АНДРЕЕВА Дарья Александровна
студентка 4 курса,41 группы
специализация: художественная гимнастика
БАЗОВАЯ СПЕЦИАЛЬНО-ДВИГАТЕЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА
СПОРТСМЕНОК К РАБОТЕ В ГРУППОВЫХ УПРАЖНЕНИЯХ
ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ГИМНАСТИКИ
Курсовая работа по дисциплине «Теория и методика преподавания избранного вида спорта»
Научный руководитель
Макарова О.В.
Киев-2012
СОДЕРЖАНИЕ | С. | |
ВВЕДЕНИЕ | 3 | |
РАЗДЕЛ 1 | ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ОСОБЕННОСТИ МЕТОДИКИ РАЗВИТИЯ БАЗОВОЙ СПЕЦИАЛЬНО- ДВИГАТЕЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СПОРТСМЕНОК К РАБОТЕ В ГРУППОВЫХ УПРАЖНЕНИЯХ | 5 |
1.1 | Характеристика этапа начальной подготовки в художественной гимнастике | 5 |
1.2 | Особенности специально-двигательной подготовки спортсменок 6-10 лет в художественной гимнастике | 10 |
1.3 | Характеристика средств ОФП и СФП на этапе начальной подготовки в художественной гимнастике | 13 |
1.4 | Учёт возрастных особенностей гимнасток при подборе средств, для подготовки спортсменок в групповых упражнениях | 15 |
Выводы к разделу | 19 | |
РАЗДЕЛ 2 | МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЙ | |
2.1 | Методы исследования | 21 |
2.1.1 | Анализ научно - методической литературы | 21 |
2.1.2 | Анкетный опрос | 21 |
2.1.3 | Педагогический эксперимент | 22 |
2.1.4 | Методы математико-статистической обработки полученных данных | 22 |
2.1.5 | Педагогическое тестирование | 23 |
2.2 | Организация исследования | 23 |
РАЗДЕЛ 3 | ИССЛЕДОВАНИЕ СОСТОЯНИЯ И ПЕРСПЕКТИВНОГО НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СПЕЦИАЛЬНО ‒ ДВИГАТЕЛЬНОЙПОДГОТОВКИ В ГРУППОВЫХ УПРАЖНЕНИЯХ В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ГИМНАСТИКЕ | |
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы. Художественная гимнастика, как и любой вид спорта, нацелена прежде всего на достижение спортивного результата, но широкий круг ее средств позволяет решать и другие задачи физического воспитания различных контингентов. Это один из самых красивых видов спорта в котором результат зависит в первую очередь от качества исполнения упражнения. Как и многие другие входит в олимпийский вид спорта. Совершенствования технической подготовки гимнасток к выполнению упражнений с предметами на всех этапах многолетней тренировки с целью повышения уровня спортивного мастерства, его надежности и стабильности остается актуальной.
Как известно, в системе подготовки гимнасток этап начальной подготовки очень важен. Именно на этом этапе необходимо осуществлять направленное совершенствование механизмов развития двигательно-координационных способностей спортсменок, закладывать основы техники владения предметами, то является важнейшим условием обеспечения дальнейшего роста их результатов в многолетней соревновательной практике.[1].
Начальный этап подготовки спортсменок, затрагивающий массовые разряды, в целом ориентирует занимающихся на оздоровительно-развивающие занятия. Благодаря значительному диапазону сложности упражнений художественной гимнастики, вариативности подходов и приемов, применяемых при освоении технических действий, в занятиях художественной гимнастикой удается расширять двигательные возможности, добиваться гармоничного развития, воспитывать занимающегося эстетически. Таким образом, проблема исследования заключается в разрешении противоречия между необходимостью в совершенствовании методики базовой подготовки юных гимнасток к выполнению упражнений с предметами, от которой зависит успешность дальнейшей многолетней
соревновательной деятельности, и отсутствие исследований, посвященных поиску путей, обеспечивающих качество выполнения этих упражнений.
Цель исследования - обоснование эффективности ранней специально-двигательной базовой подготовки спортсменок к работе в групповом упражнении.
Задачи исследования:
1. Изучить теоретико-методические основы и предпосылки повышения эффективности подготовки команд в групповом упражнении художественной гимнастики
2. Исследовать состояние и перспективные направления совершенствования специально-двигательной подготовки в групповых упражнениях художественной гимнастики.
3. Разработать программу ранней специально-двигательной подготовки спортсменов в групповых упражнениях художественной гимнастики и в сравнительном педагогическом эксперименте,доказать ее эффективность.
Объект исследования - групповые упражнения, специально-двигательная подготовка гимнасток.
Предмет исследования - средства и методы специально-двигательной подготовки, способы проведения упражнений и организация группы
Методы исследования: анализ литературы, анкетный опрос, педагогические наблюдения, педагогический эксперимент, контрольные испытания, математико-статистическая обработка полученных данных.
Научная новизна. В процессе исследования была разработана программа обучения юных гимнасток групповому упражнению, направлена на совершенствование специально-двигательной подготовки гимнасток на начальном этапе обучения.
Практическая значимость. Данная методика предполагает улучшение специально-двигательной подготовки гимнасток на начальном этапе обучения за счёт разработки программы.
Стуктура ___________ работы.
РАЗДЕЛ 1
ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ОСОБЕННОСТИ МЕТОДИКИ РАЗВИТИЯ БАЗОВОЙ СПЕЦИАЛЬНО-ДВИГАТЕЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СПОРТСМЕНОК К РАБОТЕ В ГРУППОВЫХ
УПРАЖНЕНИЯХ
Характеристика этапа начальной подготовки в художественной гимнастике
Источники научной литературы свидетельствуют, что этап начальной подготовки играет важную роль в достижении спортивного мастерства.Работы специалистов в области начальной подготовки в художественной гимнастике свидетельствуют о том, что вопросы базовой подготовки,которая обеспечивает основу для дальнейшего совершенствования недостаточно изучены [2].
На современном этапе развития художественной гимнастики на первое место выдвигается эффективность базовой подготовки. Большое значение имеют морфофункциональные и двигательные качества, которые должны соответствовать возрастным особенностям гимнасток и составлять основу для дальнейшего совершенствования их технической подготовленности. Значение морфофункциональных и ведущих качеств на этапе начальной подготовки определяет успешность овладения спортивной техникой [3].
Если рассматривать многолетнюю подготовку гимнасток как целостный педагогический процесс, то прослеживается определенная зависимость успешной работы с предметами на этапе наивысших спортивных результатов от качества знаний, умений и навыков, полученных гимнасткой в процессе начальной подготовки. Во-первых, данный возрастной период является сенситивным для развития, во-вторых, ранняя спортивная специализация предусматривает разностороннюю физическую и техническую подготовленность. В то же время к занимающимся предъявляются и особые
требования, отражающие специфику именно художественной гимнастики, даже на начальном этапе занятий гимнастки должны обладать такими координационными способностями, которые позволяют овладевать одиночными и композиционными действиями свободного характера и с манипулированием спортивными предметами. У гимнасток должны быть развиты способности к сохранению различных равновесий статического и динамического характера. Они должны быть пластичны и обладать чувством ритма, слышать музыку и согласовывать с ней свои действия. Все это - для начала; именно такая исходная подготовленность и позволит в ходе занятий улучшить, развить специализированные кондиции и добиться высокого спортивного результата [4].
Для теории спортивной тренировки чрезвычайно важным является выяснение роли, которые несут координационные способности и координация движений в процессе обучения,в ходе формирования двигательных навыков.
О значении координационных способностей в ходе обучения двигательным действиям указано во многих работах. Значение заключается в следующем:
— высокий уровень и широта координационные способностей делают
рациональное овладение двигательными навыками;
— процесс обучения улучшается путем систематического и
целенаправленного координационного совершенствования;
—оказывается положительное влияние на спортивно-техническое совершенствование [5].
Процесс обучения девочек рассматривается как воспитание навыков и управление ими, а временные пространственные и динамические характеристики движения включают в себя анализ информации об основных признаках двигательного акта. Чем полнее информация, поступающая о различных сторонах двигательных действий, тем больше возможностей имеет ЦНС в осуществлении регуляции управления этими действиями.
Развитие умений управлять своими движениями в пространстве, во времени и степени мышечных усилий положительно влияет на формирование двигательных умений и навыков, особенно на начальном этапе обучения и ускоряет этот процесс.
Установлено, что способность к пространственной оценке движений, большой степени развивается под воздействием целенаправленных упражнений, прирост точности движений отличается на начальном этапе обучения, способность тонко дифференцировать движения во времени и пространстве достигает своего максимального развития к 13-14-летнему возрасту. Точность о временной характеристике наиболее интенсивно формируется в возрасте 11-12 лет.
Цель этапа начальной подготовки в художественной гимнастике состоит в выявлении способностей детей и осуществлении разносторонней начальной подготовки. Украинские и российские специалисты сходятся во мнении, что возраст 5—6 лет наиболее благоприятный для начала регулярных занятий художественной гимнастикой. Ранняя специализация в художественной гимнастике должна предусматривать учет особенностей работы с юными спортсменками, связанными с их возрастом. К основным задачам этапа начальной подготовки относятся:
• укрепление здоровья и гармоническое развитие форм и функций
организма девочек;
• формирование правильной осанки и гимнастического стиля
выполнения упражнений;
• разносторонняя общая физическая подготовка и начальное развитие всех специальных физических качеств;
• специально-двигательная подготовка — развитие умения чувствовать и дифференцировать различные параметры движений, реакций на движущийся предмет;
• начальная техническая подготовка на видах многоборья — овладение подготовительными, подводящими и простейшими базовыми элементами
техники без предмета (прыжки, равновесия, повороты, наклоны, волны, взмахи, пружинные движения) и с предметами (хваты, броски, ловли, передачи, вращения);
• начальная хореографическая подготовка — овладение простейшими
элементами классического, историко-бытового и народного танцев;
• начальная музыкально-двигательная подготовка — игры и импровизации под музыку, музыкально- ритмические упражнения;
• привитие интереса и потребности к регулярным занятиям художественной гимнастикой, воспитание дисциплинированности, аккуратности и старательности;
• участие в показательных выступлениях и детских соревнованиях.
Основные средства начальной подготовки: упражнения в беге и ходьбе;
партерная разминка с элементами школы, общей и специальной физической
подготовки, упражнения хореографии, подводящие элементы без предмета;
простейшая разминка у гимнастической стенки; "обучающие" уроки с
предметами; комплексы или простейшие комбинации без предмета, со
скакалкой, мячом, лентой, развивающие мелкую моторику; несложные
показательные танцевально-спортивные комбинации, которые пригодны для
показа на маленькой площадке; подвижные и музыкальные игры;
соревнования по физической и технической подготовке, открытые уроки для
родителей [6,7].
Цель этапа предварительной базовой подготовки в художественной гимнастике — сформировать у спортсменок надежную базу двигательных умений и навыков из арсенала средств технической и физической подготовки. Известно, что гимнастки в возрасте 8—11 лет отличаются высокой пластичностью функций организма, повышенными способностями к обучению и сенситивным периодом развития координационных и скоростных способностей, пассивной гибкости. Эти особенности важно учитывать при постановке основных задач данного этапа подготовки:
• углубленная и соразмерная в развитии основных физических качеств специальная физическая подготовка;
• углубленная специально-двигательная подготовка (в первую очередь совершенствование способности к оценке и регуляции динамических и пространственно-временных параметров движений с предметами);
• начальная функциональная подготовка — освоение средних по
величине тренировочных нагрузок;
• базовая техническая подготовка — овладение базовыми элементами: равновесиями в основных положениях; техникой прыжков, поворотов, наклонов и специфических движений; фундаментальными элементами с предметами во взаимосвязи с движениями без предмета;
• базовая хореографическая подготовка — овладение элементами всех танцевальных форм в простейших соединениях;
• формирование умения понимать музыку и согласовывать свои
движения с музыкой, знать смысл средств музыкальной выразительности
(характер музыкального произведения, метр, ритм, темп, динамические
оттенки, форма и фразировка);
• базовая психологическая и тактическая подготовка;
• регулярное участие в детских соревнованиях. К основным средствам этапа предварительной базовой подготовки относятся: классическая разминка в партере и у опоры; базовые элементы равновесной, вращательной, прыжковой, акробатической подготовки; фундаментальные элементы в упражнениях с предметами; соревновательные комбинации, соответствующие по трудности разрядным требованиям; комплексы упражнений специальной физической подготовки; музыкально-двигательные занятия по всем основным темам; занятия по психологической и тактической подготовке; регулярные соревнования по физической, тактической подготовке, спортивные соревнования; комплексное тестирование по видам подготовки [8].
Для этапа предварительной базовой подготовки характерно увеличение объема и интенсивности тренировочных нагрузок. Количество
занятий в недельном микроцикле постепенно возрастает от 4 до 6, средняя продолжительность занятия 3—4 часа. Основной формой занятий остается учебное занятие, но постепенно вводятся элементы тренировочного урока. Возрастает значимость индивидуального подхода при развитии физических качеств, составлении соревновательных программ и в формировании личностных особенностей спортсменок. Большее значение приобретает самостоятельная работа и домашние задания. Важным становится воспитание: привязанности к художественной гимнастике, волевых качеств, самодисциплины, требовательности к себе.
На данном этапе подготовки гимнастки чаще принимают участие в соревнованиях различного ранга: от школьных до региональных. Контрольные испытания проводятся в форме приема нормативов по общей и специальной физической подготовке, технической подготовке и контрольных
соревнований. Главная цель раннего обучения- создать прочную основу для воспитания здорового, сильного, работоспособного и гармонично развитого молодого поколения [9,10,11,12].