Регулярное наблюдение за детьми дошкольного возраста позволяет достаточно объективно оценить эмоциональное состояние ребенка в условиях детского центра – при взаимодействии с педагогом и со сверстниками, в процессе организационной деятельности и отдельных режимных моментах.
Наблюдения за детьми должны происходить в естественной ситуации: в группе, на прогулке, во время прихода в детский центр и ухода из него. В ходе наблюдения следует обратить внимание на такие параметры эмоциональных проявлений, как эмоциональный фон, имеющий много общего с настроением (но это более размытая, продолжительная и устойчивая форма выражения эмоционального состояния), который может быть либо положительным, либо отрицательным. В целом эмоциональный фон дает психологу информацию о степени эмоционального благополучия ребенка.
Другой важный параметр – выраженность эмоций. Зачастую дети дошкольного возраста не владеют культурными формами выражения эмоций, не всегда могут сдерживать такие эмоциональные проявления, как плач, крик и т. п. Важно попробовать увидеть, насколько богат и разнообразен эмоциональный мир ребенка, усвоил ли он эмоциональные оттенки, или его эмоции «плоские», односторонние, невыраженные.
|
|
Следующий важный параметр – эмоциональная подвижность. Эмоции детей более подвижны, чем у взрослых, что внешне выражается в быстрой и легкой смене от печали к радости, «от горя к веселью». Однако чрезмерно быстрая и частая смена настроений говорит о повышенной эмоциональной подвижности, неустойчивости.
С целью определения степени выраженности нарушений эмоциональных состояний в поведении детей дошкольного возраста мы выделили контрольную группу, в которую отнесли детей, эмоционально устойчивых в различных эмоциогенных ситуациях Их поведение характеризуется адекватными эмоциональными реакциями, и эмоциональные нарушения детей данной группы можно рассматривать в рамках возрастной нормы развития и нормы эмоционального развития. Полученные результаты представлены на рис. 1.
Рисунок 1 – Характер эмоционального реагирования детей дошкольного возраста на повседневные ситуации (в среднем за 1 день)
Анализируя данные рис.1можно сделать вывод, что наибольшееколичество нарушений эмоциональных состояний в экспериментальной группе связано с проявлениями страха, гнева и печали. Это может быть связано с неблагоприятными социальными ситуациями в жизни детей, эмоциональным негативным опытом, внутренним дискомфортом, эмоциональной неустойчивостью, эмоциональной депривацией.
Выраженность по шкале «радость», «удивление», «интерес» у детей из контрольной группы свидетельствует об эмоциональной активности этих детей.
|
|
При допущении, что количество и характер проявляемых эмоций за день у детей из контрольной группы является нормой развития, мы видим значимые различия по всем эмоциям с детьми из экспериментальной группы. Наибольшее различие наблюдается по эмоции «интерес» - это является показателем неразвитости когнитивного компонента у детей из экспериментальной группы.
Всем испытуемым из экспериментальной группы по результатам метода наблюдения можно дать общую описательную характеристику нарушений эмоциональных состояний: они пассивные, замкнутые, инертные, чрезмерно реактивные или аффективные.
В процентном соотношении дети из экспериментальной группы проявляют 75% зафиксированных эмоциональных действий. Дети, включенные в контрольную группу – 25%.
Анкета проведенного наблюдения представлена в Приложении 1, таблица 1.
Результаты наблюдения были подвергнуты математической обработке. В связи с тем, что зависимая переменная имеет метрические показатели и распределение признака соответствует нормальному распределению, мы использовали однофакторный дисперсионный анализ для независимых выборок. Результаты, представленные в таблице 1, показывают, что наибольшая значимость различий в экспериментальной и контрольной группе выявлена по шкале «страх». Именно этот показатель оказывает существенное влияние на эмоциональное поведение ребенка. Дети, испытывающие постоянные страхи часто вскрикивают во время сна, у них преобладают признаки энуреза, они боятся темноты, появления медицинских работников и т.д. Состояние страха становится хроническим, повышается уровень тревожности, раздражительности, утрачивается интерес к познавательной деятельности на занятиях у таких детей.
Таблица 1 - Анализ различий характера эмоционального реагирования детей дошкольного возраста на повседневные ситуации
Переменная | Сумма рангов | Значение | Уровень | |
Экспериментальная группа | Контрольная группа | |||
Страх | 498,07 | 246, 25 | 3,1284 | 0,05046 |
Гнев | 453,14 | 324,25 | 4,9758 | 0,035342 |
Радость | 323,12 | 398,23 | 3,1763 | 0,05012 |
Печаль | 326,05 | 234,17 | 3,4987 | 0,05011 |
Интерес | 346,31 | 423,03 | 5,6197 | 0,034251 |
Удивление | 324,23 | 497,18 | 4,3865 | 0,05021 |
Также, анализируя табл. 1, мы наблюдаем большое различие по шкале «интерес». Это, в первую очередь, свидетельствует о том, что большая часть испытуемых детей экспериментальной группы не проявляют познавательного интереса, и может быть связано с низким уровнем эмоционального восприятия явлений социальной действительности. Также проявление данного показателя позволяет нам говорить о формировании нарушений различных эмоциональных состояний. Это достаточно ярко проявляется в поведении.
Можно отметить, что у детей в экспериментальной группе преобладает уровень выраженности печали. Она выражается у детей как состояние эмоциональной истощенности, пассивности, грусти, которое возникает как ситуативные и внеситуативные эмоциональные нарушения в поведении. Причиной могут выступать отрицательный эмоциональный опыт, приобретенный в семье, хронические заболевания ребенка.
Динамика показателей выраженности эмоциональных реагирований (гнев, печаль, страх) говорит о нарушениях эмоциональных состояний, которые, в свою очередь, переходят к эмоциональным нарушениям в поведении детей дошкольного возраста, что свидетельствует о необходимости проведения психокоррекционных мероприятий.