямое давление

 

48. Группа, которая несет полную ответственность за поведение своих членов и результаты деятельности:

а: потенциальная команда

б: самоуправляемая команда

в: управленческая команда

 

49. Приспособительная реакция, опосредованная индивидуальными различиями, которая наступает в результате воздействия окружающей среды, предъявляющей избыточные психологические или физические требования к человеку, называется …

- ***

 

50. Конечной стадией общего адаптационного синдрома является:

а:тревога

б: истощение

в: сопротивление

 

51. Организационное последствие стресса у работника:

а: низкая самооценка

б: алкоголизм

в: абсентеизм

г: слабая концентрация внимания

 

52. В стрессовых ситуациях индивиды ведут себя одинаково:

а: верно

б: неверно

 

53. Абсентеизм, низкая производительность, отчужденность, неудовлетворенность работой, снижение исполнительности и лояльности – это категория последствий стресса:

а: субъективная

б: поведенческая

в: организационная

г: познавательная

д: физиологическая

 

54. Что такое потребность:

а: неудовлетворенность отношениями в коллективе

б: физиологическая необходимость

в: врожденный элемент сознания как осознание достижения цели

г: состояние недостатка (нужды или требование организма) в чем-либо, стимулирующее деятельность, направленную на восполнение этого недостатка

 

55. Что движет "самоактуализирующейся" личностью Маслоу:

а: денежные вознаграждения

б: потребность самоутверждения

в: потребность в принадлежности

г: служение идеалам или целям

 

56. Какая теория мотивации утверждает, что для того чтобы не появилась неудовлетворенность трудом, достаточно наличия гигиенических факторов, повышение же производительности труда достигается с помощью мотиваторов:

а: теория справедливости Адамса

б: двухфакторная теория мотивации Герцберга

в: теория ожидания Врума

г: теория иерархических потребностей Маслоу

 

57. В теории Маслоу исследуется … уровней потребностей:

- *

 

58. Восприимчивая вероятность того, что за определенным действием последует определенный результат:

а: факт

б: значимость

в: ожидание

 

 

ЛИТЕРАТУРА

 

1. Архипова, Н. Организационное управление / Н. Архипова, В. Кульба, С. Косяченко. – М.: Изд-во РГГУ, 2007. – 733 с.

2. Гибсон, Дж. Л. Организации: поведение, структура, процессы / Дж. Л. Гибсон, Д. М. Иванцевич, Д. Х. Донелли. – М.: ИНФРА-М, 2000. – 662 с.

3. Грот, Д. Дисциплина без наказаний. Как превратить проблемных работников в ценные кадры / Д. Грот. – СПб.: Питер, 2009. – 336 с.

4. Джордж, Дж. М., Джоунс, Г. Р. Организационное поведение. Основы управления / Дж. М. Джордж, Г. Р. Джоунс. – М.: Юнити-Дана, 2003. – 464 с.

5. Друкер, П. О профессии менеджера / П. Друкер. – М.: «Вильямс», 2008. – 320 с.

6. Занковский, А. Н. Организационная психология / А. Н. Занковский. – М.: Флинта: МПСИ, 2002. – 648 с.

7. Карташова, Л. В. Организационное поведение: учебник / Л. В. Карташова, Т. В. Никонова, Т. О. Соломанидина – М.: ИНФРА-М, 2004. – 220 с.

8. Кезин А. В. Менеджмент: метологическая культура: учеб. пособие / А. В. Кезин. – М.: Гардарики, 2001. – 269 с.

9. Кочеткова, А. И. Введение в организационное поведение и организационное моделирование: учеб. пособие / А. И. Кочеткова. – М.: Дело, 2003. – 944 с.

10. Красовский, Ю. Д. Организационное поведение: учеб. пособие для вузов / Ю. Д. Красовский. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. – 511 с.

11. Латфуллин, Г. Р. Организационное поведение в таблицах и схемах: учеб. пособие для вузов / Г. Р. Латфуллин, О. Н. Громова. – М.: Айрис- пресс, 2002. 288 с.

12. Лютенс, Ф. Организационное поведение / Ф. Лютенс. – М.: Инфра-М, 1999. – 692 с.

13. Маллинз, Л. Менеджмент и организационное поведение: учеб.-практ. пособие / Л. Маллинз. – Мн.: Новое знание, 2003. – 1039 с.

14. Оксинойд, К. Э. Организационное поведение / К. Э. Оксинойд. – М.: КноРус, 2009. – 472 с.

15. Организационное поведение. Хрестоматия: учеб. пособие. – Самара: «Бахрар-М», 2006. – 752 с.

16. Организационное поведение: учебник для вузов / под ред. Г. Р. Латфуллина, О. Н. Громовой. – СПб.: Питер, 2004. – 432 с.

17. Роббинз, С. Основы организационного поведения / С. Роббинз. – М.: «Вильямс», 2006. – 448 с.

18. Сергеев, А. М. Организационное поведение: учеб. пособие / А. М. Сергеев. – М.: «Академия», 2005. – 288 с.

19. Толочек, В. А. Современная психология труда: учеб. пособие / В. А. Толочек. – СПб.: Питер, 2006. – 479 с.

20. Фопель К. Сплоченность и толерантность в группе / К. Фопель. – М.: Генезис, 2003. – 336 с.

21. Чижов, Н. А. Руководитель и персонал. Технология взаимодействия / Н. А. Чижов. М.: Альфа-Пресс, 2007. – 580 с.

22. Шаш, Н. Н. Тренинги для повышения производительности труда / Н. Н. Шаш. – М.: ГроссМедиа, 2006. – 240 с.

23. Шепард, Г. Как управлять проблемными сотрудниками / Г. Шепард. – М.: Добрая книга, 2007. – 272 с.

24. Шермерон, Дж. Организационное поведение / Дж. Шермерон, Дж. Хант, Р. Осборн. – СПб.: Питер, 2006. – 637 с.

25. URL: https://bookucheba.com/konfliktologiya/praktikum-konfliktologii-izd-dop-pererab-spb.html

26. URL: https://4brain.ru

27. URL: https://textbooks.studio/menedjment-upravlenie-personalom/delovaya-igra-vstuplenie-doljnost-nachalnika.html

28. URL: https://uprazhnenie-igra.ru/c/knigi-dlya-trenera

29. URL: http://www.elitarium.ru/konflikt-metod-problema-situacija-peregovory-soglashenie-vozdejstvie-umenie-uslovie-vozmozhnost-reshenie

30. URL: https://rb.ru/howto/chetkaya-instrukciya-nuzhna-kazhdomu-sovety-kak-or



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: