Ценностно-целевые ориентиры:
- гуманизм как утверждение норм уважения к человеческой личности, доброжелательного и бережного отношения к каждому; исключение принуждения и насилия; - открытость человека изменяющемуся миру;
- самоценность каждого возраста: полнота реализации возможностей ребенка; опора на достижения предыдущего этапа развития - неоправданность как инфантилизации в образовании, так и "забегания вперед";
- индивидуализация образования: учет способностей, интересов, темпа продвижения ребенка; создание условий для его развития, независимо от уровня исходной подготовленности.
Целевые ориентации:
· Дидактические: расширение кругозора, познавательная деятельность, формирование определённых умений и навыков, развитие трудовых навыков.
· Воспитывающие: воспитание самостоятельности, воли, сотрудничества, коллективизма, коммуникативности.
· Развивающие: развитие внимания, памяти, речи, мышления, умения сравнивать, сопоставлять, находить аналогии, воображения, фантазии, творческих способностей, развитие мотивации учебной деятельности.
|
|
· Социализирующие: приобщение к нормам и ценностям общества, адаптация к условиям среды, саморегуляция.
Целевые ориентиры включают в себя следующие характеристики:
· Инициативность и самостоятельность.
· Уверенность в своих силах, положительное отношение к себе и другим, внешнему миру (сопереживание, взаимопомощь)
· Умение подчиняться нормам и правилам, развитое воображение, творчество.
· Развитые творческие способности, развитая устная речь.
· Любознательность, склонность к экспериментированию и наблюдениям, способность к принятию решений.
Для экологического развития детей организую специальные наблюдения в уголке природы, рассматривание пейзажных картин, слушание музыкальных и поэтических произведений.
На целевых прогулках, экскурсиях, в деятельности на экологической тропе побуждаю детей к поиску прекрасного в природе, к высказыванию эстетических суждений.
Дети уверенны в своих силах, открыты внешнему миру, положительно относятся к себе и к другим, обладают чувством собственного достоинства.
Дети проявляют любознательность, задают вопросы, касающиеся близких и далеких предметов и явлений, интересуются причинно – следственными связями (Как? Почему? Зачем?), пытаются самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей.
Склонны наблюдать, экспериментировать. Обладают начальными знаниями о себе, о предметном, природном, социальном и культурном мире, в котором они живут. Они обладают элементарными представлениями из области живой природы.
|
|
Они способны к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных сферах действительности.
Самое главное - в процессе экологического образования у детей развивается познавательный интерес миру природы, любознательность творческая активность, т.е личностные качества ребенка, которые предоставлены как целевые ориентиры в ФГОС ДО
II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
II.1 Содержание программы по экологическому воспитанию
Содержание программы направлено на воспитание гуманной, социально активной и творческой личности ребенка 5-7 лет, с целостным взглядом на природу, с пониманием места человека в ней.
Дети получают представления о взаимосвязях в природе, которые и помогают им обрести начала экологического мировоззрения и культуры, ответственного отношения к окружающей среде и своему здоровью. Программа предусматривает выработку у детей первых навыков экологически грамотного и безопасного поведения в природе и быту, навыков практического участия в природоохранной деятельности в своем крае. Программа состоит из блоков. Каждый включает обучающий и воспитывающий компоненты-знания о природе и развитие у детей разных аспектов отношения к ней (бережной заботы, умения видеть красоту и др.) Первый блок рассматривает область неживой природы (вода, воздух, почва и др.) которые рассматриваются и сами себе, и как компоненты среды жизни живых существ. Показано, что без воды, воздуха, почвы невозможна жизнь растений, животных и человека, что планета Земля, в отличие от других планет Солнечной системы, имеет весь комплекс необходимых условий для жизни во всех ее формах.
Три блока посвящены живой природе - растениям, животным и экосистеме леса, взаимодействию человека с природой. Человек - как живое существо, нуждающееся в благоприятных условиях, как пользователь природы и как ее хранитель.
Познавательно-исследовательская деятельность старшего дошкольника в данной программе проявляется в виде детского экспериментирования с предметами и в виде вербального исследования вопросов, задаваемых взрослому (почему, зачем, как?)
Опираясь на программу Н.А. Рыжовой «Наш дом - природа» методические рекомендации которой предусматривают эмоциональное воздействие на детей с помощью художественного слова, экологические сказки, "письма животным", экологические проекты.
Программа сориентирована на личностный подход к ребенку и всестороннее его развитие. Предлагаемая программа представляет собой цикл занятий по развитию экологических знаний у детей 5 – 7 лет и позволяет расширить, обобщить и углубить знания детей о взаимосвязи живой и неживой природы с помощью наблюдений, бесед, игр, экспериментирования, рассматривания и сравнения. Занятия проводятся 1 раз в неделю продолжительностью 25-30 минут в соответствии с нормами СанПин.
II.2 Перспективное планирование
Лет.
№ п/п | Месяц | Тема | Задачи | Методическое обеспечение и дидактический материал | ||||
Неживая природа | ||||||||
1 | Сентябрь | «Земля - наш дом» | Сформировать у детей представления о том, что: планета Земля - наш общий дом. | Иллюстрации, фотографии, глобус, карта мира Т.М.Бондаренко «Комплексные занятия по экологии» Воронеж 2006г. | ||||
2 | Сентябрь | «Угадай правило» | Описать поведение человека отношению к объектам природы, объяснить эти действия. | Рисунки с графическим изображением правил, стихи. И.В.Цветкова» Игры и проекты» 1997г. | ||||
3 | Октябрь | «Выбери правильно дорогу» | Уточнить экологические знания детей, раскрывающие взаимосвязь между объектами природы, а также определяющие отношения между природой и человеком на основе конкретных правил поведения (в лесу, на лугу и в других природных сообществах) | Картинка, на которой изображены лесные тропинки. По краям тропинок расставлены маркеры с правилами поведения в лесу. Л.С.Журавлева «Солнечная тропинка»Москва 2006г | ||||
4 | Октябрь | «Воздух, вода и свет» | Дать детям представление о том, какое большое значение имеют воздух, вода, свет в жизни человека | Сказка «Спор» Игра «Ручеек» «Солнечные зайчики догоняют друг друга» Рисование свечой Т.М.Бондаренко «Комплексные занятия» Воронеж 2006г. | ||||
5 | Октябрь | «Разноцветная вода» | Продолжать знакомить детей со свойствами воды. Отметить её прозрачность, но её можно сделать цветной. | Наглядный материал, оборудование для опыта Т.М.Бондаренко «Комплексные занятия» Воронеж 2006г. | ||||
6 | Октябрь | «В воде одни вещества растворяются, другие не растворяются» | Учить различать вещества и их свойства растворяться в воде или нет. | Оборудование для опыта Т.М. Бондаренко «Комплексные занятия» 2006г. | ||||
7 | Ноябрь | «Удивительные приключения капельки» | Учить сохранять воду в природе,1 довести до сведения в природе, что вода нужна всем, растениям, животным, человеку. | Обучающая настольная игра Опыт «Животворное свойство воды» О.А.Воронкевич «Добро пожаловать в экологию»2010г | ||||
8 | Ноябрь | «Ветер, ветер, ты могуч» | Познакомить детей с таким природным явлением, как ветер. Причинами его возникновения, ролью в жизни живых организмов | Фрагменты «Сказки о царе Салтане…» А.С. Пушкина | ||||
9 | Ноябрь | «Как мы дышим» | Познакомить детей с органами дыхания человека и некоторых животных. | Иллюстрации О.А.Воронкевич «Добро пожаловать в экологию» 2019г. | ||||
10 | Декабрь | «Наблюдение за ветром» | Продолжать знакомить детей с явлением «ветер». По каким признакам можно узнать, есть ли он или нет. | Наблюдения, игры с флажками, султанчиками, вертушками С.Н.Николаева «Воспитание экологической культуры» 1995г. | ||||
11 | Декабрь | «Облака – белогривые лошадки» | Продолжать знакомить детей с облаками. Предложить представить на что похожи облака. | Наблюдения, песенка «Облака – белогривые лошадки», стихотворения С.Н.Николаева «Воспитание экологичемкой культуры» 1995г. | ||||
12 | Декабрь | «Пусть всегда будет солнце» | Познакомить детей с явлениями неживой природы, с понятием долготы дня. | Опыты а) Солнце высушивает предметы б) Солнце прогревает предметы. Т.М.Бондаренко «Комплексные занятия» Воронеж 2006г. | ||||
13 | Январь | «Песок – наш помощник» | Дать представления о свойствах песка, о том, как человек использует его. Закреплять умения. Делать простейшие умозаключения. | Опыт а) Сыпучесть песка б)Рассматривание под лупой Т.М.Бондаренко «Комплексные занятия» Воронеж 2006г. | ||||
14 | Январь | «Что у нас под ногами» | Продолжать знакомить детей со свойствами песка и почвы. | Опыт, экологическая лаборатория Т.М.Бондаренко «Комплексные занятия» Воронеж 2006г. | ||||
Живая природа
|
15 | Февраль | «Комнатные растения» | Уточнить представление детей о комнатных растениях (бальзамин, колеус). Учить различать листья, стебли, цветы. Знать что корни в земле. | Внесение кашпо с цветами. Худож. слово Опыт «Дыхание листа» С.Н.Николаева «Воспитание экологичемкой культуры» 1995г |
16 | Февраль | «Как живут растения зимой» | Обобщить и систематизировать представление детей о приспособлении растений к сезонным явлениям. | Иллюстрации «Зимний лес», «Зимние забавы» С.Н.Николаева «Воспитание экологичемкой культуры» 1995г |
17 | Февраль | «Поможем ёлке» (экскурсия) | Воспитывать бережное отношение к дереву на примере ели. Показать как стряхивать снег, что бы он своей тяжестью не сломал ветви. | худож. слово, подвижные игры Н.А.Рыжова «Наш -дом природа» |
18 | Февраль | Среда обитания «Знакомство с животными жарких и холодных стран» | Расширять и систематизировать представления детей об умении животных приспосабливаться к среде обитания. | Рассматривание картин, худ. Слово О.А.Воронкевич «Добро пожаловать в экологию»2010г |
19 | Март | Экологическая викторина «Знатоки природы» | Закрепить знания детей о природе. Вырабатывать умение быстро находить правильный ответ | Песочные часы, юла со стрелкой, карточки с заданиями, жетоны за правильные ответы Н.А.Рыжова «Наш- дом природа» |
20 | Март | «Корова-коза-лошадь -домашние животные» | Продолжать знакомить детей с домашними животными и их внешним видом. Объяснить детям, что домашние животные очень полезны человеку. | Иллюстрации, худож. слово, прослушивание голосов домашних животных в записи. Н.А.Рыжова «Наш- дом природа» |
21 | Март | «Дикие животные нашего леса» | Развивать умение анализировать, обобщать и сравнивать. Показать связь -пищевые цепочки в лесу | Иллюстрации, карта размещения животных в нашей полосе Н.А.Рыжова «Наш- дом природа» |
22 | Март | Игровое обобщающее занятие «У нас в гостях животные» | Учить видеть сходства и различия между разными группами животных, знать повадки. | Игра «Зоопарк» О.А.Воронкевич «Добро пожаловать в экологию»2010г И.В.Цветкова» Игры и проекты» 1997г. |
23 | Апрель | «Кто живет в реке, в озере, в море и океане» | Развивать умение классифицировать морских обитателей, их жизнь на воде и под водой. | картинный материал, худож. Слово О.А.Воронкевич «Добро пожаловать в экологию»2010г С.Н.Николаева «Воспитание экологичемкой культуры» 1995г |
24 | Апрель | «По экологической тропе» | Продолжать учить различать и называть деревья. Познакомить детей с деревьями, растущими на территории детского сада. | худож. слово, дидактическая игра «С чьей ветки детки», хоровод «Берёзка» Н.А.Рыжова «Наш- дом природа» Л.С.Журавлева «Солнечная тропинка» Москва Мозаика – Синтез 2006г. |
25 | Апрель | «Муравьи санитары леса» | Сформировать представления о роли муравьев в жизни леса, их образе жизни. | худож. слово картина «Муравьи за работой» Н.А.Рыжова «Наш- дом природа» |
26 | Апрель | «Перелетные птицы» | Расширить знания детей о жизни птиц весной об их внешнем виде, питании. Учить распознавать птиц по их способам передвижения, издаваемым звукам | худож. слово, прослушивание голосов птиц в записи, экскурсия к скворечникам. |
27 | Май | «Викторина о птицах» | Обобщать и ссиссистематизировать знаниязнания систематизировать знания о птицах | худож. слово, вопросы, прослушивание голосов птиц в записи Н.А.Рыжова «Наш- дом природа» И.В.Цветкова» Игры и проекты» 1997г. |
28 | Май | «Самая быстрая улитка в мире» | Познакомить детей с важным органом чувств -ухом | Модели, строение уха Дид/игра «Что услышал?» О.А.Воронкевич «Добро пожаловать в экологию»2010г |
29 | Май | Экологическая сказка «Ручеек» | Показать взаимосвязь живого в природе, развивать познавательные способности. | Худ.слово Интеллектуальные задания Хороводная игра «Ручеек» Инсценировка песни «Шире круг» В.Викторова Н.А.Рыжова «Наш- дом природа» |
30 | Май | «Путешествие в весенний лес» | Закреплять знания одепериоды весны. Закреплять знания детейо весенних изменениях в живой и неживой природе. Развивать умения, сравнивать различные периоды весны. | Худож. слово, дидактические игры Л.С.Журавлева «Солнечная тропинка»Москва 2006г И.В.Цветкова» Игры и проекты» 1997г. |