Индивидуальная схема наблюдений и оценки эмоционального состояния ребенка на занятиях в группе (Е.Г. Юдиной, Г.Б. Степановой, Е.Н. Денисовой) на констатирующем этапе эксперимента

Регулярное наблюдение за детьми дошкольного возраста позволяет достаточно объективно оценить эмоциональное состояние ребенка в условиях детского центра – при взаимодействии с педагогом и со сверстниками, в процессе организационной деятельности и отдельных режимных моментах.

Наблюдения за детьми должны происходить в естественной ситуации: в группе, на прогулке, во время прихода в детский центр и ухода из него. В ходе наблюдения следует обратить внимание на такие параметры эмоциональных проявлений, как эмоциональный фон, имеющий много общего с настроением (но это более размытая, продолжительная и устойчивая форма выражения эмоционального состояния), который может быть либо положительным, либо отрицательным. В целом эмоциональный фон дает психологу информацию о степени эмоционального благополучия ребенка.

Другой важный параметр – выраженность эмоций. Зачастую дети дошкольного возраста не владеют культурными формами выражения эмоций, не всегда могут сдерживать такие эмоциональные проявления, как плач, крик и т. п. Важно попробовать увидеть, насколько богат и разнообразен эмоциональный мир ребенка, усвоил ли он эмоциональные оттенки, или его эмоции «плоские», односторонние, невыраженные.

Следующий важный параметр – эмоциональная подвижность. Эмоции детей более подвижны, чем у взрослых, что внешне выражается в быстрой и легкой смене от печали к радости, «от горя к веселью». Однако чрезмерно быстрая и частая смена настроений говорит о повышенной эмоциональной подвижности, неустойчивости.

С целью определения степени выраженности нарушений эмоциональных состояний в поведении детей дошкольного возраста мы выделили контрольную группу, в которую отнесли детей, эмоционально устойчивых в различных эмоциогенных ситуациях Их поведение характеризуется адекватными эмоциональными реакциями, и эмоциональные нарушения детей данной группы можно рассматривать в рамках возрастной нормы развития и нормы эмоционального развития. Полученные результаты представлены на рис. 1.

Рисунок 1 – Характер эмоционального реагирования детей дошкольного возраста на повседневные ситуации (в среднем за 1 день)

Анализируя данные рис.1можно сделать вывод, что наибольшееколичество нарушений эмоциональных состояний в экспериментальной группе связано с проявлениями страха, гнева и печали. Это может быть связано с неблагоприятными социальными ситуациями в жизни детей, эмоциональным негативным опытом, внутренним дискомфортом, эмоциональной неустойчивостью, эмоциональной депривацией.

Выраженность по шкале «радость», «удивление», «интерес» у детей из контрольной группы свидетельствует об эмоциональной активности этих детей.

При допущении, что количество и характер проявляемых эмоций за день у детей из контрольной группы является нормой развития, мы видим значимые различия по всем эмоциям с детьми из экспериментальной группы. Наибольшее различие наблюдается по эмоции «интерес» - это является показателем неразвитости когнитивного компонента у детей из экспериментальной группы.

Всем испытуемым из экспериментальной группы по результатам метода наблюдения можно дать общую описательную характеристику нарушений эмоциональных состояний: они пассивные, замкнутые, инертные, чрезмерно реактивные или аффективные.

В процентном соотношении дети из экспериментальной группы проявляют 75% зафиксированных эмоциональных действий. Дети, включенные в контрольную группу – 25%.

Анкета проведенного наблюдения представлена в Приложении 1, таблица 1.

Результаты наблюдения были подвергнуты математической обработке. В связи с тем, что зависимая переменная имеет метрические показатели и распределение признака соответствует нормальному распределению, мы использовали однофакторный дисперсионный анализ для независимых выборок. Результаты, представленные в таблице 1, показывают, что наибольшая значимость различий в экспериментальной и контрольной группе выявлена по шкале «страх». Именно этот показатель оказывает существенное влияние на эмоциональное поведение ребенка. Дети, испытывающие постоянные страхи часто вскрикивают во время сна, у них преобладают признаки энуреза, они боятся темноты, появления медицинских работников и т.д. Состояние страха становится хроническим, повышается уровень тревожности, раздражительности, утрачивается интерес к познавательной деятельности на занятиях у таких детей.

 

Таблица 1 - Анализ различий характера эмоционального реагирования детей дошкольного возраста на повседневные ситуации

Переменная

Сумма рангов

Значение
критерия
t-Стъюдента

Уровень
значимости,
Р

Экспериментальная группа Контрольная группа

Страх

498,07

246, 25

3,1284

0,05046

Гнев

453,14

324,25

4,9758

0,035342

Радость

323,12

398,23

3,1763

0,05012

Печаль

326,05

234,17

3,4987

0,05011

Интерес

346,31

423,03

5,6197

0,034251

Удивление

324,23

497,18

4,3865

0,05021

 

Также, анализируя табл. 1, мы наблюдаем большое различие по шкале «интерес». Это, в первую очередь, свидетельствует о том, что большая часть испытуемых детей экспериментальной группы не проявляют познавательного интереса, и может быть связано с низким уровнем эмоционального восприятия явлений социальной действительности. Также проявление данного показателя позволяет нам говорить о формировании нарушений различных эмоциональных состояний. Это достаточно ярко проявляется в поведении.

Можно отметить, что у детей в экспериментальной группе преобладает уровень выраженности печали. Она выражается у детей как состояние эмоциональной истощенности, пассивности, грусти, которое возникает как ситуативные и внеситуативные эмоциональные нарушения в поведении. Причиной могут выступать отрицательный эмоциональный опыт, приобретенный в семье, хронические заболевания ребенка.

Динамика показателей выраженности эмоциональных реагирований (гнев, печаль, страх) говорит о нарушениях эмоциональных состояний, которые, в свою очередь, переходят к эмоциональным нарушениям в поведении детей дошкольного возраста, что свидетельствует о необходимости проведения психокоррекционных мероприятий.

 






Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: