Характеристика этапа начальной подготовки в художественной гимнастике

АНДРЕЕВА Дарья Александровна

 

студентка 4 курса,41 группы

специализация: художественная гимнастика

 

БАЗОВАЯ СПЕЦИАЛЬНО-ДВИГАТЕЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА

СПОРТСМЕНОК К РАБОТЕ В ГРУППОВЫХ УПРАЖНЕНИЯХ

ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ГИМНАСТИКИ

 

Курсовая работа по дисциплине «Теория и методика преподавания избранного вида спорта»

 

Научный руководитель

Макарова О.В.

 

Киев-2012


  СОДЕРЖАНИЕ С.
  ВВЕДЕНИЕ 3
РАЗДЕЛ 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ОСОБЕННОСТИ МЕТОДИКИ РАЗВИТИЯ БАЗОВОЙ СПЕЦИАЛЬНО- ДВИГАТЕЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СПОРТСМЕНОК К РАБОТЕ В ГРУППОВЫХ УПРАЖНЕНИЯХ 5
1.1 Характеристика этапа начальной подготовки в художественной гимнастике 5
1.2 Особенности специально-двигательной подготовки спортсменок 6-10 лет в художественной гимнастике 10
1.3 Характеристика средств ОФП и СФП на этапе начальной подготовки в художественной гимнастике 13
1.4 Учёт возрастных особенностей гимнасток при подборе средств, для подготовки спортсменок в групповых упражнениях 15
  Выводы к разделу 19
РАЗДЕЛ 2 МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЙ  
2.1 Методы исследования 21
2.1.1 Анализ научно - методической литературы 21
2.1.2 Анкетный опрос 21
2.1.3 Педагогический эксперимент 22
2.1.4 Методы математико-статистической обработки полученных данных 22
2.1.5 Педагогическое тестирование 23
2.2 Организация исследования 23
РАЗДЕЛ 3 ИССЛЕДОВАНИЕ СОСТОЯНИЯ И ПЕРСПЕКТИВНОГО НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СПЕЦИАЛЬНО ‒ ДВИГАТЕЛЬНОЙПОДГОТОВКИ В ГРУППОВЫХ УПРАЖНЕНИЯХ В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ГИМНАСТИКЕ  
     
     
     

 



ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы. Художественная гимнастика, как и любой вид спорта, нацелена прежде всего на достижение спортивного результата, но широкий круг ее средств позволяет решать и другие задачи физического воспитания различных контингентов. Это один из самых красивых видов спорта в котором результат зависит в первую очередь от качества исполнения упражнения. Как и многие другие входит в олимпийский вид спорта. Совершенствования технической подготовки гимнасток к выполнению упражнений с предметами на всех этапах многолетней тренировки с целью повышения уровня спортивного мастерства, его надежности и стабильности остается актуальной.

Как известно, в системе подготовки гимнасток этап начальной подготовки очень важен. Именно на этом этапе необходимо осуществлять направленное совершенствование механизмов развития двигательно-координационных способностей спортсменок, закладывать основы техники владения предметами, то является важнейшим условием обеспечения дальнейшего роста их результатов в многолетней соревновательной практике.[1].

Начальный этап подготовки спортсменок, затрагивающий массовые разряды, в целом ориентирует занимающихся на оздоровительно-развивающие занятия. Благодаря значительному диапазону сложности упражнений художественной гимнастики, вариативности подходов и приемов, применяемых при освоении технических действий, в занятиях художественной гимнастикой удается расширять двигательные возможности, добиваться гармоничного развития, воспитывать занимающегося эстетически. Таким образом, проблема исследования заключается в разрешении противоречия между необходимостью в совершенствовании методики базовой подготовки юных гимнасток к выполнению упражнений с предметами, от которой зависит успешность дальнейшей многолетней


 

соревновательной деятельности, и отсутствие исследований, посвященных поиску путей, обеспечивающих качество выполнения этих упражнений.

Цель исследования - обоснование эффективности ранней специально-двигательной базовой подготовки спортсменок к работе в групповом упражнении.

Задачи исследования:

1. Изучить теоретико-методические основы и предпосылки повышения эффективности подготовки команд в групповом упражнении художественной гимнастики

2. Исследовать состояние и перспективные направления совершенствования специально-двигательной подготовки в групповых упражнениях художественной гимнастики.

3. Разработать программу ранней специально-двигательной подготовки спортсменов в групповых упражнениях художественной гимнастики и в сравнительном педагогическом эксперименте,доказать ее эффективность.

Объект исследования - групповые упражнения, специально-двигательная подготовка гимнасток.

Предмет исследования - средства и методы специально-двигательной подготовки, способы проведения упражнений и организация группы

Методы исследования: анализ литературы, анкетный опрос, педагогические наблюдения, педагогический эксперимент, контрольные испытания, математико-статистическая обработка полученных данных.

Научная новизна. В процессе исследования была разработана программа обучения юных гимнасток групповому упражнению, направлена на совершенствование специально-двигательной подготовки гимнасток на начальном этапе обучения.

Практическая значимость. Данная методика предполагает улучшение специально-двигательной подготовки гимнасток на начальном этапе обучения за счёт разработки программы.

 


Стуктура ___________ работы.


 


РАЗДЕЛ 1

ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ОСОБЕННОСТИ МЕТОДИКИ РАЗВИТИЯ БАЗОВОЙ СПЕЦИАЛЬНО-ДВИГАТЕЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СПОРТСМЕНОК К РАБОТЕ В ГРУППОВЫХ

УПРАЖНЕНИЯХ

 

Характеристика этапа начальной подготовки в художественной гимнастике

 

Источники научной литературы свидетельствуют, что этап начальной подготовки играет важную роль в достижении спортивного мастерства.Работы специалистов в области начальной подготовки в художественной гимнастике свидетельствуют о том, что вопросы базовой подготовки,которая обеспечивает основу для дальнейшего совершенствования недостаточно изучены [2].

На современном этапе развития художественной гимнастики на первое место выдвигается эффективность базовой подготовки. Большое значение имеют морфофункциональные и двигательные качества, которые должны соответствовать возрастным особенностям гимнасток и составлять основу для дальнейшего совершенствования их технической подготовленности. Значение морфофункциональных и ведущих качеств на этапе начальной подготовки определяет успешность овладения спортивной техникой [3].

Если рассматривать многолетнюю подготовку гимнасток как целостный педагогический процесс, то прослеживается определенная зависимость успешной работы с предметами на этапе наивысших спортивных результатов от качества знаний, умений и навыков, полученных гимнасткой в процессе начальной подготовки. Во-первых, данный возрастной период является сенситивным для развития, во-вторых, ранняя спортивная специализация предусматривает разностороннюю физическую и техническую подготовленность. В то же время к занимающимся предъявляются и особые


 

требования, отражающие специфику именно художественной гимнастики, даже на начальном этапе занятий гимнастки должны обладать такими координационными способностями, которые позволяют овладевать одиночными и композиционными действиями свободного характера и с манипулированием спортивными предметами. У гимнасток должны быть развиты способности к сохранению различных равновесий статического и динамического характера. Они должны быть пластичны и обладать чувством ритма, слышать музыку и согласовывать с ней свои действия. Все это - для начала; именно такая исходная подготовленность и позволит в ходе занятий улучшить, развить специализированные кондиции и добиться высокого спортивного результата [4].

Для теории спортивной тренировки чрезвычайно важным является выяснение роли, которые несут координационные способности и координация движений в процессе обучения,в ходе формирования двигательных навыков.

О значении координационных способностей в ходе обучения двигательным действиям указано во многих работах. Значение заключается в следующем:

— высокий уровень и широта координационные способностей делают
рациональное овладение двигательными навыками;

— процесс обучения улучшается путем систематического и
целенаправленного координационного совершенствования;

—оказывается положительное влияние на спортивно-техническое совершенствование [5].

Процесс обучения девочек рассматривается как воспитание навыков и управление ими, а временные пространственные и динамические характеристики движения включают в себя анализ информации об основных признаках двигательного акта. Чем полнее информация, поступающая о различных сторонах двигательных действий, тем больше возможностей имеет ЦНС в осуществлении регуляции управления этими действиями.


 

Развитие умений управлять своими движениями в пространстве, во времени и степени мышечных усилий положительно влияет на формирование двигательных умений и навыков, особенно на начальном этапе обучения и ускоряет этот процесс.

Установлено, что способность к пространственной оценке движений, большой степени развивается под воздействием целенаправленных упражнений, прирост точности движений отличается на начальном этапе обучения, способность тонко дифференцировать движения во времени и пространстве достигает своего максимального развития к 13-14-летнему возрасту. Точность о временной характеристике наиболее интенсивно формируется в возрасте 11-12 лет.

