I.5 Целевые ориентиры

 

 Ценностно-целевые ориентиры:


- гуманизм как утверждение норм уважения к человеческой личности, доброжелательного и бережного отношения к каждому; исключение принуждения и насилия; - открытость человека изменяющемуся миру;


- самоценность каждого возраста: полнота реализации возможностей ребенка; опора на достижения предыдущего этапа развития - неоправданность как инфантилизации в образовании, так и "забегания вперед";


- индивидуализация образования: учет способностей, интересов, темпа продвижения ребенка; создание условий для его развития, независимо от уровня исходной подготовленности.

Целевые ориентации:

· Дидактические: расширение кругозора, познавательная деятельность, формирование определённых умений и навыков, развитие трудовых навыков.

· Воспитывающие: воспитание самостоятельности, воли, сотрудничества, коллективизма, коммуникативности.

· Развивающие: развитие внимания, памяти, речи, мышления, умения сравнивать, сопоставлять, находить аналогии, воображения, фантазии, творческих способностей, развитие мотивации учебной деятельности.

· Социализирующие: приобщение к нормам и ценностям общества, адаптация к условиям среды, саморегуляция.

 

Целевые ориентиры включают в себя следующие характеристики:

· Инициативность и самостоятельность.

· Уверенность в своих силах, положительное отношение к себе и другим, внешнему миру (сопереживание, взаимопомощь)

· Умение подчиняться нормам и правилам, развитое воображение, творчество.

· Развитые творческие способности, развитая устная речь.

· Любознательность, склонность к экспериментированию и наблюдениям, способность к принятию решений.

Для экологического развития детей организую специальные наблюдения в уголке природы, рассматривание пейзажных картин, слушание музыкальных и поэтических произведений.

 На  целевых прогулках, экскурсиях, в деятельности на экологической тропе побуждаю детей к поиску прекрасного в природе, к высказыванию эстетических суждений.

 Дети уверенны в своих силах, открыты внешнему миру, положительно относятся к себе и к другим, обладают чувством собственного достоинства.

Дети проявляют любознательность, задают вопросы, касающиеся близких и далеких предметов и явлений, интересуются причинно – следственными связями (Как? Почему? Зачем?), пытаются самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей.

Склонны наблюдать, экспериментировать. Обладают начальными знаниями о себе, о предметном, природном, социальном и культурном мире, в котором они живут. Они обладают элементарными представлениями из области живой природы.

 Они способны к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных сферах действительности.

Самое главное - в процессе экологического образования у детей развивается познавательный интерес миру природы, любознательность творческая активность, т.е личностные качества ребенка, которые предоставлены как целевые ориентиры в ФГОС ДО

  

II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ




II.1 Содержание программы по экологическому воспитанию

Содержание программы направлено на воспитание гуманной, социально активной и творческой личности ребенка 5-7 лет, с целостным взглядом на природу, с пониманием места человека в ней.

 Дети получают представления о взаимосвязях в природе, которые и помогают им обрести начала экологического мировоззрения и культуры, ответственного отношения к окружающей среде и своему здоровью. Программа предусматривает выработку у детей первых навыков экологически грамотного и безопасного поведения в природе и быту, навыков практического участия в природоохранной деятельности в своем крае.                                                                                               Программа состоит из блоков. Каждый включает обучающий и воспитывающий компоненты-знания о природе и развитие у детей разных аспектов отношения к ней (бережной заботы, умения видеть красоту и др.)      Первый блок рассматривает область неживой природы (вода, воздух, почва и      др.) которые рассматриваются и сами себе, и как компоненты среды жизни живых существ. Показано, что без воды, воздуха, почвы невозможна жизнь растений, животных и человека, что планета Земля, в отличие от других планет Солнечной системы, имеет весь комплекс необходимых условий для жизни во всех ее формах.

Три блока посвящены живой природе - растениям, животным и экосистеме   леса, взаимодействию человека с природой. Человек - как живое существо, нуждающееся в благоприятных условиях, как пользователь природы и как ее хранитель.

 Познавательно-исследовательская деятельность старшего дошкольника в данной программе проявляется в виде детского экспериментирования с предметами и в виде вербального исследования вопросов, задаваемых взрослому (почему, зачем, как?)

Опираясь на программу Н.А. Рыжовой «Наш дом - природа» методические рекомендации которой предусматривают эмоциональное воздействие на детей с помощью художественного слова, экологические сказки, "письма животным", экологические проекты.

