Особенности специально-двигательной подготовки спортсменок 6-10 лет в художественной гимнастике

 

Художественная гимнастика как вид спорта, по характеру двигательной деятельности относится к сложно координационным и требует от спортсменок проявления широкого круга двигательных умений, навыков и качеств. Современный этап развития художественной гимнастики характеризуется высоким уровнем спортивно-технических достижений, которые определяют повышенные требования к технической подготовке гимнасток

Техническая подготовка в художественной гимнастике связана с необходимостью освоения большого арсенала двигательных действий за относительно короткий срок. Эти двигательные действия представляют собой


 

сложные координационные сочетания движений отдельными звеньями тела с манипуляцией различными предметами, которые выполняются на фоне музыкального сопровождения, и в свою очередь, требует от спортсменок значительных физических кондиции и, в частности, достаточного уровня развития конкретных специальных двигательных качеств. Научно-обоснованной методики специальной двигательной подготовки гимнасток для данного вида спортивной деятельности нет. Она сложилась эмпирически и представляет собой отдельные рекомендации способов и приемов развития в основном физических качеств [13].

В данной работе мы выделяем комплекс специальных двигательных качеств, отражающих особенности художественной гимнастики - это "прыгучесть", "пространственно - временная точность в действиях вращательного характера", "пространственно-временная точность в действиях броскового характера", "способность к сохранению равновесия". Определить такой спектр двигательных качеств нам позволил анализ современной практики подготовки квалифицированных гимнасток, а также правил соревнований по художественной гимнастике, в которых акцентируется внимание на оценке судьями поворотов, прыжков, равновесий и бросковых элементов. При этом именно с этими элементами связана основная доля допускаемых ошибок гимнастками даже высокой квалификации [14,15].

В каждом виде спорта, в том числе и в художественной гимнастике особое значение уделяется уровню физической подготовленности в связи с тем, что она является базой для полного раскрытия технических, тактических и других качеств юных спортсменов [16].

Ранняя специализация и постоянное усложнение соревновательных программ привели к тому, что в борьбу за звание абсолютных чемпионок страны выступают 13-15-летние спортсменки. Учитывая, что процесс овладения высшим спортивным мастерством длится не менее 6-8 лет, в течении которого спортсменки должны освоить большое количество сложных соревновательных упражнений, наиболее характерной стороной


 

периода становления спортивного мастерства является довольно интенсивная работа по технической подготовке в 9-10 лет. Решать задачу овладения таким большим объёмом элементов только за счет увеличения тренировочных нагрузок нецелесообразно, они и так близки к пределу. В связи с отсутствием единой программы подготовки юных гимнасток, учебно-тренировочный процесс планируется без учета сенситивного периода развития их организма [17,18].

Особо важным разделом, на наш взгляд, является разработка педагогической технологии начальной специализации юных гимнастов, формирующей гимнастическую школу движений, их базовую физическую и техническую подготовку [19,20,21].

Следует отметить, это для того, чтобы овладеть учебной программой в полном объёме, необходима целенаправленная подготовка, которая удовлетворяет современные требования художественной гимнастики. Этот вопрос становится актуальным для дальнейшего выявления особенностей развития координационных способней.

Возраст 6-8 лет является ответственным в плане становления двигательной функции. В этом возрасте создается «шапка движений», на которой в дальнейшем происходит двигательное совершенствование детей. Младший школьный возраст определяется как период создания широкого координационного базиса для гимнасток, он считается сенситивным в плане развития координационных способностей девочек. Считают что в возрасте 7-10, 6-12, 5-12, координационные способности наиболее интенсивно развиваются, достигая высокого уровня развития, высокую чувствительность и рекомендуют в этом возрасте давать как можно больше упражнений для воспитания координации движений и применять целенаправленное педагогическое воздействие для развития координации движений. Вместе с тем отмечается, что девочки младшего возраста способны оценивать свои движения в пространстве, во времени и по степени мышечных усилий, однако отмечают, что изменение   различных проявлений координационных


 

способностей происходит в этот период неравномерно, характеризуется скачками, временными спадами или некоторой стабилизацией [23].

При этом важно учесть, что все движения должны быть, не только согласованы с темпом и ритмом музыки, но и должны отражать содержание музыкального воспроизведения, т.е. должны быть выразительны, эмоционально насыщены. [24].





Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: