На констатирующем этапе эксперимента
Для диагностики выявления агрессивности у детей дошкольного возраста, нами был использован тест руки Вагнера (Приложение 3). Результаты исследования мы представили в виде таблицы 3. Результаты теста были подвергнуты математической обработке. В связи с тем, что зависимая переменная имеет метрические показатели, и распределение признака соответствует нормальному распределению, мы использовали однофакторный дисперсионный анализ для независимых выборок.
Таблица 3 - Результаты анализа уровня агрессии (Hand Test)
Переменная | Экспериментальная группа | Контрольная группа | Значение критерия t-Стъюдента | Уровень значимости, Р | ||
Агрессия | 324,15 | 314,05 | 3,0567 | 0,030154 | ||
Указания | 325,41 | 340,21 | 3,4907 | 0,04009 | ||
Страх | 458,76 | 327,07 | 4,6983 | 0,03999 | ||
Привязанность | 357,98 | 370,61 | 3,5409 | 0,04899 | ||
Коммуникация | 426,01 | 499,51 | 4,6529 | 0,03539 | ||
Зависимость | 357,04 | 276,82 | 3,4909 | 0,05009 | ||
Эксгибиционизм | 415,01 | 320,96 | 3,9739 | 0,005489 | ||
Увечность | 381,27 | 301,07 | 3,7989 | 0,37498 | ||
Активная безличность
| 378,61 | 356,07 | 3,6909 | 0,49999 | ||
Пассивная безличность | 348,07 | 334,25 | 3,2669 | 0,43876 | ||
Описание | 376,05 | 398,96 | 3,6839 | 0,38999 |
Анализируя данные табл.3, мы можем сделать вывод, что наибольшее количество агрессивных высказываний принадлежит детям из экспериментальной группы. Агрессия, как сложное нарушение в эмоциональной сфере ребенка, позволяет нам с уверенностью говорить о нарушениях эмоциональных состояний у исследуемых детей. Дети переживают очень сильное эмоциональное напряжение, что является производной агрессии у данной группы детей и как последствие частое переживание тревоги в связи с ожиданием ситуации наказания за свое поведение. Ярко прослеживается возникающее по отношению к сверстникам недоверие, равнодушие, черствость, невнимание. Таким образом, развитие агрессии очень часто приводит к различным нарушениям в поведении, что в свою очередь способствует нравственной деформация личности. Также большое различие с показателями в контрольной группе, прослеживается у детей в экспериментальной группе по шкале «страх». Данные дети, испытывают постоянные страхи, что является также серьезным нарушением эмоциональных состояний и требует психолого-педагогической коррекции.