 Программа сориентирована на личностный подход к ребенку и всестороннее его развитие.                                                                                             Предлагаемая программа представляет собой цикл занятий по развитию экологических знаний у детей 5 – 7 лет и позволяет расширить, обобщить и углубить знания детей о взаимосвязи живой и неживой природы с помощью наблюдений, бесед, игр, экспериментирования, рассматривания и сравнения. Занятия проводятся 1 раз в неделю продолжительностью 25-30 минут в соответствии с нормами СанПин.

        

                       II.2 Перспективное планирование

Лет.

 

№ п/п Месяц Тема Задачи Методическое обеспечение и дидактический материал

Неживая природа

1 Сентябрь   «Земля - наш дом»   Сформировать у детей представления о том, что: планета Земля - наш общий дом. Иллюстрации, фотографии, глобус, карта мира     Т.М.Бондаренко «Комплексные занятия по экологии» Воронеж 2006г.
2 Сентябрь «Угадай правило» Описать поведение человека отношению к объектам природы, объяснить эти действия. Рисунки с графическим изображением правил, стихи. И.В.Цветкова» Игры и проекты» 1997г.
3 Октябрь «Выбери правильно дорогу» Уточнить экологические знания детей, раскрывающие взаимосвязь между объектами природы, а также определяющие отношения между природой и человеком на основе конкретных правил поведения (в лесу, на лугу и в других природных сообществах) Картинка, на которой изображены лесные тропинки. По краям тропинок расставлены маркеры с правилами поведения в лесу. Л.С.Журавлева «Солнечная тропинка»Москва 2006г
4 Октябрь «Воздух, вода и свет» Дать детям представление о том, какое большое значение имеют воздух, вода, свет в жизни человека Сказка «Спор» Игра «Ручеек» «Солнечные зайчики догоняют друг друга» Рисование свечой Т.М.Бондаренко «Комплексные занятия» Воронеж 2006г.
5 Октябрь «Разноцветная вода» Продолжать знакомить детей со свойствами воды. Отметить её прозрачность, но её можно сделать цветной. Наглядный материал, оборудование для опыта Т.М.Бондаренко «Комплексные занятия» Воронеж 2006г.
6 Октябрь «В воде одни вещества растворяются, другие не растворяются» Учить различать вещества и их свойства растворяться в воде или нет. Оборудование для опыта Т.М. Бондаренко «Комплексные занятия» 2006г.
7 Ноябрь «Удивительные приключения капельки» Учить сохранять воду в природе,1 довести до сведения в природе, что вода нужна всем, растениям, животным, человеку. Обучающая настольная игра Опыт «Животворное свойство воды» О.А.Воронкевич «Добро пожаловать в экологию»2010г
8 Ноябрь «Ветер, ветер, ты могуч» Познакомить детей с таким природным явлением, как ветер. Причинами его возникновения, ролью в жизни живых организмов Фрагменты «Сказки о царе Салтане…» А.С. Пушкина
9 Ноябрь «Как мы дышим» Познакомить детей с органами дыхания человека и некоторых животных. Иллюстрации О.А.Воронкевич «Добро пожаловать в экологию» 2019г.
10 Декабрь «Наблюдение за ветром» Продолжать знакомить детей с явлением «ветер». По каким признакам можно узнать, есть ли он или нет. Наблюдения, игры с флажками, султанчиками, вертушками С.Н.Николаева «Воспитание экологической культуры» 1995г.
11 Декабрь «Облака – белогривые лошадки» Продолжать знакомить детей с облаками. Предложить представить на что похожи облака. Наблюдения, песенка «Облака – белогривые лошадки», стихотворения С.Н.Николаева «Воспитание экологичемкой культуры» 1995г.
12 Декабрь «Пусть всегда будет солнце» Познакомить детей с явлениями неживой природы, с понятием долготы дня. Опыты а) Солнце высушивает предметы б) Солнце прогревает предметы. Т.М.Бондаренко «Комплексные занятия» Воронеж 2006г.
13 Январь «Песок – наш помощник» Дать представления о свойствах песка, о том, как человек использует его. Закреплять умения. Делать простейшие умозаключения. Опыт а) Сыпучесть песка б)Рассматривание под лупой Т.М.Бондаренко «Комплексные занятия» Воронеж 2006г.
14 Январь «Что у нас под ногами»     Продолжать знакомить детей со свойствами песка и почвы. Опыт, экологическая лаборатория Т.М.Бондаренко «Комплексные занятия» Воронеж 2006г.

Живая природа

 

15 Февраль «Комнатные растения» Уточнить представление детей о комнатных растениях (бальзамин, колеус). Учить различать листья, стебли, цветы. Знать что корни в земле. Внесение кашпо с цветами. Худож. слово Опыт «Дыхание листа» С.Н.Николаева «Воспитание экологичемкой культуры» 1995г
16 Февраль «Как живут растения зимой» Обобщить и систематизировать представление детей о приспособлении растений к сезонным явлениям. Иллюстрации «Зимний лес», «Зимние забавы» С.Н.Николаева «Воспитание экологичемкой культуры» 1995г
17 Февраль «Поможем ёлке» (экскурсия) Воспитывать бережное отношение к дереву на примере ели. Показать как стряхивать снег, что бы он своей тяжестью не сломал ветви. худож. слово, подвижные игры Н.А.Рыжова «Наш -дом природа»
18 Февраль Среда обитания       «Знакомство с животными жарких и холодных стран» Расширять и систематизировать представления детей об умении животных приспосабливаться к среде обитания. Рассматривание картин, худ. Слово О.А.Воронкевич «Добро пожаловать в экологию»2010г
19 Март Экологическая викторина «Знатоки природы» Закрепить знания детей о природе. Вырабатывать умение быстро находить правильный ответ Песочные часы, юла со стрелкой, карточки с заданиями, жетоны за правильные ответы Н.А.Рыжова «Наш- дом природа»
20 Март «Корова-коза-лошадь -домашние животные» Продолжать знакомить детей с домашними животными и их внешним видом. Объяснить детям, что домашние животные очень полезны человеку. Иллюстрации, худож. слово, прослушивание голосов домашних животных в записи. Н.А.Рыжова «Наш- дом природа»
21 Март «Дикие животные нашего леса» Развивать умение анализировать, обобщать и сравнивать. Показать связь -пищевые цепочки в лесу Иллюстрации,  карта размещения животных в нашей полосе Н.А.Рыжова «Наш- дом природа»
22 Март Игровое обобщающее занятие «У нас в гостях животные» Учить видеть сходства и различия между разными группами животных, знать повадки. Игра «Зоопарк» О.А.Воронкевич «Добро пожаловать в экологию»2010г И.В.Цветкова» Игры и проекты» 1997г.
23 Апрель «Кто живет в реке, в озере, в море и океане» Развивать умение классифицировать морских обитателей, их жизнь на воде и под водой. картинный материал, худож. Слово О.А.Воронкевич «Добро пожаловать в экологию»2010г С.Н.Николаева «Воспитание экологичемкой культуры» 1995г

 

24 Апрель «По экологической тропе» Продолжать учить различать и называть деревья. Познакомить детей с деревьями, растущими на территории детского сада. худож. слово, дидактическая игра «С чьей ветки детки», хоровод «Берёзка» Н.А.Рыжова «Наш- дом природа» Л.С.Журавлева «Солнечная тропинка» Москва Мозаика – Синтез 2006г.  
25 Апрель «Муравьи санитары леса» Сформировать представления о роли муравьев в жизни леса, их образе жизни. худож. слово картина «Муравьи за работой» Н.А.Рыжова «Наш- дом природа»
26 Апрель   «Перелетные птицы» Расширить знания детей о жизни птиц весной об их внешнем виде, питании. Учить распознавать птиц по их способам передвижения, издаваемым звукам   худож. слово, прослушивание голосов птиц в записи, экскурсия к скворечникам.
27 Май «Викторина о птицах» Обобщать и ссиссистематизировать знаниязнания систематизировать знания о птицах худож. слово, вопросы, прослушивание голосов птиц в записи Н.А.Рыжова «Наш- дом природа»   И.В.Цветкова» Игры и проекты» 1997г.
28 Май «Самая быстрая улитка в мире» Познакомить детей с важным органом чувств -ухом Модели, строение уха Дид/игра «Что услышал?» О.А.Воронкевич «Добро пожаловать в экологию»2010г
29 Май Экологическая сказка «Ручеек» Показать взаимосвязь живого в природе, развивать познавательные способности. Худ.слово Интеллектуальные задания Хороводная игра «Ручеек» Инсценировка песни «Шире круг» В.Викторова Н.А.Рыжова «Наш- дом природа»
30 Май     «Путешествие в весенний лес» Закреплять знания одепериоды весны. Закреплять знания детейо весенних изменениях  в живой и неживой природе. Развивать умения, сравнивать различные периоды весны.   Худож. слово, дидактические игры Л.С.Журавлева «Солнечная тропинка»Москва 2006г И.В.Цветкова» Игры и проекты» 1997г.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: