№ п/п | Месяц | Тема | Задачи | Методическое обеспечение и дидактический материал | ||
Что изучает экология? Как стать юным экологом | ||||||
1 | Сентябрь | «Экология» | Уточнить природоведческие знания детей о факторах окружающей среды, необходимых для жизни на Земле. Воспитывать гуманное отношение к природе, желание сберечь и сохранить красоту природы. | кукла «Инопланетянин», предметные картинки, дерево без листьев, пособие, «Напоминающее знаки» Н.А.Рыжова «Наш -дом природа» | ||
2 | Сентябрь | «Мы друзья природы» | Закрепить знания о правилах поведения на природе. Учить доброму и бережному отношению на природе. | Картины с изображением обитателя леса, карта - план путешествие, стихи, загадки, дидактическая игра «Кто где живёт» Н.А.Рыжова «Наш- дом природа» | ||
3 | Сентябрь | «Сиреневый бал природы» | Совершенствовать знания о природе, обогащать музыкальные впечатления детей. Воспитывать любовь к русской национальной культуре | слушание музыки, грамзапись О.А.Воронкевич «Добро пожаловать в экологию» Детство –Пресс 2010г Н.А.Рыжова «Наш- дом природа» | ||
4 | Сентябрь | «Посещение кафе «Дары осени» | Систематизировать представления об овощах и фруктах, познакомить с технологией приготовления из них блюд | Д/игра «Придумай загадку» Приготовление блюда из овощей и фруктов Н.А.Рыжова «Наш- дом природа» | ||
5 | Октябрь | «Как и для чего человек дышит» | Познакомить детей с дыхательной системой человека | Схема дыхательной системы человека Опыт (стаканы с водой, трубочки для коктейля, ненадутые шарики О.А.Воронкевич «Добро пожаловать в экологию» Детство –Пресс 2010г Т.М. Бондаренко «Комплексные занятия» 2006г. | ||
Неживая природа
| ||||||
6 | Октябрь | «Что такое огонь?» | Показать необходимость огня и противоречивость этого явления. Познакомить с историей использования огня человеком. | Иллюстрация, худож. слово «Прометей», «Какой бывает огонь» С.Я. Маршак «Пожар» С.Н.Николаева «Воспитание экологической культуры» 1995г |
7 | Октябрь | «Ходит капелька по кругу» | Закрепить знания о воде. Создать праздничное настроение. Формировать у детей представления о природных взаимосвязях | Инсцинировка по мотивам сказки «Куда делась вода после дождика» А. Дитрих Т.М. Бондаренко «Комплексные занятия» 2006г. |
8 | Октябрь | «Воздух вокруг нас» | Дать детям представление о воздухе через опыты. Показать способы обнаружения воздуха. Познакомить детей с некоторыми свойствами воздуха. | Опыт со стаканом и водой. Опыт на доказательство невидимости и прозрачности воздуха Н.А.Рыжова «Воздух неведимка» 1998г |
9 | Ноябрь | «Этот удивительный воздух» | Расширить представления о воздухе, о способах его обнаружения, учить устанавливать причинно-следственные связи. | опыты «Буря в стакане», «Воздух имеет вес» Н.А.Рыжова «Воздух неведимка» 1998г |
10 | Ноябрь | «Вот труба, над нею дым» | Роль воздуха в жизни человека, причина его загрязнения. Дать элементарные представления об источниках загрязнения воздуха. | художественное слово, иллюстрации Н.А.Рыжова «Воздух неведимка» 1998г |
11 | Ноябрь | «Где же 5-й океан» | Продолжать формировать представление о роли воздуха, познакомить с некоторыми его свойствами. Развивать способность делать умозаключения, анализировать, сравнивать, классифицировать. | плакаты, глобус, экологическая лаборатория, опыты О.А.Воронкевич «Добро пожаловать в экологию» Детство –Пресс 2010г Н.А.Рыжова «Воздух неведимка» 1998г |
12 | Ноябрь | «Солнышко, солнышко, выгляни в окошечко» | Познакомить с явлением солнечных лучей на чёрный и белый цвет. Развивать наблюдательность и смекалку. | исследовательская деятельность, вывод: солнце - тепло. Опыт «Из каких цветов состоит солнечный луч» С.Н.Николаева «Воспитание экологической культуры» 1995г |
13 | Декабрь | «Солнце в жизни растений и животных» | Расширить кругозор знаний детей о влиянии солнца на живые организмы. | Иллюстрации, художественное слово, народный фольклор Опыт «Влияние солнечного света на жизнь на Земле» Т.М. Бондаренко «Комплексные занятия» 2006г. |
14 | Декабрь | «От чего происходит смена дня и ночи» | Развивать у детей элементарные представления о Солнечной системе, о месте Земли в космическом пространстве. Совершенствовать представление детей о времени и частях суток. | Модель Земли и Солнца. Картинки с изображением различных времён суток. Детская энциклопедия. Игра «Путешествие на пароходе», подвижная игра «День и ночь» С.Н.Николаева «Воспитание экологической культуры» 1995г |
|
|
15 | Декабрь | «Песок и глина -наши помощники» | Дать представления о свойствах песка и глины. О том, как человек использует их. Научить лепить из глины элементарные предметы. Формировать понятие о том, что песок и глина - это полезные ископаемые. | опыты с песком, глиной в экологической лаборатории Л.С.Журавлева «Солнечная тропинка»Москва 2006г И.В.Цветкова» Игры и проекты» 1997г. | ||
16 | Декабрь | «Удивительная глина» | Учить детей использовать природные материалы в жизни, быту. Воспитывать бережное отношение к объектам из неживой природы и сделанным их них предметам. | художественное слово, лепка, посуда из глины Т.М. Бондаренко «Комплексные занятия» 2006г. | ||
17 | Январь | «Что у нас под ногами» | Дать представление о разнообразии камней в природе. Камни - орудие труда древних людей. Как человек использует камни (строительство, памятники, альпинарии). Драгоценные камни и украшения. | иллюстрации, коллекция камней, картинный материал Т.М. Бондаренко «Комплексные занятия» 2006г. | ||
18 | Январь | «Земля - наша кормилица» | Дать представление о том, что почва верхний слой Земли. В опытах познакомить с составом почвы (вода, воздух, глина, камни, перегной) | экологическая лаборатория, опыты о составе почвы, о цвете почвы. Н.А.Рыжова «Наш- дом природа» | ||
19 | Январь | «Сухая и влажная почва» | Учить определять и сравнивать сухую и влажную почвы. Фиксировать результаты исследований. | художественное слово, почвы бывают разными. Т.М. Бондаренко «Комплексные занятия» 2006г. | ||
20 | Январь | «Знакомство с подземным царством» | Продолжать знакомить с подземными обитателями. С особенностями строения червяка и других подземных обитателей. Показать их приспособленность. | экологическая лаборатория, опыты с почвой Т.М. Бондаренко «Комплексные занятия» 2006г. С.Н.Николаева «Воспитание экологической культуры» 1995г | ||
Многообразие растительного и животного мира
| ||||||
21 | Февраль | «Значение почвы в жизни растений» | Формировать знания детей о том, что без почвы нет растениям жизни. Воспитывать бережное отношение к почве. | плакаты, иллюстрации, художественное слово Т.М. Бондаренко «Комплексные занятия» 2006г. О.А.Воронкевич «Добро пожаловать в экологию» Детство –Пресс 2010г |
22 | Февраль | «Не уставайте удивляться» | Заинтересовать детей открытием тайн и загадок природы. Учить видеть необычное и прекрасное в привычном. И на первый взгляд не приметном. | Рассматривание фотоальбома «Природа глазами художника» Рисуем пейзаж Л.С.Журавлева «Солнечная тропинка»Москва 2006г И.В.Цветкова» Игры и проекты» 1997г |
23 | Февраль | «Клуб знатоков леса» | Формировать умение сравнивать, выделять существенный признаки, понимать простейшие причинно –следственные связи | Игра «Блиц – опрос» И.В.Цветкова» Игры и проекты» 1997г Н.А.Рыжова «Наш- дом природа» |
24 | Февраль | «Север – царство льда и снега» | Формировать представления о климатических условиях Крайнего Севера и тундры | Картина –модель «Север» Чтение сказки Г.Х.Андерсена «Снежная королева» Н.А.Рыжова «Наш- дом природа» |
25 | Март | «Комнатные растения – спутники нашей жизни» | Расширять и систематизировать знания детей Учить различать листья, стебли, цветы, знать что корни в земле. | Модели ухода за комнатными растениями Пересадка комн. раст. вегетативным способом С.Н.Николаева «Воспитание экологической культуры» 1995г |
26 | Март | «Где живут обитатели природы» | Познакомить детей с разнообразием домов - сред обитания живых организмов с зависимостью от условий существования от поведения человека. | Плакаты, макеты, схемы, цепочки живых организмов С.Н.Николаева «Воспитание экологической культуры» 1995г |
27 | Март | «Учитесь жалеть и беречь» | Пробудить чувства сострадания и жалости к обитателям природы попавшим в беду. Учить отделять истинную жалось от ложной. | Художественные произведения, Иллюстрации О.А.Воронкевич «Добро пожаловать в экологию» Детство –Пресс 2010г |
28 | Март | «О чём поют птицы» | Развивать у детей интерес к жизни птиц, в частности, к их голосам, умение вслушиваться в их звуковые сигналы. | Иллюстрации о птицах, Прослушивание музыкальных произведений С.Н.Николаева «Воспитание экологической культуры» 1995г |
|
|
29 | Апрель | «Как нельзя относиться к братьям нашим меньшим» | Воспитывать гуманные чувства к нелюбимым и незаслуженно преследуемым людьми животным. Раскрывать необоснованность мотивов преследования людьми некоторых нелюбимых животных.Формировать правила поведения с этими животными. | иллюстрации, художественное слово, картинки, легенды. О.А.Воронкевич «Добро пожаловать в экологию» Детство –Пресс 2010г С.Н.Николаева «Воспитание экологической культуры» 1995г |
30 | Апрель | «В гостях у зелёного друга» | Вызвать интерес детей к защите и изучению растений. | Игра - викторина о растениях. Чтение отрывка «Не только деревья» по М. Ильину С.Н.Николаева «Воспитание экологической культуры» 1995г |
31 | Апрель | «Кто такой человек» | Уточнить знания о человеке в сравнении с животным и растительным миром, выделяя их существенные признаки | Д/игры «Напоминающие знаки», «Собери цветок» модели всех групп животных О.А.Воронкевич «Добро пожаловать в экологию» Детство –Пресс 2010г |
32 | Апрель | «Лес как экологическая система» | Сформировать понятие «этажи леса» Формировать у детей представления о взаимосвязи обитателей леса, их пищевой зависимости друг у друга. | художественное слово, экология в картинках, иллюстрации о растениях и животных, модели «Этажи леса» Н.А.Рыжова «Наш- дом природа» |
33 | Май | «Лес в жизни человека» | Углубить и обобщить представление детей о лесе и его обитателях. Познакомить детей с тем, какую роль в жизни человека играет лес. | панно для моделирования «Лес», предметные картинки, плакаты «Что не следует делать в лесу», экспонаты «Что делают из древесины» О.А.Воронкевич «Добро пожаловать в экологию» Детство –Пресс 2010г Н.А.Рыжова «Наш -дом природа» |
34 | Май | «Заповеди юных защитников природы» | Закрепить знания о правилах поведения - запретах и предписаниях в природном окружении. | плакаты с изображением различных ситуаций, беседа. О.А.Воронкевич «Добро пожаловать в экологию» Детство –Пресс 2010г |
35 | Май | «Природа просит защиты» | Приобщать детей к миру природы, к пониманию её универсальной ценности в жизни каждого человека. Защите природных обитателей, живущих рядом с нами в одном земном доме. | художественное слово, иллюстрации, рисунки детей, игра инсценировка «Зимний разговор через форточку» Б. Брехт Н.А.Рыжова «Наш- дом природа» Л.С.Журавлева «Солнечная тропинка»Москва 2006г |
36 | Май | «Строим экологический город» | Объяснить детям необходимость бережного отношения к первозданной чистоте природы ради блага всего живого на Земле. Привлечь их внимание к тому, что хозяйственная деятельность людей влияет на качество воды, почвы, воздуха. Показать, что природа - основной источник достатка и благополучия людей, что человек не может сделать материал лучше тех, что созданы природой. | художественное слово, иллюстрации, картины, модели с изображениями разных уголков земли, пособие «Напоминающие знаки» И.В.Цветкова» Игры и проекты» 1997г Н.А.Рыжова «Наш- дом природа» |