Цель этапа начальной подготовки в художественной гимнастике состоит в выявлении способностей детей и осуществлении разносторонней начальной подготовки. Украинские и российские специалисты сходятся во мнении, что возраст 5—6 лет наиболее благоприятный для начала регулярных занятий художественной гимнастикой. Ранняя специализация в художественной гимнастике должна предусматривать учет особенностей работы с юными спортсменками, связанными с их возрастом. К основным задачам этапа начальной подготовки относятся:

• укрепление здоровья и гармоническое развитие форм и функций
организма девочек;

•  формирование правильной осанки и гимнастического стиля
выполнения упражнений;

• разносторонняя общая физическая подготовка и начальное развитие всех специальных физических качеств;

• специально-двигательная подготовка — развитие умения чувствовать и дифференцировать различные параметры движений, реакций на движущийся предмет;

• начальная техническая подготовка на видах многоборья — овладение подготовительными, подводящими и простейшими базовыми элементами


 

техники без предмета (прыжки, равновесия, повороты, наклоны, волны, взмахи, пружинные движения) и с предметами (хваты, броски, ловли, передачи, вращения);

• начальная хореографическая подготовка — овладение простейшими
элементами классического, историко-бытового и народного танцев;

• начальная музыкально-двигательная подготовка — игры и импровизации под музыку, музыкально- ритмические упражнения;

• привитие интереса и потребности к регулярным занятиям художественной гимнастикой, воспитание дисциплинированности, аккуратности и старательности;

• участие в показательных выступлениях и детских соревнованиях.
Основные средства начальной подготовки: упражнения в беге и ходьбе;
партерная разминка с элементами школы, общей и специальной физической
подготовки, упражнения хореографии, подводящие элементы без предмета;
простейшая разминка у гимнастической стенки; "обучающие" уроки с
предметами; комплексы или простейшие комбинации без предмета, со
скакалкой, мячом, лентой, развивающие мелкую моторику; несложные
показательные танцевально-спортивные комбинации, которые пригодны для
показа на маленькой площадке; подвижные и музыкальные игры;
соревнования по физической и технической подготовке, открытые уроки для
родителей [6,7].

Цель этапа предварительной базовой подготовки в художественной гимнастике — сформировать у спортсменок надежную базу двигательных умений и навыков из арсенала средств технической и физической подготовки. Известно, что гимнастки в возрасте 8—11 лет отличаются высокой пластичностью функций организма, повышенными способностями к обучению и сенситивным периодом развития координационных и скоростных способностей, пассивной гибкости. Эти особенности важно учитывать при постановке основных задач данного этапа подготовки:


 

• углубленная и соразмерная в развитии основных физических качеств специальная физическая подготовка;

• углубленная специально-двигательная подготовка (в первую очередь совершенствование способности к оценке и регуляции динамических и пространственно-временных параметров движений с предметами);

• начальная функциональная подготовка — освоение средних по
величине тренировочных нагрузок;

• базовая техническая подготовка — овладение базовыми элементами: равновесиями в основных положениях; техникой прыжков, поворотов, наклонов и специфических движений; фундаментальными элементами с предметами во взаимосвязи с движениями без предмета;

• базовая хореографическая подготовка — овладение элементами всех танцевальных форм в простейших соединениях;

• формирование умения понимать музыку и согласовывать свои
движения с музыкой, знать смысл средств музыкальной выразительности
(характер музыкального произведения, метр, ритм, темп, динамические
оттенки, форма и фразировка);

• базовая психологическая и тактическая подготовка;

• регулярное участие в детских соревнованиях. К основным средствам этапа предварительной базовой подготовки относятся: классическая разминка в партере и у опоры; базовые элементы равновесной, вращательной, прыжковой, акробатической подготовки; фундаментальные элементы в упражнениях с предметами; соревновательные комбинации, соответствующие по трудности разрядным требованиям; комплексы упражнений специальной физической подготовки; музыкально-двигательные занятия по всем основным темам; занятия по психологической и тактической подготовке; регулярные соревнования по физической, тактической подготовке, спортивные соревнования; комплексное тестирование по видам подготовки [8].

Для этапа предварительной базовой подготовки характерно увеличение объема и интенсивности тренировочных нагрузок. Количество


 

занятий в недельном микроцикле постепенно возрастает от 4 до 6, средняя продолжительность занятия 3—4 часа. Основной формой занятий остается учебное занятие, но постепенно вводятся элементы тренировочного урока. Возрастает значимость индивидуального подхода при развитии физических качеств, составлении соревновательных программ и в формировании личностных особенностей спортсменок. Большее значение приобретает самостоятельная работа и домашние задания. Важным становится воспитание: привязанности к художественной гимнастике, волевых качеств, самодисциплины, требовательности к себе.

На данном этапе подготовки гимнастки чаще принимают участие в соревнованиях различного ранга: от школьных до региональных. Контрольные испытания проводятся в форме приема нормативов по общей и специальной физической подготовке, технической подготовке и контрольных

соревнований. Главная цель раннего обучения- создать прочную основу для воспитания здорового, сильного, работоспособного и гармонично развитого молодого поколения [9,10,11,12].

 


























Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: